Формирование творческой личности в учреждении дополнительного образования


«Формирование творческой личности»
В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Благоприятнейшим периодом для развития творчества является младший школьный возраст, когда у ребёнка активно развивается воображение, дар фантазирования, творческое мышление, любопытство, умение наблюдать, сравнивать, критично и справедливо оценивать свою деятельность. Детей младшего школьного возраста можно без преувеличения назвать «первооткрывателями мира».
Я постоянно стремлюсь развивать в маленьких «почемучках» интерес к окружающему миру, фантазию, тягу к творчеству, умение нестандартно мыслить. Если дети увлечены любимым делом, они проявляют настойчивость и силу воли в освоении знаний и умений. Детям нравятся те виды обучающей деятельности, которые дают им материалы для размышления, возможность проявить инициативу и самостоятельность, требуют умственного напряжения, находчивости и творческого подхода к решению задач.
Важное значение для формирования творческих способностей имеет также систематичность и последовательность работы. Следует помнить, что каждый ребёнок имеет определенные способности, поэтому главная задача педагога – вовремя их заметить и дать им возможность развиваться. Только тот педагог, который сам творчески работает, может воспитать творческую личность. Свои занятия я строю на следующих принципах:
не стереотипности, структурного разнообразия и режиссуры;
привлечения учащихся к сопереживанию, созданию эмоционального настроения относительно темы занятия (использование игровых, сказочных моментов);
наличия трёх основных структурных компонентов занятия (относительно законов любого творчества) – восприятия, формирования творческого замысла, посильной творческой реализации.
Пытаясь стимулировать в учащихся процесс мышления, вызвать в них веру в собственные силы, уверенность в своих возможностях, я не подаю весь материал в готовом виде, а предлагаю детям преодолеть определенные преграды и трудности на своём пути. Так, формированию и развитию творческих способностей одаренных детей способствует их привлечение к выполнению дифференцированной работы, самостоятельная подготовка сообщений, изучение материала наперед.
Учитывая специфику младшего школьного возраста я применяю на занятиях проблемные задания. Противоречия, которые возникают во время решения проблемы вызывают дискуссии, подталкивают к размышлению, поисковой деятельности и формированию выводов. Усвоить новые знания помогают методы и задания, которые сосредоточены на стимулировании начальной деятельности учащихся.
К таким методам принадлежат:
Игра (художественная и познавательная), которая создаёт благоприятное для усвоения знаний настроение;
Метод создания ситуаций к освоению знаний, то есть использование интересных приключений, легенд, юмористических отрывков, случайностей, жизненных неожиданностей;
Метод опоры на жизненный опыт, то есть использование повседневных наблюдений детей (факты, явления, события).
Использование на занятиях разнообразных интересных упражнений, ребусов, кроссвордов и др. побуждает учащихся к активному мышлению, способствует развитию памяти, внимания, смекалки; формирует желание создавать собственные головоломки, загадки, шарады. В практических работаю я отдаю предпочтение творческим заданиям: «Дорисуй», «На что похоже», «Кто потерял», «Наоборот», «Точка зрения», «Наблюдательный глаз», «Отгадай», «Волшебник», «Найди похожий предмет», которые дают возможность раскрыться каждому ребёнку. Кроме этого я организовываю для учащихся разнообразные конкурсы, соревнования, даю творческие задания, составляю с ними сказки, рассказы, развивая их творческое воображение. Такие упражнения активизируют творческое мышление учащихся, позитивно влияют на развитие творческой личности. Побороть психологический барьер страха перед новым и неведомым, заинтересовать, развить креативные способности всегда легче в интересной, захватывающей работе. Творческие занятия не только развивают фантазию, креативность, но и дают детям множество полезных практических навыков.
Каждый педагог – организатор индивидуального образовательного движения учащихся, который должен найти из огромного разнообразия методик преподавания те, которые позволят наиболее эффективно формировать знания с учетом специфики предмета.
Для того, чтобы научиться видеть в обычном необычное, находить неординарные пути выхода из любых сложных ситуаций, моделировать окружающую действительность относительно собственных представлений, прогнозировать будущее необходимо развивать творческое воображение.