Кружок детского творчества Чудесная мастерская


Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Младший школьный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.    
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Программа кружка «Чудесная мастерская» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи в художественно-образовательных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои представления с учётом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
В рамках программы реализуются следующие педагогические идеи:
Формирование ценностных основ культуры личности, которая практикуется, как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, т.е. обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении.
Опора на личностно-ориентированный подход в воспитании.
Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенности местной региональной культуры.
Главный педагогический принцип работы – любовь и уважение к ребёнку, как к активному субъекту воспитания и развития.

Цели и задачи.
Основной целью программы является:
Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности воспитанников.
Создание предпосылок для изучения основ декоративно-прикладного творчества, посредством знакомства с его различными видами.
Обучающие задачи:
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно прикладного творчества.
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Научить детей планировать работу, правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности.
Воспитательные задачи:
Приобщить воспитанников к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения).
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность).
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
Методическое обеспечение


Основные методы, которые применяются на занятиях: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, включение в трудовую деятельность, развитие самостоятельных действий, а также метод творческого проекта, адаптированный к воспитанникам.
Основной формой работы являются занятия (вводные, традиционные, практические, повторения, обобщения). Немаловажной формой работы являются экскурсия на природу и сбор природного материала. В проведении практических занятий используются индивидуальное и коллективное творчество.
Рекомендуемые темы в программе располагаются по их возрастающей сложности. На занятиях отдельные воспитанники могут получать индивидуальные темы, более простые или более сложные по сравнению с остальными. Индивидуальный подход даёт возможность раскрыться каждому ребёнку.
Теоретическая часть даётся в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Значительное место в беседе занимает рассказ педагога, и дети являются непосредственными её участниками.
Основное время занятий кружка отводится практической работе по изготовлению поделок и игрушек из природных материалов, бисера, яиц и яичной скорлупы, в процессе которой развивается эстетический вкус, прививаются аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей воспитанников используются игры, загадки, пословицы о труде.
Отчёт о работе проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Реализация программы происходит объёмом в размере 36часов,
1 раз в неделю с учётом контингента детей.
Ожидаемый результат.
В результате обучения, воспитанники
должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества;
Историю ремёсел и рукоделий;
Названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
Правила организации рабочего места;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
уметь:
Правильно организовывать своё рабочее место;
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
Творчески подходить к работе, проявлять фантазию;
Самостоятельно ориентироваться в задании и составлять план работы;
Соблюдать пропорции и размеры деталей изделия, правильно располагать их в пространстве;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявляя самостоятельность.
План проведения занятия
по ЧДТ.
Организационный момент.
Сообщение темы.
Анализ образцов для примера.
Составление плана работы по изделию.
Подбор необходимых материалов.
Повторение правил ТБ при работе с материалами и инструментами.
Практическая работа.
Уборка рабочего места.
Тематический план.

п/пТема занятия Количество
часов
1 Работа с природным материалом, знакомство с его разнообразием. 1
2 Работа с природным материалом. Конструирование из еловых шишек «Лебеди» 1
3 Работа с природным материалом. Конструирование из сосновых шишек «Совы» 1
4 Работа с природным материалом. Поделка из скорлупы грецкого ореха «Ёжики на полянке» 1
5 Работа с природным материалом. Конструирование из еловых шишек «Медвежонок» 1
6 Работа с природным материалом. Поделка из скорлупы грецкого ореха «Божья коровка» 1
7 Работа с природным материалом. Конструирование из сосновых шишек «Корзинка» 2
8 Работа с бисером. Изготовление дерева
«Яблоня» 4
9 Работа с природным материалом. Конструирование из сосновых шишек «Ёлочка» 1
10 Мастерская Деда Мороза. Конструирование из разных природных материалов «Украшение для новогодней ёлки» 1
11 Мастерская Деда Мороза. Конструирование из разных природных материалов «Новогодняя гирлянда» 1
12 Мастерская Деда Мороза. Конструирование из еловых и сосновых шишек «Разноцветные фонарики» 1
13 Работа с природным материалом. Конструирование из разных природных материалов «Шкатулка» 2
14 Объёмная аппликация. Валентинка. 1
15 Поздарок для папы. Самолёт. 1
16 Объёмная аппликация. Открытка для мамы, для бабушки. 2
17 Работа с бисером. Изготовление
цветов для мам. 2
18 Ваза для цветов (декорированиеприродными материалами)
2
19 Работа с бисером. Пасхальное яйцо
2
20 Пасхальные яйца с пайетками. 1
21 Поделки из яиц. Цыплёнок.
1
22 Поделки из яиц. Мышонок. 1
23 Поделки из яичной скорлупы.
Декоративная рамка.
1
24 Поделки из яичной скорлупы.
Ваза с карандашами. 1
25 Работа с природным материалом. Оформление фоторамки из ракушек. 2
26 Итоговая выставка детских работ. 1
Итого 36
Список
используемой литературы.
А.А.Анистратова «Поделки из природного материала» изд. «ООО Оникс» Москва, 2011 г.
М.В.Будина «Поделки из природных материалов» изд. «Клуб семейного досуга» г.Белгород, 2011 г.
Е.А.Гайдоинко «Нечто из ничего» изд. «Феникс» г.Ростов-на-Дону, 2008 г.
С.П.Кабаченко «Поделки из природного материала» изд. «Эксмо» г.Москва, 2008 г.
А.Н.Никитина «Игрушки из природного материала» изд. «Карапуз» г.Москва, 1997 г.
Л.Н.Маврина «Забавные игрушки из природнго материала» изд. «Стрекоза - Пресс» г.Москва, 2007 г.
Е.В.Румянцева «Делаем игрушки сами» изд. «Айри Пресс» г.Москва, 2004 г.
Г.В.Сологуб «Весёлые поделки из природных материалов» изд. «Сабина Лоф» М. 2005 г.
Н.С.Чернякова «Уроки детского творчества» изд. «Родничок» г.Тула, 2002 г.