Программа внеурочной деятельности Чудесная школьная жизнь

СОЧИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Начальная образовательная школа № 85







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая образовательная программа
кружок «Чудесная школьная жизнь»
Срок реализации программы – 4 года
Возраст обучающихся – 6,5-11 лет


Рабочую программу составила
учитель начальных классов
Демьянова Татьяна Вадимовна


1. Пояснительная записка.

1.1. В начале нового тысячелетия школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, социально компетентные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что основная цель общего среднего образования – подготовка всесторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию; «человека, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом уже на ступени начального общего образования осуществляется «становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Более того, ФГОС рисует конкретный «портрет выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Уже в условиях начальной школы педагогу необходимо создать среду для развития личности, способной к социализации, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных интересах, так и в интересах общества.

Цель.
Основная педагогическая цель реализации рабочей программы «Чудесная школьная жизнь» - воспитание нравственного, ответственного, инициативного творчески мыслящего деятельного школьника.

Общие задачи.
В области формирования личностной культуры:
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
формирование активной жизненной позиции, потребности самореализации в творческой коллективной деятельности;
развитие навыков самоорганизации и самоуправления;
формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
В области формирования семейной культуры:
Формирование отношения к семье как к основе российского общества;
Формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.


1.2. Для осуществления всего вышесказанного важна, во-первых, фигура учителя. Учитель в школе прежде всего призван творить культуру любви, культуру созерцания, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки во имя людей, ведь только совершая добро для других людей, человек становится самим собой – вот истинное содержание образования. Поэтому сегодня особое внимание обращают на себя содержание и мотивы педагогической деятельности, а также стиль, личность, компетентность педагога.
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету – «Планету людей». Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподает сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.
В свете вышесказанного, очень важно, на наш взгляд, с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний и «задающего» правильное поведение, необходимо обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся: «авторитарный» учитель действует по схеме, выполняя предписания. На первых этапах он получает ожидаемый результат: дети послушны, исполнительны, заинтересованы, увлечены. Но в начальной школе это происходит в связи с особенностями возраста учеников, определяющими потребности в общем руководстве и жестком направлении своей учебной деятельности. Но уже в средней школе исполнительность резко снижается, на смену интересу приходят скука, усталость и пассивность, вместо послушания появляется раздраженное неприятие каких-либо указаний.
Кроме того, в наше время – в век электроники, функцию обучения и развития успешно могут реализовать компьютеры, видео- и аудиотехника. При этом особенность электронной техники состоит в том, что она не создает ситуации негативного психоэмоционального напряжения для обучающегося, не задевает чувство личностного достоинства критикой, нелестными давлениями, наказаниями. В такой ситуации педагог, использующий авторитарные методы воздействия, явно проигрывает, а значит нужны новые стратегии воспитания, предполагающие переход от авторитарного воздействия на ребенка к эффективному взаимодействию с ним. Но программа
«Чудесная школьная жизнь» нацеливает не только на активное сотрудничество учителя и ученика, но и на живое сотрудничество ребят между собой, формирование самостоятельности учащихся, развитие зачатков самоуправления в коллективе. Этому помогает построение учебной и воспитательной работы в классе по тематическим периодам. Об этом писал замечательный педагог Игорь Петрович Иванов. Мы в прогимназии взяли за основу нашей работы «организацию жизнедеятельности» детского коллектива, предложенную Верой Леонидовной Тузовой.

1.3. Кроме того, необходимо, учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы. Это и доверчивая обращенность к внешнему миру, и мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия), и свободное развитие чувств и воображения, и наивный субъективизм и эгоцентризмФабульный, игровой исследовательский характер познания. Сознательное перенесение «установки на игру» в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость , наивное лукавство), хрупкость эмоциональных переживаний, внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании ребенка.

1.4.. Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Происходит изменение социального статуса – превращение дошкольника в школьника. При этом имеет место противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих проходит болезненно, конфликтно.
Опорой для младшего школьника в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и пока еще столь ему близкая. Но природа должна выступать как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, - не столько как объект любознательного изучения, сколько как объект формирующегося отношения. Основная задача в период первого года обучения школьника – формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы осознанного ценностного отношения к жизни. Вот почему основные тематические периоды, объединяющие различные воспитательные мероприятия в 1-м классе, связаны с временами года. В дальнейшем, во 2-м, 3-м и 4-м классах, содержание и тематика периодов могут быть различны, но тематические периоды, связанные с природой, временами года, остаются неизменными и присутствуют обязательно. Такой подход, при использовании различных форм занятий внутри каждой темы, дает возможность увидеть природные объекты и явления во всем удивительном многообразии, во всей их поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности; формировать личностное восприятие природы, развивать творческое, эмоциональное, оценочного отношение к окружающему миру.

