РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Декоративно-прикладное искусство «Казачья мастерская»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА И НАРОДОВ КАВКАЗА»
«Утверждаю» «Утверждаю»
зам. директора по воспитательной работе Директор МБОУ ЮРЛК МБОУ ЮРЛК и НК г. Железноводска г. Железноводска

/____________/ Скальская Е.В. /____________/ Кузнецов А.В.
«_____»_______________2015 г. «______»________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Декоративно-прикладное искусство
«Казачья мастерская»
на 2015-2016 уч. год

Руководитель кружка Иванова Оксана Олеговна

Срок реализации- 1год
Возраст обучающихся- 8-10 лет
г. Железноводск 2015 г.
Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель программы:
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
развивать познавательный интерес к многообразию видов декоративно-прикладного искусства, вооружать учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;
развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;
развивать способности к самообразованию;
познакомить с историей пластилина, бумагопластики и бисероплетением, народными традициями в данных областях;
воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
эстетически воспитывать обучающихся, формировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с декоративно – прикладным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду.
Концептуальной особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Казачья мастерская» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Режим занятий.
Занятия продолжительностью 120 минут проводятся 3 раза в неделю.
Возрастные особенности обучающихся: 8-10 лет
Реализация программы: программа рассчитана на 1 год, планирование составлено на 238 ч., 3 занятия в неделю.
Формы занятий:
инструктажи;
экскурсии;
практические работы;
коллективное творчество (индивидуально выполняется фрагменты общей работы, коллективная их организация в единое целое);
беседы (восприятие и запоминание работ мастеров декоративно – прикладного искусства, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся).
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МБОУ ЮРЛК и НК.
Содержание программы «Самоделкин» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, бисероплетение, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием ИКТ). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Самоделкин» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение воспитанниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Оценка планируемых результатов освоения программы
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создание портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Учащиеся должны знать:
приемы работы с пластилином, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином;
жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе;
историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;
общие понятия построения объемно-пространственной композиции;
основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;
основные приёмы бисероплетения: параллельное, петельное плетение, комбинирование приёмов;
понятие «аппликация», виды аппликации, цветовое и композиционное решение;
историю возникновения и развития бумаги и бумагопластики, виды бумаги, ее свойства и применение, разнообразие техник работ с бумагой.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления;
называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
определять основные конструктивные особенности изделий;
подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный план занятий по программе «Казачья мастерская»

