Программа по внеурочной деятельности художественная мастерская


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кузнечихинская средняяя школа»
Ярославского муниципального района

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
объединения «Художественная мастерская »
1-4 класс


2016 г.
д. КузнечихаСОДЕРЖАНИЕ.
1 класс
Живопись.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия. Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций.
Практическая работа:
«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.), «Что могут краски» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. «Разноцветные шарики», «Изображать можно пятном». Акварель
«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. «Силуэт дерева». Изображение дерева с натуры. «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»
«Красоту нужно уметь замечать». Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Рисуем дерево тампованием. «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). «Красивые рыбы». Гуашь. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Пейзаж. Путешествие в страну пейзажа. Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж». Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Теплые цвета. Стихия – огонь. Акварель. Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.
Графика.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью.
Практическая работа:
Рисование по памяти в карандаше «Моя мама». Творческая работа.
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа:
«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
Аппликация
Знакомство с разными техниками, аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа:
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Орнаментальная композиция. Подарок для мамы.
Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа:
«Зимний лес». Характер деревьев. Вырезание силуэтов.
Работа с природными материалами
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа:
«Цветы и бабочки». Декоративное панно из крупы и семян.
2 класс
Живопись.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Оттенки цветов на основе смешения. Использование в работе различных материалов и техник. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций.
Практическая работа:
Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятии. «Лето красное». Рисунок по памяти. В гости к народным умельцам. Хохломская роспись. С использованием ИКТ. В гости к народным умельцам. Гжельская керамика. С использованием ИКТ. Понятие «фантазия». Кружева в природе. Вологодские кружева. С использованием ИКТ. Рисунок по образцу. Оренбургские платки. С использованием ИКТ. Роспись платка. Человеческая красота в работах Св. Рериха. С использованием ИКТ. И. Билибин. Знакомство с творчеством. Беседа по картинам. Цветовая передача положительных и отрицательных героев в работах И. Билибина и В. Васнецова. Беседа по картинам. Головные женские уборы.Роспись кокошника. С использованием ИКТ. Подведение итогов. Выставка работ.
Графика.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью.
Практическая работа:
Знакомство с творчеством художника-космонавта А. Леонова. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению «сказка о космосе». В карандаше. Выпуск стенной газеты «Это интересно» на тему: космос. Украшение избы. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению. В карандаше.
Наличники окон. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению. В карандаше. Предметы быта в старину. С использованием ИКТ. Оружие богатырей. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению.
Скульптура
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами - глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа:
Понятие «скульптура» Художественные материалы для работы в объеме. Дымковская игрушка. Основные приемы лепки животных. Роспись дымковской игрушки. Знакомство с основными узорами росписи. Лепка дымковской игрушки (по выбору). Роспись готовой игрушки. Составление викторины по народным промыслам (Дымково, Хохлома, Гжель)
Аппликация
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа:
Составление узора из геометрических элементов. Аппликация. Бумажные фантазии. Аппликация в стиле «мозаика». Творческий проект «Цветочная клумба нашего школьного двора». Творческий проект «Цветочная клумба нашего школьного двора». Защита.
Бумажная пластика
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа:
Квиллинг – искусство бумагокручения. Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов. Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов. Защита. Подготовка к выставке работ.

Работа с природными материалами
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа:
Осенний пейзаж с помощью осенних листьев. Смешение цветов.
3 класс
Живопись.
Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа:
Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. «Лето, ах лето!». Рисунок гуашью.Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». Роспись посуды элементами хохломской, городецкой, дымковской росписи. Животные подводного мира. Рисунок по представлению. Фантастическое животное в сказках и мифах. С использованием ИКТ, книг и иллюстраций. Фантастическое животное. Рисунок по представлению. Итоговая выставка детских работ.
Графика.
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа:
Книжка-малышка. Подарок сестренке (братишке). Обзор детских книжек. Творческий проект. Обложка. Подбор сюжета. Оформление иллюстраций. Книжка – малышка. Защита проекта
Поздравительная открытка (декоративная закладка). Улицы и парки городов. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению. Изображение и фантазия. Создание проекта «Необычные здания». С использованием ИКТ. «Необычные здания». Защита проекта. Парки, скверы и бульвары в моём городе. Рисунок по представлению. С использованием ИКТ. Деревянное узорочье изб. Занятие с применением ИКТ. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия).
Кузнецы России. Металлические кружева. С использованием ИКТ. Уличные фонари. Рисунок по представлению. С использованием ИКТ.