1.5. Следующий важный момент – это психологическая перестройка в деятельности младшего школьника. Если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов:
-первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;
-вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;
-появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.
А каково в школе ребенку? Насколько ему комфортно? Дети-то (как, впрочем, и взрослые) все изначально разные: разные способности, разное внимание, разная памятьИ получается, что как бы ни старался учитель, а в классе все равно есть дети, которые успевают хуже остальных. Как сделать так, чтобы в этой ситуации ребенок не чувствовал себя ущербным, изгоем в классе? Чтобы каждый хотел (и с удовольствием) идти в школу? В этом и помогает воспитательная работа, где от ребенка требуются совсем другие качества: заботливость, активность, ответственность, самостоятельность; где каждый сможет проявить себя в другой деятельности, отличной от учебной.
И еще очень важно в коммуникативной сфере в этом возрасте (в целях социализации) ориентироваться на игровую деятельность, как основное средство общения, так как в структуру игры кроме игровых предметов, входят роли, взятые на себя играющими. По мнению психологов, резкий переход от игры к учебной деятельности, может привести к серьезным нарушениям личностного развития ребенка. Не стоит останавливаться на том, что в игре закладываются основы труда и обучения, что именно в игре бурно развиваются воображение и фантазия. Для нас важнее то, что игра в 1-м классе служит снятию эмоционального напряжения, возникающего в общении в других видах деятельности (в частности, в учебной). Да и насколько интереснее, веселее, увлекательнее ребенку получать знания и развиваться не в скучных нравоучительных беседах, а в игре, в деятельности. Но уже во 2-м классе (а в 3-м и 4-м тем более) на первый план выходит обучающая роль игры, особенно в целях обучения самоуправлению в коллективе, когда дети имеют возможность выступать в разных ролях: командира и подчиненного, исполнителя и «законодателя»

1.6. Основным компонентом работы классного руководителя по программе «Чудесная школьная жизнь» (как по иным программам) являются классные часы, проводимые с различными воспитательными целями – в этом мы не оригинальны. Отличает классные часы в нашем классе то, что их формы и технологии проведения могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели. Классный час, конечно же, не урок. Но мы определили ему четкое место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной не столько еженедельную встречу классного руководителя с классом ( в начальной школе такой необходимости и не стоит), сколько для того, чтобы ребята могли почувствовать себя частичкой единого коллектива, единой «семьи». Зачем традиционно проводятся классные часы? Выяснить проблемы, накопившиеся за неделю? Ругать всех нерадивых, нарушителей дисциплины? Или, может быть, это то самое замечательное время общения педагога с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем? То самое время, когда каждая встреча становится долгожданной? «Наш класс» – ощутить каждому. «Мы – коллектив, и мы растем!» - понять это. Наконец, почувствовать другое значение этого слова – классный. «Руководитель у нас – «классный»! И каждую неделю у нас «классный» час!».
Готовя такие часы, классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? И, что очень важно, в подготовке и проведении классных часов обязательно принимают участие учащиеся и их родители: где-то в большей степени, где-то в меньшейВозможно в классе появится традиция, с чего начать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать. Например, к каждому классному часу один из экипажей готовит сюрприз. Обязательно всякий раз отводится время для подведения итогов в соревновании между экипажами за неделю. Если в 1-м классе такие отчеты проводит или организует сам учитель, то во 2-м, 3-м и 4-м классах это делает дежурный командир. Очень полюбилась «страничка» классного часа, включающая обмен мнениями в кругу по поводу «Кого класс может поблагодарить»; «страничка» слушания и обсуждения «Философских сказок для детей», такие странички (направленные на снятие усталости и напряжения ), как «Давайте поиграем» и «Любите эти песни». Но и формы классных часов могут быть различны: дискуссия на интересующую тему, интеллектуальная игра, коллективное творческое дело, устный журнал, музыкально-литературный вечер и т.д.

1.7. Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудесная школьная жизнь» предназначена для формирования целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Мы определили содержание программы, как перечень коллективных дел, по количеству еженедельных классных часов в году, но, естественно, каждое мероприятие не привязано к классному часу, выходит за его рамки. Практика показывает, что чем разнообразнее виды деятельности, в которые вовлекает классный руководитель своих воспитанников, тем интереснее жизнь в детском коллективе, тем активнее идет развитие учащихся.

Нам показалось очень важным разграничение программы по возрастам: 1-й класс выделен в отдельный временной период. Переступая порог школы первоклассник попадает на огромную, новую для него планету, «Планету людей». Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать , почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Поэтому, абсолютно оправданно программа 1-го класса называется «1-й класс день за днем», так как, действительно, классный руководитель планирует общение с детьми и общение ребят внутри коллектива ежедневно, «пошагово», и «маленькими шажочками» класс движется через первый год обучения.
Несколько по-другому строится работа во 2-м и 3-м классах. Это середина начальной школы. Многие исследователи называют 2-классников и 3-классников самыми характерными представителями младшего школьного возраста, так как 1-классники еще только становятся школьниками, а ученики 4-х классов уже нередко обнаруживают черты подростков.

1.8. Сроки реализации программы.
Данная рабочая программа имеет два подраздела: «Первый класс день за днем» - 33 часа и «Чудесная школьная жизнь» - 102 часа, рассчитанный на 3 года реализации ( по 34 часа во 2-м, 3-м и 4-м классах).

1.9.Формы организации детского коллектива – групповая, классная.

