Рабочая программа Чудесная мастерская 2 класс


Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл.Большая Мартыновка
_____________ И.В.РеуцковаПриказ от 29.08.2016г. № 198
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Чудесная мастерская»
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 2 «А» класс
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 33 часа.
Учитель: Яковлева Елена Геннадиевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных программ начального общего образования, программы по технологии Н.А.Цирулик, «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»
Рабочая программа кружка «Чудесная мастерская»
I.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и программы по технологии Н.А.Цирулик. «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ №1 сл.Большая Мартыновка».Данная программа реализуется для обучающихся 2 класса. В соответствии с годовым учебным графиком на 2016-2017 год: количество часов в неделю – 1час; в год – 33 часа.
Цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметнопрактической деятельности.
Задачи программы:
-развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
- знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность труда и  творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
II.Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
Личностные универсальные учебные действия
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
– интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
– понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
– ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
– способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о себе как гражданине России;
– уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников и учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
– сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
– описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
– под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
– осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
– под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания;
– контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
– проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
– воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;
– называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии;
– понимать правила создания рукотворных предметов;
– использовать эти правила в своей деятельности;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
– называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– называть новые свойства изученных ранее материалов;
– подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;
– экономно расходовать используемые материалы;
– применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
– распознавать простейшие чертежи и эскизы;
– изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изготавливать изделия по простейшим чертежам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения;
– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
– изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.
Обучающийся получит возможность научиться:
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;
– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
Основой формой учета результатов внеурочной деятельности обучающихся является портфолио.
III.Содержание курса (33ч.)1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Мир профессий. Профессии типа «Человек техника», «Человек _ природа», «Человек _ художественный образ».Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения
текста на страницах учебника, восприятия аудио_ и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий. Задания разных типов _ от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов. Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный«бросовый» материал. Новые свойства материалов:_ разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
_ наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
_ рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска. Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем. Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Лепка 4ч. Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки обрубовка). Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки). Лепка из теста.
Аппликация 4ч. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Мозаика 4 ч. Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объемная мозаика.
Выполнение мозаики из разных материалов.
Художественное складывание 3 ч. Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии. Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги ткани.
Плетение 4 ч. Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание 6 ч. Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размер). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть. Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
3. Конструирование и моделирование Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм.3 ч.
Аппликация и мозаика из геометрических фигур. Объемное конструирование и моделирование из готовых форм 3 ч. Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объемное конструирование и моделирование из бумаги 2ч.
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
Проект «Мир оригами » - 19.01.17г.
Особенности оценки индивидуального проектаВ рабочей программе в разделе «Содержание учебного предмета» отражаются направления проектной деятельности обучающихся; к рабочим программам прилагается график проектной деятельности на учебный год.
В календарно-тематическом планировании по всем предметам учебного плана при выполнении проектов в графе « Деятельность обучающихся» планируется составление плана действий по проекту.
В начальных классах предусматривается работа в системе над формированием у обучающихся умений составлять личных план действий по проекту.
Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися в соответствии с графиком проектной деятельности на учебный год;
Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: обучающимся выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя обучающегося. Чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.
Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый обучающийся, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:
Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает обучающимся выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом над одним проектом могут работать сразу несколько обучающихся. Темы могут быть предложены и обучающимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и обучающегося, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Обучающиеся входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление обучающихся на поисковый уровень.
Этап планирования. На следующем занятии обучающиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение обучающихся в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.
Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Обучающиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.
Этап оформления материалов. Обучающиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.
Требования к оформлению технического (конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:
Титульный лист: тема проекта (его тип), оборудование, данные об авторе проекта.2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта, 3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий, учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация (не более 5-7 слайдов) Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):
1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.
2.Актуальность (зачем изучается эта тема?)
3.План действий.
4.Информация.
5.Вывод или «Мое маленькое открытие»
Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.
Памятка для обучающихся, защищающих проект.
Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.
Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.
Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
Употребляйте только понятные вам термины.
Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.
На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
В ходе презентации обучающиеся учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи ,анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений
Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе обучающихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.
Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах обучающихся.
Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.
IV.Программно-методическое обеспечение кружка:
Книгопечатная продукция:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г.