Скульптура.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа:
В стране мастеров игрушек. Народный игрушечный промысел. Занятие с использованием ИКТ. Игрушка-конь у мастеров Полхов - Майдана, Каргополя, Дымковской игрушки, Городца
Выставка поделок «Чудо - кони». Твоя игрушка (создание формы, роспись). Информационный проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновская, абашевская, дымковская. Пластилиновая живопись «Дымковская игрушка».
Аппликация.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа:
Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. Разработка эскиза для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением (используя технику трафарета или штампа). Творческий проект: книжка-самоделка «Я люблю свою игрушку». История кукольного ремесла в России (куклы тряпичные и деревянные). Мастерицы-одевальщицы кукол. Создание куклы-крутки. Кукла-оберег. Домовой. С использованием ИКТ.
Бумажная пластика.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа:
Творческий проект. Подвижная игрушка-дергунчик лошадка. Творческая работа « Бумажный фонарь». «Подводное царство». Создание объемного панно. Коллективная работа. Сказочное дерево. Силуэтное вырезание формы. Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги)
Работа с природными материалами.
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа:
Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» (шишки, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки).4 класс
Живопись.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций.
Практическая работа:
Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Первичные цвета. Цветовая гамма. Красоту нужно уметь замечать. Монотипия. «Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования. «Осенние листья». Зарисовка разных по форме и окраске листьев деревьев. «Изображение осеннего букета». Рисунок по представлению. «Прощай осень». Беседа по картинам. Рисунок по представлению. Пернатые друзья. Рисунок по описанию.
Объёмное изображение животных в различных материалах. Творческая коллективная работа.
«Зимняя красавица». Зарисовка ветки ели или сосны. С натуры. «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта в акварели. «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа. Беседы по картинам. «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа. Рисунок акварелью в холодных тонах.
«В гостях у сказки». Беседа по картинам художников - иллюстраторов. Групповая работа.
«В гостях у сказки». Защита работы. Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством городецких мастеров. Элементы городецкой росписи. Отработка приемов выполнения отдельных элементов. Городецкие цветы. Роспись доски. Городецкая птица. Роспись шкатулки. Отчетная выставка творческих работ.
Графика.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо - ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью.
Практическая работа:
Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики.
Линия и штрих в графике. Астры. Зарисовка цветными карандашами цветов. «Изображать можно пятном». Серые зайчата. «Старинный терем». Рисование графическими материалами. Я – художник. Законы композиции. Композиционный центр. Рисунок на свободную тему. «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта в карандаше.
Скульптура
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа:
Красивые рыбы. Рисуем пластилином. С использованием ИКТ.

Аппликация
Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа:
Орнамент из геометрических фигур. «Птицы волшебного сада». Создание декоративного панно. Творческая работа. Защита проекта. « Искусство своими руками». Творческая работа на свободную тему.
Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа:
«Узоры на крыльях». Выполнение в технике квиллинг.
Работа с природными материалами
Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычно «куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа:
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1 класс
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;
Обучающиеся получат возможность для формирования:умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
различные приёмы и техники изобразительной деятельности;
способность оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
МетапредметныеПознавательные:
У обучающегося будут сформированы умения:
высказываться в устной форме;
строить рассуждения об объекте;
Обучающиеся получат возможность для формирования:знаний видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
эстетической оценки явлений природы, событий окружающего мира;
способностей использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
Регулятивные:
У обучающегося будут сформированы умения:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные:
У обучающегося будут сформированы умения:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:согласованно, работать в группе:
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
Предметные:
У обучающегося будут сформированы умения:
Рисовать понятия: линия, штрих, пятно, точка;
Рисовать с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзаж с фигурами людей, животных.
Изображать «ритм», «симметрию», «асимметрию»;
Использовать свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки;
Изображать свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновую растяжку;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:Рисовать творческие композиции с применением приёмов монотипии;
Использовать возможности мягкого материала для лепки - глину и пластилин;
Работать с техникой обрывной аппликации; «вырезанная аппликация»;
Работать с бумагой: скручивать, сгибать, складывать гармошкой, надрезать, склеивать части, сминать бумагу с целью получения заданного образа;
Использовать природный материал: корни, шишки, семена, камни, мох и т.д для создания композиций;
2 класс
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности
Обучающиеся получат возможность для формирования.духовные и эстетические потребности;
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как
одного из средств самовыражения в социальной жизни;

Метапредметные:
Познавательные:
У обучающихся будут сформированы умения:
анализировать объекты, выделять главное;
проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;

Регулятивные:
У обучающихся будут сформированы умения:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные:
У обучающихся будут сформированы умения:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:согласованно, работать в группе:
а) планировать свою работу в группе;
б) распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
У обучающихся будут сформированы умения:
•Рисовать понятия: линия, штрих, пятно, точка;
•Рисовать с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзаж с фигурами людей, животных.
