Выступление на МО Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности

бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Омска «Начальная общеобразовательная школа №35»




Секция: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности

Тема: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности

Выполнили:
Овечкина Елена Петровна
учитель начальных классов, Розина Тамара Григорьевна
учитель начальных классов,
Шишменцева Елена Васильевна
учитель начальных классов,
БОУ г. Омска «Начальная
общеобразовательная школа №35»
раб.телефон 55 00 28


В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Сегодня школа – единственный социальный институт, пока ещё не утративший способность для осуществления эффективного и массового воспитания граждан своей страны. «Именно общеобразовательной школе принадлежит особо важная роль, так как нравственные ценности формируются наиболее системно, последовательно и глубоко всем укладом школьной жизни. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала».
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Наша начальная школа является социально-культурным центром окраины Кировского округа. В школе со временем сложились свои традиции и обычаи. При этом формирование духовно-нравственных качеств
младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности является одним из важных направлений нашей работы.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Внеурочная деятельность в учреждении организована с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов. В школе работает следующая модель организации внеурочной деятельности:
Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы.
Включение ребенка в систему мероприятий, проводимых в рамках деятельности детского объединения «Росинки», которое является частью воспитательной системы школы. Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся действовать, чувствовать, принимать решения.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Программа организации внеурочной деятельности предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками (праздники, фестивали, конкурсы, акции, дни здоровья, экскурсии, соревнования и т. п.)
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями развития личности, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.



п/п
Направление
Курс
Цель

1
Духовно-нравствен-ное
« Этика: азбука добра»
Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

2
Социальное
« Школа жизни: уроки общения»
Развитие у обучающихся социально значимого комплекса жизненно важных навыков общения.



« Мир вокруг нас»
Расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

3
Общеин-теллектуальное
Клуб «Почитай
ка»
Формирование первоклассников как квалифицированных читателей, расширение читательского кругозора учащихся.



Кружок «Почемуч
ки»
Развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование познавательных потребностей.



Клуб «ШАНС» (школьная академия научных секретов)
Формирование основ проектной деятельности.


4
Общекультурное
«Куколь
ный театр»
Развитие познавательного интереса к театральной деятельности; эстетического восприятия, коммуникативных способностей.



«Вышив
ка»


Развитие художественного вкуса, творческой активности детей и эстетического отношения к действительности средствами вышивки, как наиболее распространенного вида ДПИ.



«Очуме-лые ручки»
Раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.



«Волшеб-ный мир бумаги»
Развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности.



«Соловушка»

Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций

5
Спортивно-оздоровите
льное
Кружок «Ритмика»
Приобщение школьников к искусству хореографии, пластики, развитие художественного вкуса.



Кружок «ОФП»

Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.



Курс «Подвиж-ные игры»
Формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.



Программа «Школа Здоровья».
Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья.


