Человек и мир. Горизонт. Стороны горизонта.


Тема: Горизонт. Стороны горизонта
Цели урока:
— актуализировать содержание понятий «природа», «неживая и живая природа», «растения», «животные»;
— познакомить учащихся с содержанием и задачами курса, учебником;
— формировать представление о горизонте и сторонах горизонта;
— содействовать осознанию учащимися практического значения умения ориентироваться, развитию интереса к изучению предмета «Человек и мир».
Оборудование: таблица «Горизонт, линия горизонта», рисунки с животными, растениями, объектами неживой природы.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация изученного— Давайте поиграем в игры и заодно вспомним, что мы изучали во 2 классе.
— Назовите все эти слова одним словом:
– Солнце,  дуб, клевер, бабочка, облако, белка. Это … (природа).
– Дерево, куст, трава – это … (растения).
– Бабочка, щука, лягушка, уж, синица, заяц – это … (животные).
— Назовите лишнее слово и объясните, почему вы так думаете:
– Солнце, воздух, вода, береза, Луна;
– Дуб, береза, малина, клен;
– Одуванчик, клевер, белый гриб, ромашка.
— Назовите четвертое слово:
– Бабочка, муравей, оса, …
– Заяц, волк, лиса, …
– Соловей, синица, ворона, …
— Теперь поиграем в игру «Насекомое, рыба, птица, зверь, дерево, куст, трава». Послушайте внимательно правила игры: я называю какое-нибудь из этих слов, бросаю мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать известное ему насекомое, рыбу, птицу и т.д. Соблюдайте главное условие: названия животных  и растений не повторяются!
3. Знакомство с учебником
— В этом году мы с вами продолжим знакомиться с миром природы и узнаем еще много нового и интересного. А поможет нам в этом, конечно, учебник. Давайте познакомимся со своим учебником поближе. Возьмите его в руки, полистайте.
— Кто авторы учебника?
— Посмотрите содержание учебника. Какие основные разделы вы видите в содержании? Какой раздел интересен вам больше всего? Почему?
— Какие условные обозначения в учебнике вы видите? Давайте попробуем объяснить, что они обозначают.
— Расскажите мне, как надо обращаться с учебником.
Физкультминутка Прекрасные цветочки
— А теперь пора и отдохнуть. Сейчас я вас «превращу» в красивые цветочки на нашей чудесной поляне.
Учитель взмахивает руками и говорит:
— Представьте, что вы цветочки. Но вначале только маленькие семечки (дети приседают, голову опускают, руками обхватывают колени).
На землю упал солнечный лучик, пошел теплый дождик и из каждого семечка проклюнулся росток. Сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище. Цветочки растут, растут, все выше к солнышку поднимаются – дети поднимаются, поднимают руки вверх.
Какой приятный воздух на лесной поляне, как здесь приятно дышать. Глубоко вдохнем, задержим немного дыхание, глубокий выдох. Еще разок.
Вот распустились красивые бутончики и заулыбались ласковому солнышку. Улыбнемся солнышку, другим цветкам. Можно даже потанцевать – покружиться, покачать свои лепестки под ласковым ветерком.
Но вот настала ночь. Цветочкам пора спать. Расслабили мышцы рук, ног, лица.
— А сейчас я вас опять превращу в мальчиков и девочек.
— Понравилось вам быть цветочками? Интересно, а кто каким цветком был?
4. Знакомство с темой урока, его задачами, планом. Изучение нового материала
— Урок Горизонт. Именно такая тема нашего первого урока.
— Что же такое горизонт? Действительно ли небо на горизонте сходится с поверхностью Земли? Ответы на эти вопросы поможет дать учебник.
Чтение статьи «Горизонт» и ответы на вопросы после текста.
— Откройте свои тетради. Нарисуйте горизонт. 1-й вариант рисует, как выглядит горизонт на открытой местности, а 2-й — как выглядит горизонт на местности, открытой с одной стороны.
— Теперь выполним задания под рубрикой «Порассуждай».
— Что же такое стороны горизонта, для чего их придумали? Ответы найдите в тексте учебника «Стороны горизонта».
Практическая работа в тетради по учебнику.
Тренировочные упражнения.
— Встаньте из-за парт и повернитесь все лицом к доске. Это юг.
— Покажите, где будет север, где будет запад, восток, северо-восток, юго-запад.
— Расскажите, как вы определяли стороны горизонта.
5. Подведение итогов. Рефлексия
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Чему научились?
— Для чего нам нужно знать стороны горизонта?
— Что было самым трудным? Самым интересным? Почему?
— Как вы себя чувствовали на уроке?
Психогимнастика На пушистом облачке
— Мы хорошо поработали, можно и расслабиться. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
Представьте, что вы плывете на нежном пушистом облачке. Дует приятный теплый ветерок, ласково светит солнце. Подставьте солнышку свою левую щечку, затем правую. Подставьте под ласковые солнечные лучи свои ладошки, погрейте ножки. Приятное тепло разливается по всему телу. Вам очень хорошо. Подарите солнышку свои улыбки. Но пора возвращаться на землю, где вас встречает своими золотыми красками осень. Открываем глаза, подарим радостные улыбки и приятные слова друг другу.
6. Домашнее задание
Прочитать статьи учебника по теме Горизонт на стр. …
Задание для желающих: составить вопросы к текстам по теме Горизонт.