Дополнительно – образовательная программа «Художественная мастерская»



Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района г. Волгограда








Дополнительно – образовательная программа
«Художественная мастерская»


Для обучающихся 6,6 – 8 лет

Срок реализации: один год






Автор:
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Чаликова Любовь Ивановна












Волгоград 2012


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность реализуется в рамках часов дополнительного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению развития личности: общекультурное.
Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, со статьей 9 Закона РФ «Об образовании», с учетом образовательной потребности и запросов обучения в сфере образования и воспитания образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования (внеурочной деятельности) младших школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.
Характеризуя актуальность данной дополнительной образовательной программы считаю, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. На уроки технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю ( в год – 34 часа). Этого не достаточно, т.к. ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Поэтому данная программа стала дополнением к содержанию уроков технологии. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Система работы построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Цель:
Создание условий для всестороннего развития и воспитания личности младшего школьника.

Задачи:
- формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться;
- формирование целостной картины мира на основе интеграции культурного опыта;
- формирование основ творческой деятельности и культуросообразного поведения;
- формирование умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой; отрабатывать практические навыки работы с инструментами; осваивать навыки организации и планирования работы; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Отличительная особенность от существующих

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, нитками, спичками и др. материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
В процессе занятий используются различные формы занятий: практические занятия, индивидуальная деятельность, выставки творческих работ. А также различные методы обучения:
- по способу организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- по уровню деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Условия реализации программы.
- инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок.
- материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, вата, тесьма, клей ПВА, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожи.
Форма проведения: кружок.
Программа рассчитана на 33 учебные недели по 1 часу в неделю. Всего 33 часа.
Ожидаемые результаты:
Личностный результат:
в процессе занятий у учащихся происходит формирование стремления сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, воспитание в себе терпения и упорства, необходимых в работе, умения работать в группе, терпимости к чужому мнению.
Метапредметный результат (УУД по самоорганизации своей деятельности)
Предметный результат:
- поделка-сувенир
Первый уровень:
К концу года обучения учащиеся
должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Второй уровень (опыт самостоятельных действий)
должны уметь:
- самостоятельно анализировать изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу.
Третий уровень
должны уметь:
- презентовать свою работу на выставках детских работ, как местных (на базе кружка, лицея), так и на районных и др.
- изготовление поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, ветеранов, учителей и т.д.;
- принимать участие в оформлении класс зала для проведения праздничных утренников.
Способы определения результативности:
Программа считается освоенной, если ребенок посетил не менее половины занятий и поучаствовал в четырех из шести зачетных мероприятиях. Обучающиеся, добившиеся наибольших успехов, по итогам года получают грамоту.

Формы подведения итогов:
- участие в выставках, конкурсах, как местных (на базе кружка, лицея), так и на районных, городских, областных и др.
- защита проекта


Учебно-тематический план


№п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
Зачет

1
Вводное занятие. Ознакомление детей с планом кружка. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

-

2
Игрушки – сувениры из бумаги и картона.

9

1

7

1

3
Работа с гофрированной бумагой. Техника торцевание.
8
1
6
1

4
Игрушки – сувениры из скорлупы.
8
1
6
1

5
Игрушки – сувениры из бросового материала.
6
1
4
1

6
Итоговое занятие. Выставка творческих работ учащихся.
1
-
-
1

7
Итого:
33
5
23
5



Содержание курса

Тема 1.
Вводное занятие.
Ознакомление детей с планом и особенностями кружка. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Игрушки – сувениры из бумаги и картона ( 9ч ):
1. Теоретический час.
Виды бумаги, история, виды изделий, свойства, способы работы (способы сгибания, способы складывания), пластичность материала, создание изделий, работа с ножницами.
Викторина "Эта чудесная бумага".

2. Аппликация из бумажных салфеток. «Барашек».

3. Игрушка-сувенир из бумажных полос «Мои подсолнухи».

4. Открытка к празднику.

5. Аппликация «Собачка из кругов».

6. Игрушка-сувенир из конусов «Мышка».

7. Бусы для мамы.

8. Оригами. «Елочка к Новогоднему празднику».

9. Зачетный час.
Самопрезентация поделок: «Игрушки – сувениры из бумаги и картона».

Тема 3. Работа с гофрированной бумагой. Техника торцевание ( 8ч ):
1. Теоретический час.
Свойства гофрированной бумаги, создание изделий. Образцы готовых работ.

2. Поделка-сувенир «Мой кактусенок».

3. Поделка-сувенир «Снеговичок».

4. Цветы «Хризантемы».

5. Игрушки для новогодней елки.

6-7. Наша первая коллективная работа.

8. Зачетный час.
Самопрезентация поделок: «Игрушки – сувениры из гофрированной бумаги».

Тема 4. Игрушки – сувениры из скорлупы ( 8ч):
1. Теоретический час.
Свойства скорлупы, её обработка, приемы работы со скорлупой, техника безопасности при работе со скорлупой. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Обработка, хранение. Подготовка материала.
Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия.
Кроссворд "Птицы наших лесов"

2. Игрушка из яичной скорлупы «Рыбка».

3. Игрушка из яичной скорлупы «Осьминожка».

4. Роспись по яичной скорлупе.

5-6. Мозаика из крашеной скорлупы.

7. Пасхальные сувениры.

8. Зачетный час.
Самопрезентация поделок: «Игрушки – сувениры из яичной скорлупы».

Тема 5. Игрушки – сувениры из бросового материала ( 6ч):
1. Теоретический час.
Художественные и технологические особенности, виды бросового материала ( пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки и др.). Подготовка основы, пользование инструментом. Образцы готовых работ.

2. Аппликация из ватных шариков «Ватный пудель».

3. Игрушка из киндер-сюрприза.

4. Игольница из кухонных губок.

5. Букет из пластиковых стаканчиков.

6. Зачетный час.
Самопрезентация поделок: «Игрушки – сувениры из бросового материала».

Тема 6. Итоговое занятие. Выставка лучших творческих работ учащихся (1ч).


Список литературы:

Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М. Просвещение. 2002г.
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007
Е.А.Гайдаенко "Нечто из ничего", изд. "Феникс" г Ростов- на - Дону, 2008г.
4. Н.С. Чернякова. "Уроки детского творчества", изд. "Родничок" г. Тула, 2002г.
Страна Мастеров. (Интернет сайт).











15