Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром «Лиственные и хвойные растения зимой»


Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром
«Лиственные и хвойные растения зимой»
Цели урока: закрепить материал о том, как зимуют лиственные и хвойные деревья и кустарники;
показать роль снегового покрова для защиты растений от вымерзания;
выполнить практическую работу с ветками , семенами и шишками растений;
развивать умение сравнивать, выявлять сходство и различие, делать выводы;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: ветки хвойных деревьев (сосны, ели), ветки лиственных деревьев, шишки, семена, рисунки с изображением деревьев, почек, семян; карточки.

Ход урока.
Организационный момент.

Проверка домашнего задания.
-Чтение учителем стихотворения И.Сурикова:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

-Эти строки Сурикова прекрасно подходят к состоянию погоды сегодня.
-Скажите, какое время года наступило?
-Кто может описать погоду сегодняшнего утра? (Календарь погоды)
--А теперь вспомним: о чем мы говорили на предыдущем уроке? (О признаках зимы в неживой природе)
-Сейчас я раздам карточки, некоторые ребята поработают с ними. А с остальными мы побеседуем.
-Назовите основные признаки зимы.
-Кто объяснит, почему так происходит? (Все зависит от высоты солнца над горизонтом. Зимой оно стоит низко)
-Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Метель, снегопад, оттепель, гололед)
-Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на мои вопросы.
Проверка работающих по карточкам.

III.Сообщение цели урока.
У нас сегодня очень интересная тема. Мы познакомимся с тем, как зимуют разные растения. Вспомним, какие растения называют лиственными, а какие – хвойными. Еще мы выполним практическую работу. Я предлагаю вам найти ответ на вопрос: «Умирают ли на зиму растения?»

IV. Работа над новой темой.
1.(Под фонограмму «Птичьи голоса»)
-Представьте, что мы отправились на экскурсию. На этой картине изображен лес, в который мы с вами попали. Какой это лес, и в какое время года он изображен? (Лиственный лес летом)
-Какие деревья мы там можем встретить? Как мы отличим один вид дерева от другого? (По листьям, стволам)
-Давайте немножко пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть машина времени. Мы перенесемся с ее помощью на несколько месяцев вперед. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

(Физминутка «Снежинки»)
Мы снежинки, мы снежинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

-А теперь мы прогуляемся по этому зимнему лесу.
-Изменился ли вид леса? (Опали листья)
-А как называется это явление? (Листопад)
-Когда это происходит?
-Почему опадают листья?
-Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от питания, погружаются в глубокий сон.
Идем по лесу и видим вокруг голые серые и коричневые ветки и стволы деревьев.
-Как же мы можем различить деревья и кустарники зимой?
-Это нетрудно, ведь у них сохранилось еще столько примет.

2. Практическая работа №1.
Сейчас я научу вас различать некоторые деревья по оставшимся на веточках семенам.
(Дети рассматривают веточки с семенами, сравнивают их)
Рассматривание сопровождается рассказом учителя.
Липа. Рыжеватым пятном выделяется раскидистая липа. Не листья на ней рыжеют, а маленькие длинные язычки-крылышки, которые прикреплены к орешкам-семенам.
Ясень. На ветках висят сухие плоды тяжелыми пучками, узкие, длинные, похожие на стручки.
Татарский клен. Еще не расстался со своими крылатками. Но он не нарядный. Наоборот, из-за этих больших, неряшливых сухих пучков он кажется жалким.
Береза.Тут и там виднеются на ветках сухие сережки. Береза успела приготовить кое-что для весны. У нее на концах веточек сидят молодые сережки. Придет весна, сережки расцветут.
Остролистный клен. Его плоды – также крылатки. Но они отличаются от крылаток татарского клена. Сравним их.
Сирень. На ее ветках также гроздями висят семена.
Рябина увешена яркими гроздьями ягод.
Ребята, теперь, я уверена, вы легко сможете угадать деревья даже зимой.