2.Программа по технологии для общеобразовательных учреждений (автор Цирулик Н.А.) Самара. Издательство «Учебная литература» 2012г
3.«Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»
Комплект учебников для обучающихся:
1.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Методические пособия для учителя:
1. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012г.
Технические средства обучения (ТСО):
Персональный компьютер
Интерактивная доска.
Учебно- практическое оборудование
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; Материалы для изготовления изделий:
бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), пластилин или пластика, «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.),пуговицы.
V. Календарно- тематическое планирование.№п.п. Дата план Дата факт Тема занятия Содержание Деятельность обучающихсяРезультат
Лепка 4 часа
1. 1.09 Знакомство с глиной, ее происхождение. Изготовление посуды из глины. История лепки. Свойства глины и пластилина. Посуда Древней Греции.
Техника безопасной работы с пластилином, стекой и ножницами: перед работой проверь исправность инструмента;
-не работай с ножницами с ослабленным креплением;
- работай только на своем рабочем месте;
-следи за движением лезвий во время работы;
-ножницы клади кольцами к себе;
-подавай кольцами вперед;
-не оставляй ножницы открытыми;
-храни в чехле лезвиями вниз;
-не играй ножницами, не подноси их к лицу; используй только по назначению;
- будь внимателен- не отвлекайся во время работы. Использование налепных украшений. Способы украшения пластилиновой поверхности.
Правила безопасной работы с пластилином:
-выбери нужный для работы цвет пластилина;
-отрежь стекой нужное количество;
-согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он был мягким;
-после работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только затем вымой руки с мылом. Подготовка материала для основы. Рисование на картоне, вырезание. Намазывание пластилина разных цветов.
Выполнение штрихов разной длины, эскиза без нажима « слабыми» линиями.
Подготовка материала для работы.
Разрезание пластилинового жгута на «шарики», « конусы», « лепестки».
Сравнение на ощупь резиновой поверхности с пластилиновой. Изображение на основе
« Котёнок».
2-3. 8.09
15.09 Рисунок на пластилине. Изготовление панно из пластилина «Подводный мир» Панно из пластилина «Подводный мир»
4. 22.09 Прием работы с пластилином - «вытягивание». Лепка из целого куска. Изготовление жирафа из пластилина. Беседа о доисторических животных и мифических существах. Иллюстрации к беседе. Композиция сказки.
Способ вытягивания пластилина, Приёмы: лепка из частей, обрубовка, печатание. Анализ работы.
Формирование фигуры сказочного персонажа вытягиванием. Сравнение полученной фигуры с динозавром. Жираф
Аппликация 4 часа
5(1). 29.09 Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Изготовление ветки с листьями и цветами. Беседа о возникновении аппликации.
Способ обрывания бумаги. Правила работы с клеем. Обрывная аппликация.
Отработка навыка обрывания бумаги. Анализ образцов. Работа в паре. Рисование контура цветов и выполнение их способом обрывания. Приклеивание частей аппликации на основу. Аппликация «Чудо -дерево»
6(2). 6.10 Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Изготовление из ткани мышонка-фигуриста Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Правила работы с клеем, ножницами: при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется;
-бери то кол-во клея , которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
-излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её;
-кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Приемы выполнения работы. Сравнение свойств различных материалов, используемых при изготовлении аппликаций. Выбор формы и цвета основы для аппликации. Обведение деталей по шаблону на бумагу. Прикладывание бумаги к ткани и вырезание деталей. Раскладывание деталей на основе. Приклеивание.
Мышонок - фигурист
7(3). 13.10 Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе. Цветочная поляна. Объемная аппликация из бумаги на картонной основе. Способы выполнения объемной аппликации: спираль, частичного приклеивания согнутых деталей, надрезания и закручивания краев.
Анализ образца. Обводка по шаблонам деталей аппликации. Разрезание полосок для «волос» одинаковой длины. Вырезание деталей. Приклеивание деталей на основу и укладывание «волос в прическу» путем закручивания. Выставка работ
8(4). 20.10 Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж. Объемная аппликация из бумаги на картонной основе. Способы выполнения объемной аппликации: спираль, частичного приклеивания согнутых деталей, надрезания и закручивания краев.