1.10. Очень важным итогом работы по этой программе считаем успешную социализацию детей и развитие навыков самоуправления в классном коллективе.
Часто мы, учителя задаемся вопросом: «Зачем дети приходят в школу?». Многие взрослые отвечают на этот вопрос, не задумываясь, - учиться! ( Понимая под этим получение какой-то суммы знаний). Однако, задумаемся: кого из детей привлекает исключительно получение знаний? Да и так уж важно именно для этого ходить в школу? (Знания можно получить и другими путями: книги, Интернет, телевидение). А, значит, школа несет что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Это – отношения! Именно отношения - и возможность научиться их устанавливать! – делает школу привлекательной и нужной сегодня и важной для будущей жизни ребят. То, что педагоги и психологи называют научным словом «социализация». Именно эта цель и выходит на первый план во 2-м и 3-м классе: учить детей договариваться и, при разнообразии мнений и взглядов, находить компромисс в спорных ситуациях.
Как же организовать работу коллектива, чтобы помочь каждому ребенку найти себя и узнать мир? Если мы действуем как младшие и старшие товарищи по общей творческой заботе об окружающей жизни, то и организовывать свою жизнь мы должны вместе, коллективно. Значит, и в планировании дел, и в их подготовке, и в их проведении, и в обсуждении участвует каждый. Обсуждение важных моментов жизни класса проходит на общем сборе.
Какая деятельность соответствует товарищеским отношениям и самоуправлению? – «Коллективная и творческая», - говорит нам В.Л. Тузова, - «А главная форма деятельности – это коллективное творческое дело». Коллективное творческое дело задумывается, планируется, готовится, проводится и обсуждается сообща, вместе старшими и младшими членами коллектива.



2. Учебно-тематический план.
В соответствии с учебным планом прогимназии занятия в кружке «Первый класс – день за днем. Чудесная школьная жизнь.» проходят в рамках социального направления 1 час в неделю.
Общий объем учебного времени составляет 33 часа в 1-м классе и по 34 часа во 2-м, 3-м, 4-м классах.
«Первый класс – день за днем»

Тематический период
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся



всего
аудиторные
внеаудиторные
Учатся приветствовать учителя, друг друга, работать в парах соблюдать школьные правила, правила вежливости.


«Здравствуй, школа!»
7
2
5



Золотая осень.



3
0
3
Сравнивают, рассуждают, слушают, подбирают материал из книг, журналов, раскрашивают, учат наизусть, работают в парах, играют.


Зимушка – зима.



3
1
2



Друзья – товарищи.
6
2
4
Учатся работать в парах, малых груп-пах, учатся распоз-навать и описывать свои чувства и эмо-ции, обосновывать свой выбор (мне нравится этот чело-век , потому что), учатся ориентиро-ваться в нравствен-ном содержании и смысле собствен-ных поступков и поступков окружа-ющих.


Весна – красна.
4
0
4
Сравнивают, рассуждают, слушают, подбирают материал из книг, журналов, раскрашивают, учат наизусть, работают в парах, играют.


Как хорошо уметь читать.



4
0
4
Отвечают на вопро-сы, участвуют в диалоге, работают в парах, малых груп-пах. Сравнивают, рассуждают, слуша-ют, подбирают ма-териал из книг, жур-налов, занимаются ремонтом книг, на-ведением чистоты в школьном дворе, рисуют, раскраши-вают, учат наизусть, играют. Ролевые и коммуникативные игры.


«Береги природу, человек!»



3
1
2



«Вот и стали мы на год взрослее».
3
0
3


Всего
33
6
27




«Чудесная школьная жизнь».



Тематический период
Количество часов

Характеристика деятельности учащихся




Всего
Аудиторные
Внеаудитор-ные




2 кл.
3 кл.
4 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.



«До свидания, лето! Здравствуй, школа!»

5

5

5

2

1

1

3

4

4
Рассуждают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают суждения, работают в парах, малых группах. Развивают навыки саморегуляции, произвольности, уровня самоконтроля.


«Золотая осень»






6
6
6
2
1
1
4
5
5
Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, учатся выслушивать то-варищей и высказывать свое мнение о прослу-шанном. Сравнивают, рассуждают, подбирают материал из книг, жур-налов, раскрашивают, учат наизусть, работают в парах, группах, анали-зируют, играют. Учатся ставить цели, плани-ровать свою деятельность и реализовывать планы (в малых группах).


«Здравствуй, гостья Зима!»
5
5
5
1
1
1
4
4
4



«Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»








6

6

6

1

1

1

5

5

5
Слушают, вступают в диалог, рассуждают, применяют полученные знания на практике, учатся высказывать свои мысли устно и письмен-но.
Работают в малых группах, учатся целепо-лаганию, планированию и реализации поставлен-ных целей, учатся и от-стаивать свою позицию в споре, и, в то же время, находить компромисс.
Учатся учитывать и координировать в сот-рудничестве позиции других людей, отличные от собственной, разви-вают умение учитывать разные мнения и интере-сы и обосновывать собственную позицию.
Ролевые и коммуника-тивные игры.
Учатся проверять и оценивать проделанную работу, сравнивать полученный результат с планирумым, давать оценку своей деятель-ности.


«Весна – красна»


6
6
5
1
1
1
5
5
4



«Береги природу, человек»






3
4
4
1
2
2
2
2
2



«Вот и стали мы на год взрослее»








3

2

3

0

0

0

3

2

3


Всего
34
34
34
8
7
7
25
27
27



3. Содержание программы.

1 класс.

Тематический период «Здравствуй, школа!» (7ч.)
Самоопределение «Это – Я!»
Правила поведения в классе. Игра «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Общий сбор «Деление на экипажи».
Фотовыставка «Моя семья».
Права и обязанности школьника.
Игра «Пойми меня» (учимся говорить так, чтобы тебя понимали).
КТД «День гимназиста».