•Изображать «ритм», «симметрию», «асимметрию»;
•Использовать свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки;
•Изображать свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновую растяжку;
•Рисовать творческие композиции с применением приёмов монотипии;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:Использовать основные приёмы работы со скульптурным материалом: защепление, заминание, вдавливание и т.д.;
Работать с пластикой плоской формы (изображение листьев);
Использовать технику обрывной аппликации;
Работать с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Использовать силуэтное вырезание формы;
Получать объём с помощью мятой бумаги;
Использовать в работе природный материал: скорлупу грецких орехов, молодые побеги, шишки, косточки, семена и т.д.
3-й класс
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
самостоятельность определения и объяснения своих чувств и ощущений, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Обучающиеся получат возможность для формирования:понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
Метапредметные:
Познавательные:
У обучающегося будут сформированы умения:
Проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Регулятивные:
У обучающегося будут сформированы умения:
•планировать свои действия;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные:
У обучающегося будут сформированы умения:
•учитывать разные мнения;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться, приходить к общему решению;
•соблюдать корректность в высказываниях;
•задавать вопросы по существу;
•использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:•учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Предметные:
У обучающегося будут сформированы умения:
Получать цветовое пятно, используя тёплые и холодные цвета;
Изменять цвет в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской;
Получать линию путём разного нажима на графический материал;
Использовать разные варианты работы цветными карандашами и фломастерами.
Использовать основные приёмы работы со скульптурным материалом: защепление, заминание, вдавливание и т.д.;
Работать с пластикой плоской формы (изображение листьев);
Использовать технику обрывной аппликации;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:Работать с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Работать с листом бумаги: скручивать, сгибать, складывать гармошкой, надрезать, склеивать части, сминать бумагу с целью получения заданного образа.
Создавать небольшие объёмные пейзажи, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
4 класс
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
Метапредметные:
Регулятивные:
У обучающегося будут сформированы умения:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные:
У обучающегося будут сформированы умения:
использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные:
У обучающегося будут сформированы умения:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
У обучающегося будут сформированы умения:
Рисовать с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзаж с фигурами людей, животных.
Изображать «ритм», «симметрию», «асимметрию»;
Использовать свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки;
Изображать свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновую растяжку;
Рисовать творческие композиции с применением приёмов монотипии;
Использовать основные приёмы работы со скульптурным материалом: защепление, заминание, вдавливание и т.д.;
Работать с пластикой плоской формы (изображение листьев);
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
Работать над рельефом: продавливать карандашом пространство пластилиновой плиты около изображения, т. е. получать двух уровней изображение.
Работать в аппликации с различными материалами, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Работать над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Выполнять композиции на заданные темы на ограниченном пространстве
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
кол-во часов кол-во часов кол-во часов кол-во часов
Живопись
26 12 7 20
Графика
2 7 12 6
Скульптура
1 6 4 1
Аппликация
2 4 5 4
Бумажная пластика
1 4 5 1
Работа с природными материалами 1 1 1 2
Итого
33 34 34 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс
№ занятия Дата
прове-денияХарактеристика
деятельности учащихся
1. Вводное занятие (1 ч.)
1 «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) Знакомятся с новым занятием по внеурочной деятельности, изучают особенности материалов и инструментов живописи, повторяют правила безопасности на занятиях.
2. «Знакомство с королевой Кисточкой» (6 ч.)
2 «Что могут краски» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. Развивают умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета; составляют три основных цвета путем смешивания цветов.
3 «Разноцветные шарики», «Изображать можно пятном». Акварель Отрабатывают приёмы рисования кругов в разных направлениях, плавное движение. Раскрашивают приёмом «размыть пятно».
4 «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. Знакомятся со свойствами черной краски. Отрабатывают приём рисования кругов в разных направлениях.
5 «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. Рассматривают и обсуждают иллюстрированный материал. Отрабатывают приёмы: примакивания кисти боком, от светлого к тёмному. Подбирают цвета для рисунка, выбирают композиции, работают в цвете. Знакомятся с техникой тычка.
Готовятся к работе с линией.
6 «Силуэт дерева». Изображение дерева с натуры. Передают в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
7 «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Развивают умение смешивать цвета, передавать настроение.
3. «Объемное изображение » (1 ч.).
8 «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Отрабатывают приемы работы с пластичным материалом.
4. «Зимние фантазии» (11 ч.)
9 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» Наблюдают, развивают умение видеть прекрасное, любить родную природу.
