Урок русского языка по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа

практикум
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
(4 класс Образовательная система «Школа России»)
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Оборудование: Канакина В.П., Горецкий В.Г., учебник русского языка для 4 класса; проектор, заготовленные карточки с заданиями; карточки с буквами и/е (для обучающихся)
Прогнозируемые результаты:

Предметные:
В конце урока ученики
знают окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
умеют правильно писать окончания имён существительных в данных падежах.

Метапредметные:
умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:
умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.


Ход урока.
Организационный момент урока.
Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.
Запишите:
Число.
Классная работа.

Самоопределение к учебной деятельности.
На доске записано стихотворение Б. Заходера:
В лесочк, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесм и дачй,
Но есть огорчения
В жизн собачьей.

Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)
Обучающиеся выполняют задание.
Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)
- Как вы действовали при написании окончания?
На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)

Имя существительное

Ставлю существительное
в начальную форму: ед.ч., И.п.

Определяю тип склонения
1, 2, 3 скл.

Определяю падеж

- Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)
- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
- Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач
(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писатьбезударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)

Работа над решением поставленных задач
(работа по алгоритму)
1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.
- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму:И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)

На партах детей карточка со словами:
Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.

По данному заданию проводится работа в парах постоянного состава. Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.
Проверка:
Дается эталон выполненного задания на слайде 3.
- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?
- Выполнили задание без ошибок?
- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)
- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)

Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах.
Появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст, на ладон, в город., по площадк, от двер, на озер, к кормушк, из библиотек.

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.

Физминутка
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ, с багаж, перед смерч, со шприц, в зоопарк, на юг,на рек о труженик, о геро, в туман, у братишк.., на барабан, о львенк, в берет, к коров, о лыжник, у рощ, в дом, на диван.

Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения» (учебник с.102)
Таблица окончаний появляется на слайде 5.
Падеж
Тип склонения


1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение

И.п.
-а, -я
-
·, -о, -е, -ё
-
·

Р.п.
-ы, -и
-а, -я


Д.п.

-у, -ю


В.п.
-у, -ю
неодушевленные, как в Р.п
одушевленные как в И.п
-
·

Т.п.
-ой, -ою, -ей, -ею
-ом, -ем


П.п





- Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.
- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание - -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание - -е)
- От чего зависит правописание безударного падежного окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)

Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Конверты с заданием
(Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)
Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)

Слова- ключи для правописания безударных падежных окончаний имен существительных
- Слово ключ вам знакомо. А какое значение оно имеет? (ключ от двери; ключ – родник; ключ – шифр, расшифровка)
- Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений (раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)

- Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами-ключами? (ударные окончания)
- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении)
- Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо установить порядок, т.е. алгоритм пользования)

Появляется алгоритм пользования словом-ключом.
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
2 шаг. Подбираю слово-ключ – земля – и ставлю его в ту же форму: с землей.
3 шаг. Если у слова-ключа окончание и значит, в данном слове будет такое же окончание.
Практическая работа по отработке действия по алгоритму
(без) насмешки (е)
1 шаг.(без) насмешки (и/е ) (что?) насмешка
2 шаг.( 1-е скл.) насмешка вода (земля)
3 шаг. без воды, без насмешки (ы/и), без земли

Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:
Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- При работе над этой же темой, какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных падежах 1, 2. 3 склонений)

Домашнее задание (дифференцированное)
- Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:
1) с.130, упр.246
3) Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.
- Спасибо за урок!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15