Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшого дошкольного возраста ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ


ЦЕЛИ:
Образовательная.
Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
Закрепить знания об образовании чисел 6. Упражнять в порядковом счете, в пространственной ориентировке относительно себя и окружающих предметов. Развивать логическое мышление, память, речь. Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его. закрепление геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, круга.
Учить детей передавать мазками следы животных.
Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Развивающая. Словообразование по теме «Животные и их детеныши»: белка - бельчонок - бельчата; заяц - зайчиха -зайчонок - зайчата; лис - лиса - лисенок - лисята; волк - волчица - волчонок - волчата; медведь - медведица - медвежонок - медвежата; еж - ежиха - ежонок - ежата.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
Музыка из сборника «Времена года» П.Чайковского – Декабрь: Святки.
Презентация «Следы животных в зимнем лесу».
Фото с изображением зимнего пейзажа.
Фото с изображением диких животных в летний период, так же фото животных в зимний период и следы животных на снегу.
Шесть плоскостных изображений животных.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Фигурки животных, карточки с 2-мя свободными полосками, листочки для рисования, гуашь голубого цвета, кисти.ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что относится к живой природе? Ответы детей.
А как меняется природа зимой? Ответы детей. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес. В этом нам помогут фотографии зимнего пейзажа. И красивая музыка из сборника «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Глядя на фото, расскажите, каким вы видите зимний лес.
Заслушиваются короткие рассказы детей.
Воспитатель: Как животные к зиме готовятся. Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Прыгун-трусишка:Хвост-коротышка,Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки,Одежка в два цвета –На зиму, на лето. Правильно заяц.
Про зайца
Автор: Н. Плавильщиков
На зиму лесной заяц беляк белеет. Зимняя белая шуба гуще и теплее, чем бурая, летняя. Такому зайцу хорошо и прятаться от врагов. Поди, разгляди на белом снегу белого зайца!Белеет беляк не сразу, а постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом побелеют задние ноги. издали поглядишь - на зайце словно белые трусики надеты. Охотники про таких зайцев так и говорят: заяц в штанах.Недолго носит заяц белые штаны: всего неделю-полторы. Побелеет весь, вот и нет штанов.
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто еще из диких лесных жителей меняет свою шубку. Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом. (Белка)
Правильно, это белочка. Белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна чем, если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации.)
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится. А давайте теперь мы с вами вспомним хищных животных, послушайте загадку:
Рыжая плутовка,Спряталась под ёлкой.Зайца ждёт, хитрюга та.
Как зовут её? (Лиса) Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)
Животные, которые впадают в спячкуВоспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Оказывается, некоторые лесные обитатели зимой впадают в спячку. Как вы думаете кто это? Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна.(Медведь)
Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Происходит это от того, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном употребляют растительную пищу, но с приходом зимы она пропадает. За теплое время года медведи накапливают достаточный слой жира в своем теле. Когда медведи не могут найти себе достаточное количество пищи, они заползают глубоко в берлогу и засыпают до наступления тепла. В это время медведь совсем не питается, а живет за счет накопленного за лето жира. Спячка не похожа на настоящий сон. Во время спячки температура тела животного снижается, дыхание замедляется, а сердце еле бьется. С наступлением весны, погода изменяется, температура воздуха становится выше, из-за этого медведи просыпаются, выползают из берлоги и начинают снова нормально питаться.Ребята, а хочу вас познакомить ещё с одним животным который впадает в спячку, послушайте загадку:
Зиму всю, зарывшись в стог, Спит колючий колобок.( Еж.)
Ежи делают себе что-то наподобие медвежьих берлог, стаскивают в укромный угол листву, траву, мох и делают из этого теплое непромокаемое гнездо, где с комфортом спят до весны.
Игра «Животные и их детеныши» Для проведения игры воспитатель предлагает, поделится на команды.Деление на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды.Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получает фишку.Белка - бельчонок - бельчата.Заяц - зайчонок - зайчата. (Как называют маму зайчат?) Лиса - лисенок - лисята. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк - волчонок - волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)Медведь - медвежонок - медвежата. (Кто мама у медвежат?)Ёж - ежонок - ежата. (Как называют маму ежат?) Молодцы.
Ребята сколько животных мы сегодня рассмотрели? (шесть).
А сколько животных впадает в спячку? ( Двое - медведь и ёж).
А сколько животных ведут бодрый образ жизни ? (Остальные четыре).
Каких животных больше, каких меньше?
Ребятки давайте нарисуем следы животных, возьмем листочки и гуашь с кисточками:
- Нарисуйте столько следов зайца, сколько кружочков на доске;
- Нарисуйте столько следов лисы, сколько квадратиков;
- Нарисуйте столько следов волка, сколько треугольников;
- Нарисуйте столько следов медведя, сколько прямоугольников.
Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.Для данного занятия можно применить следующие наборы слов:- Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку.)- Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные - взрослые животные.)- Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.)- Кошка, медведь, заяц, белка. ( Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.)- Береза, липа, сосна, клен. (Сосна - хвойное дерево, все остальные - лиственные.)- Бельчонок, кабан, рысь, олень. (В данном случаи, два решения. Во-первых, лишний -бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.)- Белка, крот, лось, заяц, (Лишний - крот, так у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у нее домик на дереве.)Игра « Узнайте животного по описанию».
Цель: совершенствовать знания детей о диких животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.
Материал: предметные картинки с дикими животными.
Ход игры:Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.
Ребенок выходит и находит картинку с животным, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет. При подведении итогов занятия подсчитываются фишки, заработанные каждой командой. Воспитатель обращает внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшого дошкольного возраста "ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ"
Разработка:
Салиховой Э.М