10 «Красоту нужно уметь замечать». Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Углубляют знания о линии (толщина и направление), приемах работы с кистью (всей кистью, концом, печатки- тычки), знания о контрастных цветах, звонких и ярких красках.
11 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Закрепляют понятие «орнамент». Отрабатывают приёмы: смешение цвета с белилами.
12 Рисуем дерево тампованием. Создают творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
13 «Зимний лес». Характер деревьев. Вырезание силуэтов. Знакомятся с техникой вырезания из листа бумаги.
14 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Развивают умение рисовать пропорции человеческого лица.
15 «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Рисуют впечатления от новогодних праздников, рисуют человека в одежде.
16 «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. Рисуют, используя холодную гамму цветов. Творческая работа.
17 «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. Отрабатывают приемы в декоре дома – линия зигзаг. Творческая работа.
18 «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Закрепляют знания о холодной цветовой гаммы.
Рисуют елочки (фон – голубой, гуашь, снег – набрызгом) по свободному выбору материала.
19 «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). Знакомятся с оплетающими линиям, рисуют по линиям лабиринта пальцами, глазами. Графическое отображение линий. Играют в прятки по картинкам. Закрепляют знания о классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые.
5. « Мир полон приключений» (2 ч.)
20 «Красивые рыбы». Гуашь. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. Отрабатывают приёмы изображения волнистых линий. Закрепляют навык – промакивание кистью.
21 «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. Отрабатывают технику рисования: работа над формой, размером, цветом и линией. Расширяют знания о предметном мире, его назначении и классификации. Используют в рисовании прием вертикального мазка (рисование концом кисти тонких линий).
6. «К нам пришла весна» (6 ч.)
22 «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. Закрепляют знания о теплой цветовой гаммой. Смешивают краски. Закрепляют понятия: пятно, линия, точка.
23 Рисование по памяти в карандаше «Моя мама». Творческая работа. Развивают умение рисовать пропорции человеческого лица.
24 «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». Соотносят цвет и музыку, настроение в цвете.
25 «Цветы и бабочки». Декоративное панно из крупы и семян. Работают над композицией (расположение узора в различных формах).
26 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные .Работают над композицией (расположение узора в различных формах). Учатся составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора – кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом.
27 Орнаментальная композиция. Подарок для мамы. Знакомятся с новой техникой – рисование нитками. Выполнение линий: волнистые, зигзаг.
Получают знания о нежных красках, сближенных цветах.
7. «Натюрморт, портрет, пейзаж» (5 ч.)
28 Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Знакомятся с понятием: тон, тоновая растяжка.
29 Пейзаж. Путешествие в страну пейзажа.
Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж».
Узнают основные законы в рисовании пейзажа. Знакомятся с понятием «линейная и воздушная перспектива». Составляют композиции, подбирают названия. Просматривают репродукции картин художников.
30 Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Закрепляют знания о холодной цветовой гамме. Смешивают краски. Рисуют по методу ассоциаций.
31 Теплые цвета. Стихия – огонь. Акварель. Рисуют по методу ассоциаций.
32 Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. Рисуют с натуры плоские и объемные предметы, формы предмета, высоту, ширину, глубину предмета.
8. Итоговое занятие (1 ч.)
33 Итоговое занятие, выставка работ. Обобщают работу, проделанную за год, готовят выставку рисунков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2-й класс

п/п Дата
Проведения Тема раздела, занятия Характеристика
деятельности учащихся
1. Вводное занятие (1 ч.)
1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятии.
«Лето красное». Рисунок по памяти. Знакомятся с новым занятием по внеурочной деятельности, изучают особенностей материалов и инструментов живописи, повторяют правила безопасности на занятиях.
2. Радуга цвета (8 ч) 2. «Осень, осень». Рисунок акварелью по представлению. Различают основные и составные, теплые и холодные цвета; составляют три основных цвета путем смешивания цветов
3. Осенний пейзаж с помощью осенних листьев. Смешение цветов Составляют разнообразные оттенки на основе смешения цветов, работают отпечатками листьев.
4. В гости к народным умельцам. Хохломская роспись. С использованием ИКТ. Используют в работе разнообразные художественные материалы и техники, определяют (узнают) произведения традиционных народных художественных промыслов . 5. В гости к народным умельцам. Гжельская керамика. С использованием ИКТ. Используют в работе разнообразные художественные материалы и техники, определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов Дымкова, Хохломы, Гжели. Учатся выбирать и подбирать цвет для дымковской игрушки, деревянной посуды Хохломы, гжельской керамики.