Социальное направление
представлено программой курса « Школа жизни: уроки общения»
Цель курса: развитие у обучающихся социально значимого комплекса жизненно важных навыков общения.
Задачи занятий:
Осознавать, анализировать, понимать, соотносить собственные эмоции и эмоциональное состояние;
Произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния;
Вычленять и точно формулировать проблему;
Все занятия курса предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Это достигается при помощи технологий используемых в современном социально – психологическом тренинге (дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения, рефлексия и др.). Упражнения и задачи, включенные в занятия курса, сконструированны таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно. Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею о том, что человек усваивает 10% того, что слышит; 50% того что видят; 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает сам.
Предметом изучения, анализа, осмысления становятся чувства, эмоции, состояния спровоцированные теми или иными специально организованными действиями учеников, здесь и сейчас. Таким образом, предметом обсуждения становятся не абстрактные идеи, а наглядные факты. Занятия данного курса построены на принципах диалогического общения.
Приложение 1
Игры – тренинги.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
Когда он живёт в мире игры сказки,
музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок».
Василий Александрович Сухомлинский
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека. В рамках внеурочной деятельности я работаю по направлению художественно-эстетического цикла: «Этика: азбука добра».
Данная программа представлена как продолжение внеурочной деятельности в системе учебников «Начальная школа ХХI века». Содержание материалов программы ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. На своих занятиях я говорю с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. Из урока урок мы наполняем нашу жизнь очень важным и необходимым понятием:  добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками.
В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Участие каждого ребёнка в литературных сценках, пьесах даёт ему возможность попробовать свои силы в роли артиста, развивает речь ребёнка, увеличивает его словарный запас, делает его более уверенным в жизни, раскованным, умеющим держаться на сцене перед зрительской аудиторией. Проведение таких мероприятий дает свои результаты. Дети становятся более искренни, терпимы, дружелюбны, свободно выражают свои мысли и эмоции. Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении учащимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.
Всё это в полной мере было бы невозможно без взаимосвязи с родителями, которые вместе с детьми готовят костюмы, украшают помещение, пекут выпечку для детского чаепития, сопровождают детей в поездках в театры и музеи; и даже сами помогают в инсценировке представлений. Только действуя сообща, мы получаем положительный эффект и радость детей от этого совместного времяпрепровождения, похвалы со стороны родителей, гордости за свой успех.
Общекультурное направление представлено кружком «Волшебный мир бумаги».
Цель курса: развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности.
Задачи курса:
Расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Приобщать школьников к народному искусству.
Реализовывать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Помогать детям в их желании создать свои работы общественно значимыми.
Занимаясь в этом кружке, у обучающих закладываются основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В своей практике воспитательной работы  я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых  происходит формирование идеала крепкой, благополучной  семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
  Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа, я - спортивная семья», «День пожилого человека», «Милая, любимая, родная» (День Матери), «8 марта», «День защитника Отечества», «День Победы». Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. На празднование «Дня Матери»  дети приготовили программу «Час сердечного общения с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом? Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Всё своё творчество они дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей.
Для изучения эффективности воспитательного процесса в классах проводим диагностику сформированности нравственных качеств (по М. И. Шиловой), уровня воспитанности (по методике Н. П. Капустина), социометрию в форме игры «Необитаемый остров», методику «Ранжирование личностных качеств и человеческих ценностей» и другие.
Анализируя проделанную работу нашей школы, мы пришли к выводу, что выбранные направления по духовно-нравственному воспитанию приносят положительные результаты. Выявленные данные свидетельствуют об эффективности и целесообразности проводимой воспитательной работы.
При проведении методики «Ранжирование личностных качеств и человеческих ценностей» было выявлено, что большинство детей считают главными ценностями такие, как семья, здоровье, друзья, на последнем месте в ряду ценностей оказались деньги. Среди личностных качеств наиболее важными дети считают общительность, ум, доброту.
Результаты проведения методики
«Ранжирование личностных качеств и человеческих ценностей»
№ п.п.
Ценности
Качества личности

1
семья
умный

2
здоровье
общительный

3
друзья
добрый

4
знания
верный

5
природа
весёлый

6
Родина
смелый

7
творчество
честный

8
труд
предприимчивый

9
человек
решительный

10
школа
трудолюбивый

11
общество
справедливый

12
деньги
скромный


При диагностике уровня воспитанности (Н. П. Капустин) составляется карта воспитанности и диаграмма.

В заключение отмечу, что формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности позволяют актуализировать ценностные представления участников образовательного процесса, приобщить к общественно значимым и личностным ценностям, составляющим основы культуры личности, управлять формированием нравственных установок, то есть осуществлять воспитание.
























Список литературы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 35».
«Начальная школа» №1- 2011г. «Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности».
Беляева Л. И. Нравственное воспитание ребёнка на уроках театра «Начальная школа плюс до и после». 2003, № 2.
 Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва, «Просвещение», 2010.
















Приложение 1
Игры - тренинги
УПРАЖНЕНИЕ «Я НЕ ЛЮБЛЮ»
Каждому из участников предлагается по очереди рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Если в группе уже сформировалась доверительная атмосфера, то упражнение можно усложнить, придав ему форму свободного обмена мнениями с выражением согласия или несогласия. В этом случае ведущий помогает участникам выражать мнения в форме «Я - высказывания».
УПРАЖНЕНИЕ «ПОХВАЛА»
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание - тяжелый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания.
УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятно Обязательные условия «Комплимента»:
1. Обращение по имени.
2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Посидите в кругу молча и посмотрите друг на друга. Подумайте, что в товарищах вызывает у вас чувство спокойствия, радости или другие приятные эмоции. Найдите из всего, что вы видите, что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для вас в данный момент. А сейчас вы выскажете свои симпатии тому, кто у вас их вызвал.
Можно предложить участникам сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент закончился, целесообразно провести по кругу опрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?» Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»
Участники разбиваются на пары и встают друг против друга.
Один из пары - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями.)
Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.
Спросите участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала»), давалась легче и почему?
В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

 Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.











15