Урок — практическая работа Свойства уксусной кислоты

Урок-практическая работа
«Свойства уксусной кислоты»

Цель урока: исследовать химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной (этановой) кислоты, выяснить сходство и различие органических и неорганических кислот; развивать практические умения и навыки обращения с веществами и оборудованием; закрепить умения составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот; развивать умения оценивать собственные возможности, умение систематизировать информацию и использовать ее для собственного развития; воспитывать активную жизненную позицию, умение работать в группе и принимать решения, наблюдать, анализировать, делать выводы; формировать осознание необходимости знаний и жизненные установки на безопасное поведение.
Оборудование и реактивы: инструктивные карточки, шаростержневые модели строения молекул органических соединений; фото с кроссвордом и изображением веселых шаржей практической работы; педагогическое программное средство «Виртуальная химическая лаборатория. 8-11 классы», карточки «Домино».
Лучше один раз увидеть,
Чем сто раз услышать
Народная мудрость
1. Организационный этап урока
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Игра «Отгадай, кто ты»
Карточка с надписью химической формулы уксусной кислоты прикрепляется на спину ученику.
Ученик, не зная, какая формула прикреплена на него, должен определить ее, услышав ответы одноклассников на вопросы, поставленные учителем:
1) к какому классу веществ относится соединение?
2) какие элементы входят в состав молекулы этого вещества?
3) есть ли в молекуле функциональная группа? Ее название?
4) изменяет ли это вещество цвет индикаторов?
5) агрегатное состояние этого вещества при нормальных условиях?
6) имеет ли это соединение запах? Какой?
7) имеет ли вещество вкус? Какой?
8) где чаще всего применяется это вещество?

Вспомните свою встречу с крапивой. Какое вещество вызывает ожоги на коже?
Ключевое слово кроссворда поможет нам дать ответ на поставленный вопрос.
Решите кроссворд:
1


















2














3















4















5
















6













1. Международное название уксусной кислоты (этановая)
2. Соли уксусной кислоты (ацетаты)
3. Продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами (эфиры)
4. Название концентрированной уксусной кислоты (ледяная)
5. Основной тип связи органических соединений (ковалентная)
6. Функциональная группа карбоновых кислот (карбоксильная)
Итак, ключевое слово уксусная. Это ответ на вопрос? Нет, потому что ожоги на коже оставляет муравьиная кислота, которая содержится в клетках крапивы.

Тест
Уксусная и муравьиная кислоты относятся к классу карбоновых кислот.
Закончите предложение: Карбоновые кислоты – это органические вещества, молекулы которых содержат .................., соединенную с ..................... .

Веббинг («паутина слов»)
На доске записано словосочетание «уксусная кислота». Вокруг этого словосочетания «наращиваются» остальные термины, связанные с ним ассоциативно или логически. И эти термины (предметы) найдутся в результате «рыбалки» в носке, содержимое которого: волокна, огурец, скрепка, наклейка от вина, таблетки, духи, шарик (модель атома), стакан с водой, мел, индикатор (метилоранж), лист бумаги, древесный уголь, цветок.
Диаграмма Венна








Уксусная кислота проявляет общие свойства кислот.
3. Применение материала и способов деятельности.
Учитель. Предлагаю опытным путем рассмотреть химические свойства уксусной кислоты.
К вашему вниманию на столе инструктивные карты, которые помогут спланировать последовательность действий, технологию проведения опытов и план записи наблюдений, ответов на вопросы, уравнений реакций.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА-ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Опыт 1. Действие уксусной кислоты на индикаторы.
К раствору уксусной кислоты добавили раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска раствора? О чем это свидетельствует?
Запишите наблюдения и уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________ СН3СООН__________________________________________________________________
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
К раствору натрий гидроксида, окрашенного фенолфталеином, добавили раствор уксусной кислоты до обесцвечивания фенолфталеина. О чем свидетельствуют результаты опыта?
Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции:
_______________________________________________________________________________________________
·_________________________________________________
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В пробирку с раствором уксусной кислоты поместили опилки магния. Что наблюдается? Какой газ выделяется?
Запиши наблюдения, ответы на вопросы и уравнения реакции:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СН3СООН+Mg___________________________________________________
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями.
Добавили карбонат натрия в пробирку с раствором уксусной кислоты. Какой газ выделяется?
Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СН3СООН+Na2СО3_______________________________________________
Чтобы рассмотреть последнее свойство уксусной кислоты, обратимся к древней легенде. В ней рассказывается о том, что царица Клеопатра выиграла оригинальное паре, съев «завтрак», который стоил 100 000 систерций (очень большая сумма). Вот как это описано в повести Г.Хаггарда «Клеопатра – владычица зари»:
«Она вынула из уха одну из огромных жемчужин ... и ... опустила ее в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Когда от нее не осталось и следа, Клеопатра подняла кубок, покрутила его и выпила весь до последней капли».
Каким веществом можно заменить драгоценную жемчужину в школьных условиях? (мел)
Учитель демонстрирует реакцию взаимодействия мела с уксусом.
В пособии «Химия в нашем доме» можно прочитать такой совет: «Чтобы восстановить блеск потемневших со временем золотых и позолоченных изделий, надо оставить на их поверхности на несколько минут ватный тампон, смоченный в уксусе, а затем промыть изделие водой». Объяснить это явление легко, зная, что в ювелирном сплаве спутником золота часто является медь, которая может окисляться с образованием соединения черного цвета (2Cu + O2 2CuO), что и придает золотым вещам тусклость.
Уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлических элементов:
CuO + 2CH3COOH (CH3COO)2Cu + H2O
4. Обобщение материала по вопросу применения уксусной кислоты как незаменимого помощника во многих домашних делах.
ЧТО МОЖЕТ УКСУС?
Используется как приправа к пище
Используется как консервант
Достаточно в воду добавить немного уксуса, и надтреснутое яйцо не вытечет во время варки
Ватным тампоном, смоченным в уксусе, легко вымыть раковины, эмалированную посуду
Чтобы очищенные свежие грибы не чернели, нужно положить их в подсоленную и подкисленную уксусом воду
Запах затхлого хлеба исчезнет, если стенки буфета протереть раствором уксуса
Запах рыбы, лука, чеснока, селедки исчезнет, если посуду сполоснуть водой с уксусом
Жирную посуду, сковородки, кухонные полотенца, губки и щетки легче отмыть, если в воду добавить немного уксуса
Чтобы мухи не залетали в окна, смажьте оконные рамы уксусом
Обтирание уксусом, наполовину разведенным с водой, снижает жар человеческого тела
Увядшая зелень станет свежей, если положить ее в воду с уксусом
Волосы после мытья хорошо ополаскивать водой с уксусом: они будут мягкими и блестящими
При варке борща добавляют уксус для закрепления красного красителя из свеклы
От мела на полу, классной доске можно избавиться с помощью водного раствора уксусной кислоты
Уксус, ты могуч!
5. Подведение итогов урока
6. Информация о домашнем задании
Подготовить сообщения по темам:
- «Первое применение уксусной кислоты»,
- «Производство пищевой уксусной кислоты»,
- «Уксусное дерево»
?

?

?

?

?

?

Действие на индикаторы
Взаимодействие с:
металлами
основными оксидами
основаниями
солями

Взаємодействие с:
хлором
спиртами


Неорганические кислоты

Карбоновые кислоты