6. Знакомство с творчеством художника-космонавта А. Леонова. С использованием ИКТ. Знакомятся с творчеством художника-космонавта А.Леонова.
7. Рисунок по представлению «сказка о космосе». В карандаше. Подбирают цвета для рисунка, выбирают композиции, работа- ют в цвете.
8. Выпуск стенной газеты «Это интересно» на тему: космос Выбирают материалы, цветовое решение, подбирают материала для газеты (групповая работа)
3. Материал для создания скульптуры (5 ч)
9. Понятие «скульптура» Художественные материалы для работы в объеме. Знакомятся со скульптурой как видом изобразительного искусства. Изучают особенностей материалов и инструментов для скульптуры.
10. Дымковская игрушка. Основные приемы лепки животных Совершенствуются в приемах лепки объемной формы. Выбирают игрушки для лепки и лепка игрушки.
11. Роспись дымковской игрушки. Знакомство с основными узорами росписи. Совершенствуются в приемах росписи объемной формы. Выбирают цвет для росписи игрушки.
12. Лепка дымковской игрушки (по выбору) Совершенствуются в приемах лепки объемной формы. Выбирают животного для лепки, создают композицию с использованием разных материалов.
13. Роспись готовой игрушки.
Совершенствуются в приемах росписи объемной формы. Выбирают цвета для росписи животного.
14. Составление викторины по народным промыслам (Дымково, Хохлома , Гжель) Составляют викторины по народным промыслам (работа в группах). Использование ИКТ.
4. Мир полон фантазий (10 ч)
15. Понятие «фантазия». Кружева в природе. Знакомятся с понятием «фантазия».
16. Вологодские кружева. С использованием ИКТ. Рисунок по образцу. Знакомятся с вологодскими кружевами, выполняют несколько элементов, напоминающих кружево.
17. Оренбургские платки. С использованием ИКТ. Роспись платка. Знакомятся с красотой оренбургских платков, составляют узор, цветовое решение, выполняют росписи платка.
18. Украшение избы. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению. В карандаше. Наблюдают (презентация), как украшали избы на Руси. Составляют элементарный узор по украшению избы.
19. Наличники окон. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению. В карандаше. Знакомятся с историческими событиями, наблюдают на иллюстративном материале (ИКТ),
наличники и самостоятельно
составляют и выполняют узор
для наличников.
20. Составление узора из геометрических элементов. Аппликация. Строят фигуры из геометрической мозаики.
21. Бумажные фантазии. Аппликация в стиле «мозаика» Фантазируют, что можно выполнить из бумаги и выполняют изделие.
22. Квиллинг - искусство бумагокручения. Знакомятся с новым искусством «квиллинг», выполняют поделку в технике «квиллинг»
23. Творческий проект «Цветочная клумба нашего школьного двора» Составляют плана выполнения проекта (порядка действий), выбирают материал, инструменты.
24. Творческий проект «Цветочная клумба нашего школьного двора». Защита. Готовят выставку работ
5. До одеяния было украшение (9 ч)
25. Человеческая красота в работах Св. Рериха. С использованием ИКТ. Знакомятся с картинами Св.Рериха, наблюдают над выражением характера человека через его облик.
26. И. Билибин. Знакомство с творчеством. Беседа по картинам.
Рассматривают картины художника И.Билибина, обсуждают и беседуют по картинам.
27. Цветовая передача положительных и отрицательных героев в работах И. Билибина и В. Васнецова. Беседа по картинам. Рассматривают картины художников И.Билибина и В. Васнецова, обсуждают и беседуют по картинам.
28. Предметы быта в старину. С использованием икт. Наблюдают (презентация), как люди украшали предметы быта.
29. Головные женские уборы. Роспись кокошника. С использованием ИКТ. Знакомятся со знаками-символами, которые использовали для украшения
женских уборов.
30. Оружие богатырей. С использованием ИКТ. Рисунок по представлению. Знакомятся со знаками-символами, используемыми для украшения оружия.
31. Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов. Нарезают бумагу для бус, разрабатывают эскиз изделия и начинают изготавливать бусы на основе своего эскиза (чертежа)
32. Творческий проект: изготовление бус из бумаги старых глянцевых журналов. Защита. Работают по изготовлению бус (работа в группах)
33. Подготовка к выставке работ. Выбирают изделия и материалы для изготовления работ.
6. Итоговое занятие (1 ч.)
34. Подведение итогов. Выставка работ учащихся. Используют в работе разнообразные худож. материалы, готовят выставку.
Календарно-тематическое планирование.