Наименование разделов
Общее количество учебных часов В том числе
теоретических практических
Введение: правила техники безопасности. 1 1 Бисероплетение. 145 13,5 131,5
Пластилинография. 40 8 32
Бумагопластика. 49 7,5 41,5
Итоговые занятия. Выставка-ярмарка. 4 0,5 3,5
Итого часов: 238 29,5 208,5
Тематический план занятий по программе «Казачья мастерская»
1 год обучения. (7 часов в неделю)
Номер раздела,
темы Название разделов и тем Количество часов
всего теор. практ
I. Введение: правила техники безопасности. 1 1 II. Бисероплетение145 Вводное занятие. История возникновения бисерного искусства. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. 1 1 Знакомство с основными технологическими приемами плетения. Низание крестиком. 3 0,5 2,5
Плетение браслетов. 10 1,5 8,5
Изготовление украшений. 10 2 8
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. Параллельное низание. 5 1,5 3,5
Параллельное низание. Пчёлка. 4 4
Параллельное низание. Божья коровка. 5 0,5 4,5
Параллельное низание. Стрекоза. 6 0,5 5,5
Параллельное низание. Колокольчик. 6 0,5 5,5
Техника «французского» плетения (низания дугами). 3 0,5 2,5
Французское низание. Мак. 9 0,5 8,5
Французское низание. Лютик. 9 0,5 8,5
Коллективная работа «Букет полевых цветов». 4 1 3
Изготовление объёмных фигурок. Птицы. 7 0,5 6,5
Изготовление объёмных фигурок. Рыбы. 8 8
Изготовление объёмных фигурок. Животные. 10 10
Изготовление новогодних игрушек. Снежинки. 5 0,5 4,5
Плетение новогодних игрушек в технике «кирпичный стежок» 20 1 19
Техника плетения «скручивание». Изготовление деревьев. 20 1 19
III. Пластилинография 40 Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию» (из чего делают пластилин, применение пластилина в мультипликации). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. 1 1 Плоскостное изображение. «Зимний пейзаж». 4 1 3
Знакомство со средствами выразительности «Новогодняя елка». 2 2
Плоскостное изображение. «Зайчик». 2 2
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». 4 1 3
Аппликация «Клоун». 3 1 2
Рисование методом накладывания мазков на поверхность на основу. «Аквариум». 4 1 3
Изготовление объёмнных фигур мультипликационных фильмов. 5 1 4
Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Букет». 4 1 3
Рельефное изображение орнамента ковра. 3 3
Рельефное изображение. «Зоопарк». 3 1 2
Экскурсия в ЮФУ архитектуры и дизайна (филиал в г. Железноводске). 2 2
Коллективная работа. Панно «День рождения». 3 3
IV. Бумагопластика 49 Вводное занятие. «Волшебство бумаги». (История создания бумаги, виды бумаги и техники). Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. 4 1 3
Техника аппликация. Панно «Пробуждение природы». 5 1 4
Техника аппликация. «Первые цветы». 5 5
Техника «обрывная бумага». Панно «Лукошко с грибами». 6 1 5
Техника торцевание. «Одуванчик». 4 1 3
Техника оригами. «Птицы». 4 1,5 2,5
Техника оригами. «Хитрая плутовка». 4 4
Техника квиллинг. «Солнышко». 5 1 4
Техника квиллинг. «Цветы». 5 5
Экскурсия в лес. 2 2
Коллективная работа «Скоро лето». 5 1 4
V. Итоговые занятия. Выставка-ярмарка. 4 0,5 3,5
Итого: 238 часов
Содержание программы.
Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности -1ч.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Бисероплетение -145 ч.
Вводное занятие.
Теория Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
Знакомство с основными технологическими приемами плетения. Низание крестиком.
Теория Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера в две нити «цепочка в крестик». Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик.
Плетение браслетов.
Теория Различные способы плоского и объёмного соединения «цепочек в крестик». Назначение и последовательность выполнения.
Практическая часть. Изготовление браслета «ёлочка».
Изготовление украшений.
Теория. Низание из бисера в две нити «цепочка в крестик». Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Сборка изделий: брошей, кулонов.
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Теория. Основные приёмы бисероплетения – параллельное, петельное плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов.
Параллельное низание. «Пчёлка»
Теория. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания пчёлки. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Параллельное низание. «Божья коровка».
Теория. Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. «Божья коровка»
Параллельное низание. «Стрекоза».
Теория. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. «Стрекоза»
Параллельное низание. «Колокольчик».
Теория. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветка.
Техника «французского» плетения (низания дугами).
Теория. Назначение и правила выполнения «французского плетения».
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).
Французское низание. «Мак»
Теория. Закрепление приёма. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление деталей мака. Сборка цветка.
Французское низание. «Лютик»
Теория. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветка.
Коллективная работа. «Букет полевых цветов»
Теория. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Составление композиций букетов. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
14.Изготовление объёмных фигурок. Птицы.
Теория. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Плетение отдельных элементов. Сборка фигурок.
15.Изготовление объёмных фигурок. Рыбы.
Теория. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Выбор и анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Умение работать посхемам.
Практическая часть. Изготовление деталий. Сборка изделий.
16.Изготовление объёмных фигурок. Животные.
Теория. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение.
Практическая часть. Плетение фигурок животных.
17.Изготовление новогодних игрушек. Снежинки.
Теория. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Изготовление снежинок.
18.Плетение новогодних игрушек в технике «кирпичный стежок»
Теория. Знакомство с техникой «кирпичный стежок». Анализ образцов. Выбор бисера. Цветовое решение. Работа по схемам.
Практическая часть. Плетение новогодних игрушек.
19.Техника плетения «скручивание». Изготовление деревьев.
Теория. Знакомство с техникой «скручивания». Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Умение работать по схемам.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов деревьев и цветов. Сборка и оформление деревьев.
III. Пластилинография - 40 ч.
Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Плоскостное изображение. «Зимний пейзаж».
Теория. Знакомство с понятием пейзаж. Закрепление знаний о колорите зимних красок.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
Знакомство со средствами выразительности. «Новогодняя ёлка».
Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Плоскостное изображение. «Зайчик».
Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки».
Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Аппликация «Клоун».
Практическая часть. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.
Рисование «Аквариум»
Теория Особенности построения композиции подводного мира, технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.
Изготовление объёмных фигур мультипликационных фильмов.
Теория Знакомство с пластилиновой мультипликацией.
Практическая часть. Изготовление персонажей из мультфильмов (по выбору детей).
Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Букет».
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.
Рельефное изображение орнамента ковра.
Теория Знакомство с понятием орнамента и их видами. Формирование композиционных навыков. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.
Рельефное изображение. «Зоопарк».
Теория Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Экскурсия в ЮФУ архитектуры и дизайна.
Теория Понятие дизайн, дизайнер, видов дизайна. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.
Коллекктивная работа. Панно «День рождения».
Теория Формирование композиционных навыков. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.
IV. Бумагопластика -49ч.
Вводное занятие. «Волшебство бумаги»
Теория. История создания бумаги, виды бумаги и техники. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Техника аппликация. Панно «Пробуждение природы»
Теория. Последовательность изготовления аппликации с использованием шаблонов.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации.
Техника аппликация. «Первые цветы»
Теория. Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации.
Техника «обрывная бумага». Панно «Лукошко с грибами»
Теория. Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации из кусочков обрывной бумаги.
Техника торцевание. «Одуванчик»
Теория. Технология изготовления одуванчика способом торцевания. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием обрывной бумаги.
Техника оригами. «Птицы»
Теория. Знакомство с понятием оригами. История происхождения искусства оригами. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием бумаги.
Техника оригами. «Хитрая плутовка»
Теория. Знакомство с простейшими условными знаками при выполнении работ в технике оригами. Последовательность выполнения работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием технологической карты.
Техника квиллинг. «Солнышко»
Теория. Приемы скручивания. Создание разнообразных форм.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием изученных приемов.
Техника квиллинг. «Цветы»
Теория. Приемы накручивания на деревянные стержни. Приемы нарезания деталей для разнообразных цветов.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием изученных приемов.
Экскурсия в лес.
Инструктаж по правилам безопасности на дороге, в лесу. Наблюдение за цветовой гаммой в природе.
Коллективная работа. «Скоро лето»
Теория. Знакомство с творчеством русских художников (Левитаном И.И.,Паленовым В.Д., Васнецовым А.М., Шишкиным И.И., Саврасовым А.К.)
Практическая часть. Выполнение работы с применением разных видов техник.
V. Итоговые занятия. Выставка-ярмарка- 4 ч.
Теория. Знакомство с понятием ярмарка, реклама.
Практическая часть. Подбор изделий для выставки-ярмарки, оформление, реклама.

