Методическая разработка по техническому занимательному черчению Конструкторская смекалка — решение логических задач

Методическая разработка
Тема: «Конструкторская смекалка -
решение логических задач»

Цель: закрепить у учащихся знания по нахождению третьего вида по двум данным;
по моделированию из проволоки;
по моделированию пробок;
по решению логических задач.

Задачи: обучать учащихся самостоятельно решать логические задачи, нахождение вариантов решения задач;
развивать логическое мышление, кругозор, самостоятельность;
воспитывать аккуратность, точность, глазомер.

План
I. Организация группы.
Конструкторская смекалка.
Проверка памяти
По двум заданным найти третий вид и наглядное изображение.
Задачи на моделирование из проволоки.
Задачи на логическое мышление (с шашками).
Задачи на пробки.
III. Итог занятия.

Оборудование: планшеты, карточки – задания, проволоки, шашки, чертежные инструменты, модели деталей.

Ход занятия
Организация группы.
Дежурные.
Конструкторская смекалка (решение логических задач).
Проверка памяти.
На плакате даны 9 простых геометрических фигур. Посмотреть на них в течении 15 сек. Затем вам будут предложены 23 геометрические фигуры. Ваша задача – выбрать 9 из тех, что были предложены ранее. Оценка «отличная память», если все 9 фигур отмечены. При 5-7 названных фигур – «хорошая память».
(по рисункам – планшет).
Мы с вами получаем дополнительные, занимательные знания по черчению.
Проецирование, аксонометрию уже знаете. Проецирование точек тоже знакомо. Ответим на данный вопрос: «Что такое чертеж?».
Ответ : «Чертеж – язык техники» (по планшету).
Изучаем не только черчение, но и начертательную геометрию. Ответьте на вопрос «Что такое начертательная геометрия?»
Работа по карточкам – заданиям. На них изображены в аксонометрической проекции детали. Беря по порядку номера с прямоугольных проекций и заменяя их словами, помещенными около соответствующего аксонометрического изображения, прочитать ответ.
Ответ: «Если чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам, то начертательная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, так как она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения».

2. Решение задач.
По двум заданным найти третий вид и наглядное изображение детали.
2)





4)


3)





3.Задачи на моделирование из проволоки.
По заданным на чертеже трём проекциям изготовить из проволоки модель и построить наглядное (аксонометрическое) изображение фигуры.

1) 2)





3) 4)







4. Задачи на логическое мышление (с шашками).
4.а. На столе в 4 столбика уложены черные и белые шашки так, как это показано тремя проекциями. Ваша задача – определить самую нижнюю шашку в столбике 4, если белых и черных поровну и количество шашек.
(Ответ: 10 шашек, в столбике 1 черная и три белых шашки, в столбике 2 одна белая, в столбике 3 – одна белая, в столбике 4 – четыре черных).
4.б. На столе в 4 столбика разложены шашки. Эти столбики шашек изображены на рисунке в двух проекциях. Ваша задача – определить сколько шашек на столе, если черных и белых поровну.
(Ответ: 1 столбик – 4 шашки чередуются цвета, на верху – черная;
2 столбик – 1 белая шашка;
3 столбик – 2 шашки, верхняя черная;
4 столбик – 2 черные).
б)
а)









Задачи на пробки.
В планке выполнены три отверстия. Задача – построить три вида и наглядное изображение пробки, которая без зазоров перекроет любое из трех отверстий и пройдет через каждое из них.

1) 3)


2) 4)




Итог занятия.
Уборка рабочих мест.