3-й класс
№ п/п Дата Тема занятия Характеристика учебной деятельности учащихся
1 Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. «Лето, ах лето!». Рисунок гуашью. Знакомятся с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях, с планом работы на занятиях.
Применяют основные средства художественной выразительности. Развивают композиционное мышление и воображение, создают творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных в природе.
2 Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». Развивают композиционное мышление и воображение. Различают основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различают жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж.
3 В стране мастеров игрушек.
Народный игрушечный промысел. Создавают форму постройки, находить нужную информацию и пользоваться ею. Различают образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан. Различают образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан.
4 Занятие с использованием ИКТ. Игрушка-конь у мастеров Полхов -Майдана, Каргополя, Дымковской игрушки, Городца
Выставка поделок «Чудо-кони» Различают образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан. Участвуют в выставке, оформляют самостоятельно выставку.
5 Твоя игрушка (создание формы, роспись).
Информационный проект: элементы росписи народных игрушек: филимоновских, абашевских, дымковских. Характеризуют и эстетически оценивают разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Видят и объясняют образное содержание конструкции и украшения предмета.
6 Роспись посуды элементами хохломской, городецкой, дымковской росписи. Овладевают навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования изобразительными средствами.
7 Творческий проект. Подвижная игрушка-дергунчик лошадка. Участвуют в творческом проекте по изготовлению подвижной игрушки-дергунчика8 Пластилиновая живопись «Дымковская игрушка» Создают выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового решения.
9 Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. Разработка эскиза для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением ( используя технику трафарета или штампа). Выделяют роль художников в создании обоев, штор. Разрабатывают эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением ( используя технику трафарета или штампа).
10 Книжка-малышка. Подарок сестренке (братишке). Обзор детских книжек. Творческий проект. Обложка. Узнают о книге, как о произведении изобразительного искусства.
11 Подбор сюжета. Оформление иллюстраций. Изготавливают книжку-миниатюру в группах
12 Книжка – малышка. Защита проекта Понимают роль художника в создании книг, многообразие видов книг. Отличают назначение книг, оформляют обложку иллюстрации. Находят различие и роль обложки, шрифта, буквицы. Умеют самостоятельно оформлять обложку, используя придуманный шрифт.
13 Поздравительная открытка (декоративная закладка). Выполняют простую графическую работу, различать виды графических работ. Различают литографию от гравюры. Выполняют эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
14 Творческий проект: книжка-самоделка «Я люблю свою игрушку». Участвуют в творческом проекте. Развивают творческие способности.
15 Улицы и парки городов. С использованием икт. Рисунок по представлению. Участвуют в диалоге. Развивают художественное объёмно – пространственное мышление.
16 Изображение и фантазия. Создание проекта «Необычные здания». С использованием икт. Создают творческие работы на основе собственного замысла. Используют адекватные выразительные средства в творческой работе.
17 «Необычные здания». Защита проекта. Применяют знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, используют художественные материалы.
18 Парки, скверы и бульвары в моём городе. Рисунок по представлению. С использованием икт. Участвуют в диалоге. Развивают художественное объёмно – пространственное мышление.
19 Деревянное узорочье изб. Занятие с применением ИКТ. Знакомятся с украшениями деревянных изб.
20 Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия). Находят нужную информацию в разных источниках, и пользоваться ею. Находят памятники, посвященные событиям Гражданской и Отечественной войны. Знают памятники города, места их нахождения.
21 Кузнецы России. Металлические кружева. С использованием ИКТ. Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
22 Уличные фонари. Рисунок по представлению. С использованием ИКТ. Знакомятся с разными инженерными формами и видами фонарей. Придумывают свои собственные фонари.
23 Творческая работа « Бумажный фонарь». Придумывают свои собственные фонари. Развивают художественное объёмно – пространственное мышление.
24 Животные подводного мира. Рисунок по представлению. Рассматривают, изучают и анализируют строение реальных животных, изображают животных, выделяя пропорции частей тела
25 «Подводное царство». Создание объемного панно. Коллективная работа. Применяют основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; используют навыки конструктивной работы с бумагой.
26 История кукольного ремесла в России (куклы тряпичные и деревянные) Знакомятся с историей кукольного ремесла в России, применяя на практике
27 Мастерицы-одевальщицы кукол. Создание куклы-крутки. Знакомство с мастерицами-одевальщицами кукол, используют средства ИКТ
28 Кукла-оберег. Домовой. С использованием ИКТ. Знакомство с мастерицами-одевальщицами кукол, используют средства ИКТ
29 Фантастическое животное в сказках и мифах. С использованием ИКТ, книг и иллюстраций. Знакомятся с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; сказочными персонажами (кентавр, русалка и т.д.); закрепляют знания о жанре анималистики. Знакомятся с техникой работы гелевыми ручками и фломастерами.
