Лекция Я — учитель (в рамках районного конкурса педагогических достижений)

Утро . 5 декабря 2012.

Иду на работу, множество вопросов, витающих в голове, не дают покоя: - Как помочь Веронике раскрыться? - Чем вызвано такое, порой агрессивное, поведение Антона? - Почему не остается после уроков Саша? - Помирилась ли с мамой Настя? И так до бесконечности

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным писателем, кто-то будет отличным отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым и отзывчивым человеком.
Я - учитель, а это значит, во многом от меня зависит, какой будет встреча ребенка с сегодняшним миром.
Я - учитель, а это значит, я отвечаю за передачу детям духовных и материальных ценностей, созданных веками.
Я - учитель, а это значит, что я должна предоставить каждому ребенку возможность почувствовать, что он может многое.
Я - учитель, а это значит я верю в каждого ребенка.
Я знаю, уважаемые коллеги, что каждый из нас, кто выбрал эту профессию - сильные люди, которые целиком отдают себя детям.

А ещё: «Я – учитель новой школы!»
Что значит учить детей в школе нового поколения?
Чем принципиально отличается новая школа от  школы настоящей? Мои размышления  на данную тему и легли в основу моей педагогической философии.
Школа нового поколения – это  школа мышления. Значит  в центре школьного образования должна находиться не  та или иная сумма знаний, зафиксированная в некоем стандарте, а сама способность вырабатывать учеником новое индивидуальное знание, а стало быть, способность мышления. Итогом моей работы должна быть не сумма знаний ученика, а сумма его мышления: то, в какой мере у моих выпускников сформированы продуктивные мыслительные способности, способности к порождению новых знаний.
Школа нового поколения – деятельностная школа. Здесь требуется мое умение, как учителя, максимально развить опыт вхождения ученика в реальную жизнь, максимально развитая проектная деятельность. Опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание реального опыта – более важная задача, нежели, чисто учебное существование в границах классно-урочного процесса. Обучение в школе нового поколения – процесс постоянного целеполагания, целепорождения, когда в деятельностном взаимодействии меня и моих учеников происходит непрерывное порождение новых целей, которые не ставятся кем-то извне, а порождаются нами в учебной деятельности. Меня интересует то, в какой мере мои ученики вовлечены в содержательную деятельность, т.е. такую, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самих себя.
Прошел урок, праздник, поход. Ну и славно! Ну и хорошо! А хорошо ли? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда до начала нашего педагогического действия была поставлена цель. Без этого мы не знаем, полезным ли было для детей участие в мероприятии или нет Не умея поставить цели перед собой, мы и детей этому плохо  учим. Цель –  дело серьезное, даже в детстве она может преобразить жизнь.
Школа нового поколения – школа творчества, школа креативности. Как педагог, я постоянно задаю себе вопрос: помогают ли мои уроки развивать в ребенке способность по - своему видеть и понимать, создавать собственное знание о моем предмете, способность творить, а не просто воспроизводить. Для меня собственный деятельностный опыт ученика и его собственное знание, порождаемое в процессе этого опыта, более важная вещь, нежели усвоение чужого опыта и знания.
Школа нового поколения – это школа диалога. А это значит, надо преодолевать, годами сложившееся умение передать информацию ученику интересно, увлекательно, но передать самостоятельно, и формировать у себя новое умение – вести диалог, в процессе которого идет движение к пониманию от непонимания. Это не подчинение чужого мнения своему, а развитие собственной позиции в диалоговом пространстве. Современный учитель понимает, что он не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Педагог пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него собеседника.
Школа нового поколения – это школа информационно-коммуникационных технологий. Развитие Internet все больше приближает нас к тому состоянию, которое Билл Гейтс определил как «информация на кончиках пальцев» – получение практически любой информации в любое время производится нажатием на клавишу.
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования.
Дети, воспитанные на компьютерных играх, считают, что виртуальный мир интереснее, увлекательнее и богаче реального.
Поэтому важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, умение пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать.
Повышая свой профессиональный уровень в области применения ИКТ – технологий, я стремлюсь найти ответ не только на вопрос «что должен знать и уметь делать современный педагог со средствами ИКТ?», но и на вопрос «как добиться педагогически обоснованного их применения в образовательном процессе?»
Пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа».
Мое педагогическое кредо: «Не навреди!»
Каждое утро, когда я раскрываю двери своего кабинета, я мысленно повторяю слова нашей коллеги, чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль:
«Господи, дай мне силы, входя в класс, оставлять за порогом все свои огорчения, обиды, невзгоды. Помоги нести знания светло и радостно. Научи быть осмотрительной в гневе, терпеливой в работе. Дай безграничной доброты, чтобы я могла любить и делать счастливыми своих учеников, ибо без счастья нет успеха»
Мне очень, хочется, чтобы из моих учеников вышли достойные люди.
Я мечтаю о том, чтобы среди них не было циников, лицемеров, чтобы мои дети стали хорошими людьми и вышли в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, с душой, способной любить и сострадать.

Завтра новый день
Каким он будет?
Какими войдут в класс мои ученики?
Увижу ли вновь пытливость в их глазах?
Не пропадет ли у них желание удивляться?
Все это в моих руках!



15