Тематический период «Золотая осень» (3ч.)
Выставка поделок и рисунков «Природа и фантазия».
Операция «Осенний дворик».
КТД «Золотая осень».

Тематический период «Зимушка – зима» (3ч.)
Мастерская Деда Мороза.
КТД «Новогодний карнавал».
Устный журнал «Как в старину Новый год встречали».

Тематический период «Друзья – товарищи» (6ч.)
Кто Я? Какой Я?
История моей дружбы.
Ролевая игра «Планета друзей».
Урок этической грамматики «Как учиться вежеству».
Игра «Законы дружбы».
Семейная игра «Зов джунглей».

Тематический период «Весна – красна» (4ч.)
Вечер развлечений «Прощай, Масленница!».
Игра «Эй, девчонки, эй, мальчишки!»
КТД «Нашим мамам – наш привет!».
Художественно-поэтический вечер «Весенние краски» (конкурс чтецов).

Тематический период «Как хорошо уметь читать» (4ч.)
КТД «Праздник Букваря».
Книжкина неделя. Открытие.
Конкурс рисунков и поделок «Мой любимый герой книги».
Операция «Книжкина больница».

Тематический период «Береги природу, человек!» (3ч.)
Устный журнал «Красная книга г. Сочи».
Операция «Чистый дворик».
Выпуск стенгазеты «Птицы – наши друзья».

Тематический период «Вот и стали мы на год взрослее» (3ч.)
Составление фотоальбома «Наш дружный класс».
Концерт «Ромашка».
КТД «До свидания, 1 класс!» (творческий отчет).


2 класс

Тематический период «До свидания, лето! Здравствуй, школа!» (5 часов).
Общее дело «Волшебные нити. Снова вместе», общий сбор «Каким я хочу видеть свой класс» (деление на экипажи, выборы командиров, распределение поручений), презентация газет и альбомов по экипажам «Тропинками звонкого лета», КТД «Праздник дружбы», общий сбор «Школа – твой дом» (подведение итогов периода).

Тематический период «Золотая осень»(6 часов).
Конкурс чтецов «Золотая осень», выставка творческих работ учащихся «Подарки щедрой осени», классный час «Школа вежливых наук», викторина «Осенний калейдоскоп», праздник (КТД) «Золотая осень».

Тематический период «Здравствуй, гостья Зима!»( 5 часов).
Конкурс загадок о зиме, устный журнал «Как встречают Новый год в разных странах», классный час «Ты живешь так, как ты говоришь», вечер «Новогоднее караоке», «Мастерская Деда Мороза», КТД «Новогодний серпантин».

Тематический период «Эй, девчонки! Эй, мальчишки!»(6 часов).
Общий сбор «Мальчики и девочки», классный час «Без друзей меня чуть-чуть», классный час «Спешите делать добро», встреча с интересными людьми «Мужественный образ», общий сбор «Что значит быть рыцарем» , спортивная эстафета «Добры Молодцы».

Тематический период «Весна – красна» (6 часов).
Масленичная ярмарка, КТД «Красны девицы», классный час «Очевидное – невероятное» (о новейших разработках школьников, облегчающих труд мамы дома), защита «фантастических проектов, литературный ринг (КТД) «Знатоки сказок», общий сбор «Что такое трудолюбие».

Тематический период «Береги природу, человек!» (3 часа).
Устный журнал «О братьях наших меньших», классный час «Птицы – наши друзья», общий сбор «Природа в опасности».

Тематический период «Вот и стали мы на год взрослее» (3 часа).
Защита проектных работ «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», фотовыставка «Чудесная школьная жизнь», праздник «Радуга наших достижений».

3 класс.

Тематический период «До свидания, лето! Здравствуй школа!» (5 часов).
Общее дело «Разноцветные ладошки. Снова вместе!», общий сбор «Каким я хочу видеть свой класс» (Деление на экипажи, выборы командиров, распределение поручений), презентация журналов по экипажам «Каникулы – время чудесное», КТД «Праздник дружбы», сочинение ко Дню Учителя «Слово моему учителю».

Тематический период «Золотая осень» (6 часов).
Конкурс чтецов «Очей очарование», викторина «Золотая осень», игра по станциям «Осень – пора урожая», классный час «Дню примирения и согласия посвящается», презентация проектов по экипажам «Исторические портреты», КТД «Изменения в природе происходят год от года».

Тематический период «Здравствуй, гостья Зима!» (5 часов).
Оформление книжки-малышки по экипажам «Зимние узоры» (природа зимой), литературная викторина «В гостях у Снежной Королевы», «Мастерская Деда Мороза», Рождественская благотворительная ярмарка, КТД «Новогодний серпантин».

Тематический период «Эй, девчонки! Эй, мальчишки!» (6 часов).
Общий сбор «Мои одноклассники», игра «Комплимент – подари другому радость», классный час «Что в имени тебе моем?», игра-«качели» «Девочка (мальчик), с которой (-ым) я сижу», презентация газет по экипажам «Прекрасные дамы», «Благородные рыцари», «Рыцарский турнир».

Тематический период «Весна – красна» (6 часов).
Масленичная ярмарка, КТД «Красны девицы», конкурс чтецов «Весенние краски», фотовыставка «Мой город – весенний», презентация журналов по экипажам «Весенний круговорот» (о весенних изменениях в природе), общий сбор «».