Анализ образца. Обводка по шаблонам деталей аппликации. Разрезание полосок для «волос» одинаковой длины. Вырезание деталей. Приклеивание деталей на основу и укладывание «волос в прическу» путем закручивания. Аппликация «Я парикмахер»
Объемное моделирование и конструирование из бумаги 3 часа
9(1). 27.10 Объемная аппликация - спираль (скручивание), сминание, обрывание. Подводное царство. Объемная аппликация из бумаги на картонной основе. Способы выполнения объемной аппликации: спираль, частичного приклеивания согнутых деталей, надрезания и закручивания краев, сминание.
Разрезание полосок для одинаковой длины. Вырезание деталей. Приклеивание деталей на основу и укладывание путем закручивания. Сминание бумаги и укладывание на основу. Подводное царство
10(2). 10.11 Объемная аппликация из птичьих перьев. Птицы. Аппликация из необычных материалов (птичьих перьев). Правила работы с перьями и клеем. Анализ образца. Рисование контура птицы или собачки на картонной основе. Наклеивание перьев. Рассказ о своих ощущениях, когда касаешься готовой поделки с закрытыми глазами. Птицы
11(3). 17.11 Коллаж из различных материалов « Гномик в окошке». Групповая работа. Использование различных материалов для коллажа. Складывание бумаги разными способами. Свойства шерстяной пряжи.
Правила безопасной работы с ножницами и клеем. Вырезание выкройки-прямоугольника. Оформление и украшение по собственному замыслу аппликации. Составление и озвучивание сказки про гномика в домике. Коллаж в группах « Гномик в окошке».
Мозаика 4 часа
12-13(1,2). 24.11
1.12 Приемы мозаичной техники с бумагой. Ваза с цветами. Рассказ учителя об истории возникновения мозаики. Технология выполнения мозаики. Правила работы с клеем.
Выбор формы вазы. Подбор основы и высота вазы. Рисование и вырезание вазы из белой или цветной бумаги. Перенесение ее на плотную бумагу. Рисование контура и вырезание его. Заполнение контура элементами из бумаги или
полученными с помощью обрывания. Приклеивание к основе контура, а к нему – вазы. Ваза для букета.
14-15(3,4). 8.12
15.12 Приемы изготовления мозаики из гофрированной бумаги Филин на ветке Мозаика из гофрированной бумаги. Технология выполнения мозаики. Свойства гофрированной бумаги (увеличивается в объеме, растягивается).
Выполнение заготовок для перьев, для ветки. Перенесение рисунка филина на основу. Наклеивание заготовок, начиная с ветки. Затем – на туловище снизу вверх. После приклеивание заготовок вокруг головы, глаз, бровей, клюва. На грудку наклеивание перьев осуществляют выпуклой стороной вверх, а на крылья и голову – выпуклой стороной вверх, а на крылья и голову – выпуклой стороной вниз. Выставка работ
Художественное складывание 3 часа
16(1). 22.12 Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Беседа «Искусство – оригами». История оригами началась с изобретения бумаги. Это произошло в Китае около двух тысяч лет назад. Появились сложенные из бумаги ширмы, веера. Художественные изделия из сложенной бумаги впервые стали изготавливать в Японии. Они используются и в повседневной жизни, и во время различных праздников. Бумажный журавлик давно известен в Японии как талисман, приносящий счастье. Бумажная фигурка императора принимает участие в праздновании Дня девочек(3 марта). Фигурка карпа в День мальчиков(5 мая) символизирует силу и мужество.
Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника. Условные обозначения складывания. Анализ образца поделки.
Индивидуальная деятельность по созданию бабочки. Складывание «гармошкой» круга, а затем квадрата. Соединение двух деталей бумажной лентой. Придание деталям формы бабочки. Прикрепление бабочек на основу в форме полянки с цветами. Выставка работ
17(2)
18(3) 12.01
19.01 Оригами. Фигурка рыбки. Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.
Объединение деталей в одном изделии. Работа в группе. Складывание по условным знакам. Объединение готовых изделий в одну композицию.
Составление плана действий по выполнению проекта. Защита проекта. Коллективный (творческий) проект «Мир оригами».