3.Практическая работа №2.
Послушайте, как говорит И.Суриков о лесе в своем стихотворении «Зима».
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-Мы можем подумать, что лес заснул «крепко, непробудно», навсегда. Так ли это?
(Наступит весна, и лес снова наденет свое зеленое убранство)
-Ребята, а как вы думаете, откуда появятся весной листочки? (Из почки)
-Правильно, на ветках растений чуть выше листьев на зиму остаются почки.
_Возьмите веточки с почками. Рассмотрим почку.
-Чем покрыта снаружи почка? (Чешуйками)
-Какие они? 9Плотные, кожистые, часто пропитаны клейкой смолой)
-Осторожно раскройте чешуйки. Что мы увидим внутри? (Маленькие зеленые листочки, цветки)
- Зачем они снаружи покрыты чешуйками? (От холода)
-Разотрите почку пальцами, понюхайте, попробуйте на вкус. (птицы склевывают почки)
-А теперь, я думаю, мы сможем ответить на вопрос: умирают ли лиственные деревья зимой? (Нет, листочки живут в почках)
Значит, какой вывод мы сможем сделать о том, как зимуют лиственные деревья и кустарники?
Дети формулируют вывод: большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья, но на ветках остаются почки, в которых находятся молодые листочки. На некоторых деревьях можем увидеть сухие семена и плоды.

4.Хвойные растения зимой.
–А сейчас мы продолжим свою прогулку по зимнему лесу.
(Физминутка «Лыжи»)
-Мы попали с вами в очень интересный лес, зеленый даже зимой. Как называется этот лес? (Хвойный)
-А вот какие деревья в нем растут, вы должны отгадать.

Зимой и летом зелена,
В лесу живет она.
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

-Какие же деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр)
-А почему их называют хвойными?
Хвоя (иголки) – это тоже листья, но видоизмененные.
Практическая работа №3.
-Возьмите веточку ели или сосны. Потрогайте хвоинку. Какая она? (Плотная)
-Проведите пальчиком по ней. Что вы заметили? (Она изменила цвет)
Хвоя снаружи покрыта восковым налетом. Этот налет предохраняет иголку от холода и не дает быстро испарять воду. Поэтому хвойные растения не сбрасывают хвою на зиму. Хвойные растения растут даже зимой, но очень медленно, так как мало тепла.
Исключение составляет лиственница. Она зимует без иголок. Почему это происходит?
Об этом нам расскажет (Доклад ученик)
Родин лиственницы – Восточная Сибирь. Температура зимой там достигает 60 градусов, почав скована вечной мерзлотой. При таких условиях хвое не хватает водных растворов – она замерзает и опадает. Хвоя у лиственницы густая, но мягкая. Ею даже руки не уколешь. К осени она окрашивается в нежно-золотистый цвет, а затем опадает. Но зато на ее голых ветках зимой можно увидеть много шишек.
-Все хвойные растения с хвоей, но у всех она разная. Давайте сравним веточку ели и сосны:
1. По стеблю (цвет)
2. По листочкам-хвоинкам (размер, окраска, какая хвоя более мягкая, как расположены хвоинки). Работа с плакатом.
3. По шишкам (размер, окраска, форма чешуек)
4. По семенам (крылышко, цвет)
Зимой семенами и хвоей лакомятся многие животные, например, лось, клест.
-Итак, мы можем сделать вывод, как же зимуют хвойные растения?
(Дети формулируют вывод).

5.Растения под снегом.
-А сейчас поговорим, как зимуют другие растения. Чтобы продолжить наш урок, отгадайте загадку:

Белое одеяло,
Не руками сделано,
Не ткалось, не шилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)

-Как называют снег? С чем его сравнивают?
-А как вы думаете, почему так говорят:
Зима без снега – лето без хлеба.
Снег на полях – хлеб в закромах.
-А видим ли мы зимой низкие растения? (землянику, злаковые)
-А где же они находятся зимой?
Снег помогает растениям переносить низкие температуры. Чем толще покров, тем теплее растениям. Если на улице мороз -20 градусов, то под снегом всего -5. Значит, снег защищает растения от морозов, как одеяло.

V. Закрепление пройденного.
-А теперь проверим, как вы усвоили все то, о чем мы сегодня говорили. Я буду читать рассказ, а вы должны найти в нем ошибки, объяснить, почему так не бывает.
(Чтение фенологического рассказа)
В зимнем лесу.
Мы пошли на прогулку в лес. Солнце стояло высоко над горизонтом, шел сильный снег. Ласточки и стрижи летали очень низко, казалось, можно услышать шум их крыльев. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Ели были усыпаны круглыми серыми шишками. Долго гулять мы не стали, так как побоялись, что быстро стемнеет, и мы заблудимся.

VI. Формулирование общего вывода по уроку.

VII. Оценка учащихся. Домашнее задание. Составить рассказ о лиственном или хвойном дереве по плану в учебнике, подобрать картинку, загадку, стихотворение.
15