Тематический период «Береги природу, человек!» (4 часа).
Презентация газет по экипажам «Дом на орбите», классный час «Книга памяти» (ко Дню Победы), презентация журналов по экипажам «Растения Кавказского заповедника», игра-викторина «О братьях наших меньших».

Тематический период «Вот и стали мы на год взрослее» (2 часа).
Вечер откровений «Мои достижения», КТД «До свидания, 3-й класс».

4 класс

Тематический период «До свидания, лето! Здравствуй, школа!» (5 часов).
Общее дело «Мы едем, едем, едемСнова вместе!», общий сбор «Каким я хочу видеть свой класс (Деление на экипажи, выбор командиров, распределение поручений), презентация сочинений «Где мы были, что делали», КТД «Праздник дружбы», конкурс песен, стихов, сочинений «Учительница первая моя».

Тематический период «Золотая осень» (6 часов).
Конкурс «осенних» загадок, презентация газет «Осенние картины» (природа осенью), классный час «Дню примирения и согласия посвящается», презентация журналов по экипажам «Исторические портреты», КТД «Очей очарование», общий сбор (подведение итогов за месяц.

Тематический период «Здравствуй, гостья-Зима!» (5 часов).
Конкурс чтецов «Белый танец снежинок», «Мастерская Деда Мороза», презентация альбомов по экипажам «Зимовье зверей», устный журнал «Двенадцать месяцев», КТД «Новогодний серпантин».

Тематический период «Эй, девчонки! Эй, мальчишки!» (6 часов).
Сочинение «Моя мечта», конкурс на лучшую модель школьной формы, классный час «Кодекс чести рыцаря», викторина «Символ женской красоты в Средние века», «Рыцарский турнир», игра «По законам геральдики» (рождение герба).

Тематический период «Весна-красна» (5 часов).
Масленичная ярмарка, КТД «Любимый нежный образ» (в подарок мамам), конкурс для девочек «Рукодельница», презентация газет по экипажам «Весенние краски», игра «День юмора».

Тематический период «Береги природу, человек!» (4 часа).
Презентация проектов «Книга памяти» (ко Дню Победы), оформление газеты «Лекарственные растения Черноморского побережья», классный час «Красная книга Краснодарского края», презентация альбомов по экипажам «Животные Кавказского заповедника».

Тематический период «Вот и стали мы на год взрослее» (3 часа).
Сочинение «Любимое место в родном городе», фотовыставка «Чудесная классная жизнь», КТД «До свидания, начальная школа !»

4.Прогнозируемые результаты.

На первом уровне ученик имеет представление:
О качествах личности и нравственных нормах поведения;
Об основных моделях коммуникативного поведения
О правилах поведения в различных ситуациях
О конфликтах и способах их разрешения

На втором уровне ученик :
Уважает и соблюдает достоинство и личную неприкосновенность других людей, нравственные нормы поведения;
Анализирует свои поступки и поступки других;
Способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
Владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
Адекватно реагирует на просьбы, чувства, замечания, возражения, и т.д.
умеет открыто выразить и отстоять свою нравственную позицию, критично относиться к собственным мыслям и поступкам.


На третьем уровне ученик имеет опыт:
Адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Использования норм и правил поведения в различных ситуациях;
Взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
Самоорганизации и организации совместной деятельности с другими людьми.

Важным результатом реализации программы «Чудесная школьная жизнь» является осмысление и «присвоение» учащимися системы ценностей:
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

Личностные результаты.
В конце обучения учащиеся должны:
осознавать сопричастность и гордость за свою Родину, культуру, народ, историю;
уважительно относиться к иному мнению, культуре и истории других народов;
развивать в себе навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
иметь навыки произвольности и самоконтроля;
овладевать навыками сотрудничества со сверстниками, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развивать коммуникативные способности, формировать адекватную самооценку;
почтительно и уважительно относиться к родителям, заботиться как о младших, так и о старших членах семьи;
уметь формулировать собственные нравственные обязательства, выполнять моральные нормы, принятые в обществе, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
уметь открыто выразить и отстоять свою нравственную позицию, критично относиться к собственным мыслям и поступкам.

Метапредметные результаты.
В конце обучения учащиеся должны:
овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи в совместной со сверстниками деятельности;
\\
овладеть способностью осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий (поставленной цели) с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные и цифровые)
строить сообщения в устной и письменной форме;
обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
сформировать учебную мотивацию, понимать нравственный смысл учения;
сформировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
сформировать умение работать в группе, паре;
сформировать зачатки умения взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
сформировать умение определять «генеральную» цель, планировать свою деятельность (деятельность группы) для ее достижения,т.е. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; а так же умение оценивать полученный результат;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые , средства для решения коммуникативных задач;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
приобрести практические навыки решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода, развивающих познавательную активность.


5. Формы и виды контроля.