Оборудование:
для учителя: ПК, проектор, экран, инструктационные карты, демонстрационный материал, схемы и инструкции, презентации, цветная бумага, деревянный стержень, шаблоны, ножницы, клей, кисточка, салфетки, лист ватмана, иглы №10, 11, пластилин, стеки, чеснокодавка, досточка, нитковдеватели, прочные нитки и лески разных цветов на катушках, зажигалку для оплавления, проволока разных цветов, пинцент, круглозубцы, застёжки для украшений, подставка под бисер или матерчатая салфетка для раскладки бисера, бисер.для учащихся: цветная бумага, деревянные стержни, ножницы, круглозубцы, клей, кисточка, салфетки, иголки бисерные №10 или №11, станки для ткачества бисером или рамки с прорезями, салфетки из плотной ткани, фурнитура, баночки с крышками для хранения бисера по количеству бисера у каждого обучающего и бисер, прочные нитки и лески разных цветов на катушках, проволока разных цветов, простые и цветные карандаши, прозрачная калька, пластилин, стеки, дощечки, тетради для записей (по количеству учащихся в группе).
Использованная литература и интернет ресурсы:
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.
Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.
Каргина. З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5.
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006
Морозова О.А.  Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду, М: «Мозаика – Синтез», 1998.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс,
plast.me/classic/139-kratkaya-ist...3grushki.ru
 k-na-r.ru 
origama.ru/ Схемы оригами
ru.wikipedia.org/wiki
shkolazhizni.ru/archive/0/n-22015/Литература для детей и родителей:
Афонькин С. «Оригами для начинающих. Мини-энциклопедия» Санкт-Петербург. Изд. Кристалл 2012.
Букина С., Букин М. «Квилинг. Волшебство бумажных завитков» 2012.
Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». М: «Мой мир».
Зайцева А. «Бисероплетение для начинающих мастериц».М: «Эксмо-Пресс»
Лыкова И.А. Я леплю из пластилина. Мир книги «Карапуз» , 2006.
Ляукина Н. В. «Бисероплетение» Изд. Дрофа Плюс 2011г. Москва.
Проснякова Т. Н. «Бабочки» (Энциклопедия технологий прикладного творчества) Изд. И.Д. «Федоров».
Ронн Дрен «Секреты пластилина» Изд. Махаон. Москва 2010.
Тарабарина Т. И. «Оригами для начинающих лучшие модели».
Шилкова Е.А. «Квилинг. Поделки из бумажных лент» Изд. Рипол классик 2012г.
Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник, 2008
Терминологический словарь
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, к которой, в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Бумагопластика — искусство (техника) моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создания на основе таких моделей трехмерных бумажных скульптур.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Орига́ми (яп.  «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги..
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения).
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.