30 Фантастическое животное. Рисунок по представлению. Знакомятся с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; сказочными персонажами (кентавр, русалка и т.д.); закрепляют знания о жанре анималистики. Знакомятся с техникой работы гелевыми ручками и фломастерами.
31 Сказочное дерево. Силуэтное вырезание формы.
Вырезают силуэтные формы, используя цветную бумагу
32 Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги)
Изображают деревья, кустарники путем скручивания, сминания и приклеивания бумаги.
33 Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» (шишки, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки).Сравнивают, сопоставляют природные формы с архитектурными постройками, придумывают разнообразные конструкции, участвуют в создании коллективной работы.
34 Итоговая выставка детских работ. Рассказывают о своих достижениях, готовят выставку работ. Учатся быть объективными в оценке работ своих товарищей.
Календарно-тематическое планирование. 4 класс
№ п/п Дата проведения Наименование раздела, темы Характеристика деятельности учащихся
1. Вводная часть
1. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Знакомятся с занятиями , изучают особенности материалов и инструментов живописи, повторяют правила безопасности на занятиях.
2. « В гостях у художника графика».
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка
2. Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики. С использованием ИКТ. Знакомятся с графикой как видом изобразительного искусства, с правилами, приемами, техникой, материалами, инструментами, необходимыми для работы.
3. Линия и штрих в графике. Астры. Зарисовка цветными карандашами цветов Знакомятся с особенностями передачи выразительности графической композиции.
4. «Изображать можно пятном». Серые зайчата. Изучают основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передают форму, очертания предметов .Упражняются в передаче разной тональности серого цвета посредством рисования с разной силой нажима.
5. «Старинный терем». Рисование графическими материалами. Знакомятся с понятием «архитектура». Изображают архитектурные сооружения в изобразительном искусстве.
3. «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета
6. Первичные цвета. Цветовая гамма. Знакомятся со цветоведением, материалами, инструментами, техникой акварельной живописи и гуашевыми красками. Знакомятся с понятием о разнообразии цвета, светлоте, насыщенности, основных и дополнительных цветах ,теплой и холодной цветовой гамме.
7. Красоту нужно уметь замечать. Монотипия. Видят неброскую и «неожиданную» красоту в природе. Рассматривают различные поверхности: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развивают зрительно - поэтические впечатления. Знакомятся с техникой монотипии.
8. «Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования. Развивают композиционное мышление и воображение, создают творческие работы на основе собственного замысла, используют художественные материалы (тампон, кисть).
9. «Узоры на крыльях». Выполнение в технике квилинг. Применяют выразительные средства для реализации собственных замыслов в рисунке. Определяют последовательность выполнения работы. Изображают с натуры, по памяти и по воображению бабочки.
4. «Изображение растительного мира». Изображение животного мира.
10. «Осенние листья». Зарисовка разных по форме и окраске листьев деревьев. Умеют видеть красоту осени. Ведут наблюдения в окружающем мире. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать.
11. «Изображение осеннего букета». Рисунок по представлению Изображают на заданную тему. Развивают наблюдательность. Умеют видеть красоту в природе. Выражают свое отношение к красоте осенней природы. Изображают букет цветов с росой и веточками деревьев.
12. «Прощай осень». Беседа по картинам. Рисунок по представлению. С использованием ИКТ Знакомятся с композициями выдающихся художников на тему осени. И. И. Левитан, И. Бродский. Выражают свое отношение к красоте осенней природы. Изображают линию горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.
13. Красивые рыбы. Рисуем пластилином. С использованием ИКТ. Повторяют правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбирают и применяют выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке. Развивают наблюдательность за подводным миром. Анализируют, сравнивают, обобщают и передают их отличительные черты.
14. Пернатые друзья. Рисунок по описанию. Изображают птиц по памяти и представлению. Знают особенности строения и формы птиц. Осознают бережное отношение к редким видам птиц.
15. Объёмное изображение животных в различных материалах. С использованием ИКТ. Творческая коллективная работа. Отражают чувства и идею в произведениях искусств. Знакомятся с творчеством художников – анималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Умеют ценить то, что создано руками человека.
16. «Зимняя красавица». Зарисовка ветки ели или сосны с натуры. Повторяют правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяют восприятию и передаче красоты. Ведут наблюдения в окружающем мире. Умеют анализировать, сравнивать и обобщать, передавать их типичные черты.