Тематические выставки, концерты, фотовыставки, «Коллективные творческие дела», защита коллективных, групповых и индивидуальных проектов, сочинения, спортивные и интеллектуальные «турниры», портфолио

6. Методические рекомендации

Основные принципы реализации программы:

Построение жизни коллектива по тематическим периодам соответствует логике воспитательного процесса. Невозможно жить от одного дела до другого. За осенью следует зима, потом весна. За новогодним праздником – День Защитников Отечества, потом Международный Женский день. Поэтому удобно весь учебный год разделить на периоды. Каждый год может насчитывать от трех до десяти периодов.
Работа по микроколлективам обоснована психологически. Если педагог хочет «дойти до каждого», ему нужно действовать через микроколлектив. Только там, где собрано 5-7 человек (да еще по дружбе!), есть возможность каждому высказать свое мнение и каждому побыть командиром. Тогда и в планировании, и в обсуждении ребята будут участвовать лично. Да и различные дела удобно готовить по маленьким коллективам, тогда на праздниках всегда и для всех будут сюрпризы, и не будет праздников, на которых все дети знают весь сценарий наизусть. Такие микроколлективы можно назвать по-разному: «экипажи», «лучики», «искорки»
Чередование Традиционных Творческих Поручений – самая действенная забота о своем коллективе, когда всю работу по самообслуживанию в классе ребята берут на себя. На общем сборе класс сам выбирает, какие поручения в этом году нужны: «хозяева», «цветоводы», «санитары», «дежурные», «игровики», «поварята» и др. – по числу микроколлективов; сами определяют, какие действия входят в данное поручение («хозяева» - вытирать пыль, стирать с доски, следить за чистотой стен и т.д.). Эти поручения микроколлективы получают по жребию, а через неделю происходит смена поручений, их чередование. Выполнение экипажами поручений обсуждается на общем сборе, вместе со сменой поручения меняется и командир экипажа.
Каждое поручение включает в себя несколько заданий, и нужно каждое из заданий закрепить за кем-то из экипажа индивидуально. Например, хозяева должны подметать класс, вытирать пыль, мыть доску. На переменке мы быстро распределяем с экипажем «хозяев» - кто конкретно подметает, кто вытирает пыль, кто приносит воду, кто моет доску. Тогда при обсуждении выполнения поручения в экипаже будет идти предметный разговор: пыль не вытиралась, а за это отвечали Катя и Ваня, почему они не работали
Это очень важно: внутри каждого поручения, которое дается экипажу в целом, - индивидуальная ответственность.
Использование наглядности (работа с классным уголком) – еще один принцип работы и жизни коллектива. Все, что в коллективе происходит, сразу же должно появляться в уголке, тогда у детей никогда не пропадет интерес к общим делам.
Применение разнообразных методов изучения воспитанников необходимо, чтобы хорошо знать своих младших товарищей – ребят. Это – наблюдение, беседы (на собеседовании, в походе, в транспорте, на переменах, на прогулке), обработка родительских анкет, различные методики (определения общественной направленности – «Цветик-семицветик», определения уровня мотивации – «Градусник», «Краски» и др.), анализ творческих работ ребят – их рисунков («Моя семья», «Мой выходной день» и др.), сочинений («Что меня радует и что огорчает», «Кто я?», «Какой я?» и т.д.), анкеты желаний, социометрия ( с определением выборов по вопросам:
-с кем бы ты хотел быть в одном экипаже?
-с кем бы ты пошел в поход?
-с кем бы ты хотел делать сюрприз к празднику? ).
Результаты этих исследований показывают положение дел в экипажах – насколько там сложились дружеские отношения – и в коллективе в целом.
Творчество во всем – этот принцип, на наш взгляд, связан с отношением к жизни. Каждый может сделать свою жизнь удивительной, а каждый день – незабываемым. Но творчество – это не одна сплошная импровизация; чтобы творить успешно, надо обладать знаниями, поэтому каждое дело надо тщательно планировать, готовить и все, что в коллективе происходит, обязательно анализировать. Кстати, только творческий подход к традиционности, способен сохранить в коллективе традиции: например, говоря о чередовании поручений, как традиции коллектива, нужно помнить, что именно творческий подход позволяет сохранить эту традицию.
Значит, или поручения с течением времени должны меняться, например:
1-й класс – «хозяева», «цветоводы», «санитары», «поварята»;
2-й класс – «хозяева», «цветоводы», «книголюбы», «дежурные»;
3-й класс – «дежурные», «игровики», «летописцы», «юннаты»; т.д
Или те же поручения (по названию) должны от класса к классу включать все больше заданий, а так же должны меняться сами задания