Плетение 4 часа
19-20
(1-2). 26.01
2.02
Косое плетение в четыре пряди. Из истории плетения. Плетение – одно из древнейших изобретений человека. В старину для плетения использовали волокна крапивы, кипрея, листья рогоза, солому пшеницы, ржи, ивовые прутья, щепу, бересту. Беседа по иллюстрации.
- Назови плетеные изделия, которые ты видишь на иллюстрации.
- В какой стране они могли быть сделаны?
- Нет ли у тебя дома плетеных изделий?
- Какие они?
Объемное косое плетение в три пряди. Образец плетения и словесное сопровождение. Индивидуальная деятельность.
Связывание четырех веревочек и закрепление их на основе скрепкой или липкой лентой. Поочередное перекрещивание веревочек и обращение внимания на место нахождения правой пряди. Сплетенной косичке придание формы человечка при помощи ниток.
Плетеный «человечек».
21-22(3,4). 9.02
16.02 Плоское прямое плетение из цветной бумаги.
Закладка для книг. Плетение из бумаги. Порядок работы:
- сложи лист бумаги пополам;
- отложи от сгиба ширину тесьмы;
- сделай прорези на одинаковом расстоянии;
- вплети тесьму.
Правила безопасной работы ножницами. Индивидуальная работа. Планирование последовательности выполнения действий по образцу.
Выставка работ.
Шитье и вышивание 6 часов
23-25
(1-3). 2.03
9.03
16.03
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку». Рассказ учителя по иллюстрации о том, как получают ткани (стр. 69).
Из истории шитья. С помощью костяных игл первобытные люди шили себе одежду из шкур диких животных. В качестве ниток использовали их жилы. От древнего украшения одежды произошло искусство вышивания. Шерсть пряли и скручивали. Так получали нитки из шерсти. Из ниток на специальных станках ткали полотно. Такие станки использовали в Древнем Египте (показ рисунка).
Современные виды иголок, ниток, тканей. Наблюдение за строением тканей полотняного переплетения, сатинового. Различение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Выставка работ.
26-28
(4,5,6). 23.03
6.04
13.04 Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами. Правила работы с иглой и ножницами. Пришивание пуговиц и составление узора из них. Технология пришивания пуговиц с четырьмя дырочками.
Работа в группе по созданию композиции. Выбор ткани, пуговиц по цвету, форме, размеру. Вырезание цветов из бумаги или пленки. Пришивание пуговиц. «Галерея картин».
Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм 3 часа
29-30(1,2). 20.04
27.04 Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую. Аппликация из геометрических фигур, размеченных сгибанием бумаги по правилу. Правила работы с ножницами.
Разметка бумаги. Вырезание деталей. Контролирование точности выкладывания фигуры:
1. Нахождение детали.
2. Придание ей нужного положения.
3. Прикладывание к изображению.
4. Сравнение с образцом. «Домик»
31(3). 4.05 Мозаика из разных геометрических форм. Сочетание разных геометрических фигур в одном портрете. Беседа. Фигуры можно увеличивать, уменьшать, накладывать одну на другую. Именно так выполнены эти фигуры (образцы). Рассмотри их внимательно. Что ты можешь сказать об их характерах, настроении, занятиях? Выполнение эскиза карандашом. Вырезание и наклеивание на основу. «Портретная галерея». Выставка.
Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм 2 часа
32 (1) 11.05 Сложные технические модели из готовых форм. Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания и сгибания. Беседа.
Сколько полосок здесь использовано? Что можно сказать об их размере? Можно взять меньше полосок? А больше? С большей или с меньшей полоски надо начинать склеивание? Коллективная работа. Разметка ширины полосок на цветной бумаге разных оттенков (ширина полосок 1 см). Склеивание полосок.
Выставка работ.
33(2) 18.05 Сложные технические модели из готовых форм. Конструирование и моделирование несложных объектов из готовых форм с добавлением деталей. Проектирование изделия: создание образа в соответствии с замыслом, использование необходимых декоративно-художественных образов и материалов. Выставка работ.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ – СОШ № 1 ____________________ /Безверхова В.И./
сл.Большая Мартыновка
от 25.08.2016 г. № 1 26.08.2016 г
Председатель
методического совета _________________ /Басюк Е.П./