Индивидуальный образовательный маршрут в детском объединении Чудесная мастерская


Индивидуальный образовательный маршрут в детском объединении «Чудесная мастерская»
Одарённость, по определению С.И.Ожегова, – это талант. А талантливые дети из общего количества обучающихся, по некоторым исследованиям, составляют 2-5 процентов.
Такие дети, в будущем и взрослые люди востребованы обществом, так как они обладают нестандартным мышлением, умеют ставить и разрешать новые задачи, возникающие как непосредственно перед индивидуумом, так и перед обществом в будущем.
Система дополнительного образования предназначена удовлетворить индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, способствовать развитию личности каждого ребёнка.
Продуктивное обучение, как в рамках общеобразовательной средней школы, так и в системе дополнительного образования, может осуществляться с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Моя образовательная программа рассчитана на четыре года обучения, первые три года дети обучаются базовым умениям художественных ремесел, четвертый же год обучения дает детям возможность познакомиться с разнообразной художественной деятельностью и выбрать каким видом художественного ремесла они продолжат заниматься. Уникальность программы в том, что она дает ребенку достаточно широкий аспект теоретических знаний и практические навыки в области художественных ремесел. Возраст детей, принимающих участие в реализации, данной программы от 6 до 16 лет.
Процесс обучения на протяжении трех лет предполагает повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу для изделий. Ребенок должен знать о художественных ремеслах как виде искусстве, их роли в жизни человека. Владеть на доступном уровне композицией, чувствовать цвет, форму при выполнении творческих работ. Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:
Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе дополнительного образования, занимаясь в объединении. (Занятие в объединении).
Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля
Самостоятельное изучение, являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий. (Групповые занятия).
Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить как в системе дополнительного образования, так в частном секторе. (Практика).
В системе дополнительного образовании формы подведения итогов деятельности ребенка очень разнообразны и выражается в виде формулы Д (деятельность) – ЗУН + МОС (мастерство), сначала ребенок выбирает тот вид деятельности, который его заинтересовал, а затем осознанно осваивает ЗУН, прилагая к этому свои способности, обеспечивающие успех в его творческой деятельности (МОС). В отличие от традиционной системы образования, где формула выглядит иначе: ЗУН – Д.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, ее анализ и оценка. В системе дополнительного образования наиболее подходящей формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их обсуждение, выявление лучших работ, творческие работы; самостоятельные работы репродуктивного характера; участие в выставках и конкурсах ДПИ; наблюдение за воспитанниками в течение учебного года; занятия – конкурсы; игровые занятия; собеседование.
Коллективные просмотры выполненных изделий, их анализ приучают
школьников справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных умений в создании изделия. Для контроля индивидуального образовательного маршрута кроме этих форм использую:
Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с педагогом объединения, консультаций и т.п.
Отчетность по выполнению учебных модулей. (индивидуальная карта учета последовательности работы)
Итоговая аттестация достижений. Цель аттестации: определение уровня усвоения блока обучающимися (выполнение и защита проекта по выбранному модулю)
Таким образом, можно сделать вывод, что контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута является положительным результатом образовательной деятельности как жизненного, социального, так личностного и профессионального самоопределения ребенка.
Вдовина Наталья Васильевна – педагог дополнительного образования