Основным акцентом программы является разделение учебного года на периоды, которые соответствуют определенной теме – событию в жизни класса, школы, общества, природы.
Например:
1 триместр: «Здравствуй, школа!»
«Золотая осень!»
2 триместр: «Зимушка-зима»
«Друзья-товарищи»
«Весна-красна»
3 триместр: «Как хорошо уметь читать»
«Береги природу, человек!»
«Вот и стали мы на год взрослее»
Период может длиться от двух недель до двух месяцев. Чем младше дети, тем, как правило, длиннее период, так как больше времени требуется на подготовку главного события тематического периода.
Главным событием может быть КТД (коллективное творческое дело), например: тематический период «Зимушка-зима» - КТД «Новогодний карнавал», тематический период «Как хорошо уметь читать» - КТД «Праздник Букваря».
Работать по тематическим периодам очень удобно, так как учителю не нужно «распыляться» - все, что делается в данное время, подчинено одной теме. Экскурсии, походы, беседы, КТД, праздники, а также учебная деятельность содержанием имеет тему периода.
У тематического периода есть еще одна особенность. Каждый период – это забота о том, что нас окружает: о школе (период «Здравствуй, школа!»), о родной природе (период «Золотая осень», «Береги природу, человек!»), о родных и близких (период «Мамы всякие важны»).В каждом периоде есть дела, которые позволяют ребятам не только получить знания, овладеть умениями, но и приложить их на пользу и радость окружающим. А это воспитывает активных, заботливых и деятельных людей.
Содержание одного и того же тематического периода в разных классах разное. Так, например, первый период 1-го класса называется «Здравствуй, школа!», он нацелен на то, чтобы помочь детям адаптироваться к школьным условиям, узнать друг друга как можно лучше. Но уже во 2-м, 3-м, 4-м классах этот период имеет совсем другую направленность, у этого периода и название несколько иное: ведь дети знают друг друга, сдружились, многие скучали по общению с товарищами летом. Отсюда и цель периода – помочь детям понять, как важно, что «все мы снова вместе», встретились со своими друзьями, как не хватало летом общения с одноклассниками, и (в то же время) – насколько мы еще мало (несмотря на проведенный бок о бок год) знаем друг о друге. Этому способствуют и первые «дела» этого периода: сочинение «Где мы были, что видели?», КТД «Праздник дружбы», а также задание - до 1-го общего сбора постараться выяснить (если еще не знаешь), какие у кого глаза (а для этого надо в них посмотреть!), подумать, с кем бы ребята хотели быть в одном экипаже
Как строится тематический период?
Сначала учитель составляет таблицу – характеристику уровня воспитанности – членов коллектива и, исходя из нее и темы периода, ставит воспитательные задачи; затем подбирает средства для решения этих задач: продумывает, какие можно провести экскурсии, беседы, практические занятия, какие КТД предложить ребятам на выбор.
Каждый в микроколлективе высказывает свое мнение, а потом командир микроколлектива высказывает предложения экипажа общему сбору. Общий сбор – это высший орган коллектива. Решение общего сбора – это закон для всех, и каждый член коллектива должен стремиться выполнить это решение как можно лучше. После общего сбора Совет Командиров составляет план работы на данный период (конечно, в 1-м классе с помощью учителя и родителей). Этот план вывешивается в классном уголке.
Классный уголок необходим коллективу. Все, что в классе происходит, сразу появляется в уголке. Он начинает создаваться сразу после сбора-рождения коллектива. Тогда на стенде появляется заголовок, эмблема, девиз и первые рубрики: «Давайте познакомимся» (с фотографиями ребят по экипажам), «Наши поручения» (с эмблемами поручений, которые были выбраны на общем сборе, и «вертушкой» - «штурвальчиком», «солнышком», «звездочкой» и т.п. – с названиями экипажей, чтобы поручения можно было менять). Это – рубрики постоянные.
Позднее в уголке появятся сменные рубрики: «Наши дела», «Мы соревнуемся», «Поздравляем!», «Любите эти песни!» , «Сюрприз» и др.

Первым и, на мой взгляд, наиболее важным в 1-м классе является период «Здравствуй, школа!». Главные задачи этого периода: помочь детям адаптироваться к школьным условиям, познакомиться с историей школы, людьми, которые здесь работают, правилами поведения в школе. Жизненно-практическая задача этого периода (задача, которая ставится перед детьми) – узнать друг друга как можно лучше.
Прошло первое важное дело – начало года,1 сентября. И начались школьные будни, в которых каждую неделю торжество – общий сбор.
Вот он – самый первый. Расставили стулья по кругу и это не случайно – на общем сборе каждый должен видеть всех и все – каждого. Дети расселись, кто куда захотел. Учитель начинает разговор о том, что ребята будут учиться видеть и слышать товарищей, стараться узнать как можно лучше, что одноклассники любят и чем интересуются; что разделятся на маленькие группки – экипажи – и каждый сможет со своими друзьями готовить сюрпризы для всего класса, обсуждать то, как сделать классную жизнь более интересной и полезной окружающим.
Затем оговариваются правила общего сбора. Первое из них – правило правой руки. Для закрепления правила мы проводим игру «Рука левая – рука правая». Это не единственная игра на общем сборе: «Снежный ком», «Угадай, чей голосок!», «Али-Баба» - игры, которые помогают ребятам запомнить друг друга, как можно чаще звать товарищей по имени, узнавать по голосу. На общем сборе выбирается «имя» класса, девиз и песня.
На каждом новом сборе будут учиться новые песни и короткие веселые стихи, разучиваться игры и даже танцы.
Когда дети сдружились, учитель объявляет, что на следующем сборе ребята разделятся на экипажи – по желанию, кто с кем хочет. В течение недели дети должны подумать, с кем им приятнее всего общаться и работать. Через неделю проходит деление на экипажи.
Деление на экипажи может происходить двумя способами: можно разойтись в разные части комнаты, по желанию объединившись, кто с кем хочет. Но последствия такого деления непредсказуемы. Все может пройти гладко, и в экипажах будет примерно одинаковое число ребят. Но может получиться, что кто-то хочет в экипаж, куда его не хотят принять; а где-то уже полкласса собралось, и идут ещеМы не стали рисковать и выбрали другой способ деления на «экипажи» - от «командира»: на общем сборе обсуждается, каким должен быть командир экипажа и кто из учеников класса уже сегодня мог бы быть командиром. Выбираются 5-6 человек, которые по очереди набирают себе команду – экипаж.
Когда все разделились на экипажи, каждый микроколлектив придумывает себе имя, но названия экипажей исходят из названия всего класса, а общее название всего класса должно нести в себе какую-то идею. Например, в нашем классе ребята выбрали название «Маяк», рассуждали так: школа находится в морском городе, «маяк помогает находить в море верный курс, и мы тоже будем помогать окружающим людям». Логично выбираются названия экипажей: «Синий огонь», «Лучик», «Дельфинчик» и т.д.
На этом же сборе вводятся поручения. Учитель называет разные поручения, а ребята обсуждают, нужно оно нашему коллективу или нет. В первый раз выбранные поручения записываются на листочках (по числу экипажей), и командиры тянут жребий. Затем поручения меняются раз в неделю на общем сборе, как и командиров. На следующий день после этого сбора в классе появляется классный уголок.
Подготовка первого общего дела осуществляется с помощью родителей. Например, первый праздник «День гимназиста». Сначала – опрос родителей – чтобы они хотели на нем увидеть? Учитель записывает все высказывания, затем обобщает. Выбирается форма праздника (что-то вроде большого открытого урока), сюрпризы, подарки детям, соответствующее оформление.
А на следующей неделе планирование проходит у детей: совещаются в экипажах, что должно быть на празднике (предлагают читать стихи, проводить физминутки и соревнования, петь и танцевать, устроить выставку наших тетрадей, сделать открытки родителям).
Руководит подготовкой праздника Совет Дела, сформированный на родительском собрании из представителей от экипажей. Важно, что свои сюрпризы и родители, и дети готовят втайне друг от друга.