5. «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
17. Я – художник. Законы композиции. Композиционный центр. Рисунок на свободную тему. Знают основные законы композиции, выбирают главный композиционный центр. Развивают навыки грамотного отображения пропорций ,объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
18. «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта в карандаше. Знакомятся с жанром «натюрморт», с произведениями художников. Учатся грамотному расположению предметов на плоскости бумаги. Развивают навыки грамотного отображения пропорций, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
19. «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта в акварели. Выражают свое отношение к миру через цвет Знакомятся с понятиями: свет, тень, оттенок. Закрепляют знания о теплых и холодных цветах ,понятие «цветовой контраст».
20. «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа. Беседы по картинам. Использование ИКТ. Чародейка-зима в произведениях художников, беседа о жанре «пейзаж». Развивают способности наблюдать за природой, задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими. Создают композиционные схемы зимнего пейзажа.
21. «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа. Рисунок акварелью в холодных тонах. Развивают потребность в творчестве. Формируют художественно-графические умения рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.
22. «В гостях у сказки». Беседа по картинам художников - иллюстраторов. Групповая работа. Знакомятся с произведениями изобразительного искусства (В. Васнецов, И. Билибин) и беседуют о красоте мира сказок. Работают над процессом создания композиции. Передают логическую связь между изображаемыми объектами. Использование ИКТ.
23. «В гостях у сказки». Защита работы Работают в цвете. Завершают работу.
6. «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация.
24. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Развивают наблюдательность за растительным и животным миром. Знакомятся с понятием «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
25. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» Знакомятся с видами орнаментов: бесконечный, ленточный и др. Знакомятся с законами построения орнаментов: симметрия, чередование элементов. Находят цветовое решение.
26. Орнамент из геометрических фигур. Знакомятся с орнаментами разных народов мира. Используют различные художественные техники и материалы в аппликации. Знакомятся с техникой безопасности при работе с ножницами.
7. «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
27. Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством городецких мастеров. Применение ИКТ. Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства. Изучают особенности и роль его в жизни человека и общества в целом, роль народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец и др.)
28. Элементы городецкой росписи. Отработка приемов выполнения отдельных элементов. Знакомятся со значением цвета в декоративном искусстве. Беседуют о постановке руки. Выполняют упражнения на примере элементов росписи. Последовательно выполняют городецкие цветы: купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.
29. Городецкие цветы. Роспись доски Знакомятся с традиционными городецкими цветами: розан, купавка, ромашка, бутон, роза. Отрабатывают приемы выполнения элементов росписи.
30. Городецкая птица. Роспись шкатулки. Знакомятся с традиционной городецкой птицей. Городецкий фазан, петухи. Отрабатывают приемы выполнения элементов росписи.
31. «Птицы волшебного сада». Создание декоративного панно. Творческая работа. Составляют декоративное панно в стиле городецких мастеров, используют технику аппликации. Изучают символику и мифологию, связанную с образом птицы в народном искусстве.
32. Защита проекта. Изучают образ коня в мифологии. Изображают коня. Находят цветовое решение образа.
33. « Искусство своими руками». Творческая работа на свободную тему. Проявляют творческую активность, применяют полученные знания на практике .Создают творческий рисунок или декоративную композицию на свободную тему.
8. Оформительские, творческие и выставочные работы.
34. Отчетная выставка творческих работ. Анализируют детскую работу и отбирают лучшие на отчетную выставку.
Формы работы:
1 класс:
-беседы;
-рассматривание;
- экскурсии;
-творческие мастерские;
-викторины;
-выставки;
- ИТК;
-игры;
2 класс:
-беседы;
-рассматривание;
- экскурсии;
-викторины,
- выставки;
-творческие мастерские;
- ИТК;
-игры;
- групповые и коллективные работы;
3 класс:
-беседы;
-рассматривание;
- экскурсии;
-семинары;
- викторины;
-выставки;
-творческие мастерские;
-ИТК;
- групповые и коллективные работы;
-терминологические кроссворды;
4 класс:
-беседы;
- экскурсия,
-семинар,
-викторина,
-выставка;
-творческие мастерские;
-ИТК;
- групповые и коллективные работы;
-терминологические кроссворды;
КОНТРОЛЬ
1-й класс
проектная деятельность
творческая работа
выставки работ
наблюдение
анкетирование
конкурсы
2-й класс
проектная деятельность
творческая работа
выставки работ
наблюдение
тестирование
конкурсы
3-й класс
проектная деятельность
творческая работа
выставки работ
наблюдение
тестирование
конкурсы

4-й класс
проектная деятельность
творческая работа
выставки работ
наблюдение
комплексная работа
конкурсы