Кроме дел и праздников, которые планируются, готовятся и проводятся всем коллективом – детьми, родителями, педагогом – есть такие дела, которые задумываются и готовятся только учителем. Это встречи с разными людьми, экскурсии по городу и в музеи, культпоходы в театр. Учитель учитывает пожелания детей и предложения родителей, но в первую очередь руководствуется собственным Планом воспитательной работы. В нем поставлены задачи, расчитанные на целый год.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
Тузова В.Л. Первый класс – день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников: Материалы для специалистов начальной школы. – СПб.: КАРО, 2002.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). - Минск, Современное слово, 2009г.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000.
Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.
Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М.: Знание, 1977.
Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.
Психодиагностическая работа в начальной школе / Сост. И.А.Архипова, А.А.Матвеева. – СПб.: Образование, 1994.
Дик Н.Ф. Классные часы в начальной школе. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. и др. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2009.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М., Генезис, 1998.





1

1



1

1



1

1



1




1


1

1

1

2.
Печатные пособия.
Иллюстрации к праздникам
(Таблицы по «Обучению грамоте» .- М. :Баласс; 2010.)

11

3.
Технические средства обучения.
Экран, проектор.
Музыкальный центр
Телевизор
Компьютер.

1
1
1
1

4.
Экранно-звуковые пособия (компьютерные диски).

1. Статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»

2. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса. Компакт-диск для компьютера. – Волгоград: Учитель, 2008-2010г.
3. Классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель. 2008-2010г.
4. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008-2010г.
5. Диагностика школьной адаптации. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. – Амалтея.
6. Готовность к школьному обучению и адаптация первоклассников (. – Амалтея.
7. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Прихожан А.М.Издательство: Питер, 2009.
8. Хрестоматия. Русский фольклор.
9. Хрестоматия. Зарубежная литература.
10.Хрестоматия. Русская литература. 19 век.
11.Хрестоматия. Русская литература. 20 век.
12.Духовно-нравственная культура в школе. Циклы бесед с родителями. Томский Областной институт: Томск, 2008.
13. Первый раз в первый класс. Все о первоклассниках.




1


1


1

1

1


1

1


1
1
1
1
1


1






Учебные фильмы:

1.Окружающий мир: «Вода», «Олимпиада», «Что такое свет», «Молния», «Египет. Тайны Пирамид», «Петергоф.Дворцы и фонтаны». «Эрмитаж», «Неизвестный Кремль», «Крестоносцы», «Крестовые походы» и др.
2.Кубановедение «Обитатели Черного моря», «Мой Сочи», «Екатерина !!»;

компьютерные презентации, созданные учителями нашей прогимназии и учителями других школ:
Олимпийские и паралимпийские игры (олимпийский урок № 1).
Олимпийские и паралимпийские ценности (олимпийский урок №2).
Наследие Олимпийских игр (олимпийский урок № 3).
Внимание – газ (классный час по ОБЖ).
Они защищали Родину (классный час ко Дню Победы).
Правила поведения (классный час).
Правила дорожного движения (классный час по ОБЖ).



12


4




1

1

1

1
1

1
1

5.
Игры и игрушки.
Настольно-печатные игры.
Развивающие игры
Компьютерные игры


14
9
6

6.
Оборудование кабинета.
1.Столы
2.Стулья
3.Шкафы
4.Ковер
5.Учебная доска
6. Компьютер
7.Телевизор
8.Музыкальный центр


1

1

1

1

1
1

1

1




Список литературы.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
Тузова В.Л. Первый класс – день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников: Материалы для специалистов начальной школы. – СПб.: КАРО, 2002.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000.
Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.
Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М.: Знание, 1977.
Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.
Психодиагностическая работа в начальной школе / Сост. И.А.Архипова, А.А.Матвеева. – СПб.: Образование, 1994.
Дик Н.Ф. Классные часы в начальной школе. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. и др. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2009.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983.

Заголовок 1 Заголовок 25ђ Заголовок 315