Программа русский язык Л.М.Зеленина и др. Школа России



РУССКИЙ ЯЗЫК
дата №п/п Тема урока Домашнее задание Предметные результаты УУД
Повторение (18 часов) 1 Различение понятий «предложение» и «словосочетание» с. 7, упр.7 Знать: что такое предложение, словосочетание, слово; гласные и согласные звуки, обозначение их на письме буквами;
Уметь: отличать предложения от слов и словосочетаний; устанавливать связи слов в предложении, задавать вопрос от одного слова к другому; записывать предложения(большая буква в начале, знак препинания в конце предложения); определять предложения по цели высказывания и интонации; различать части речи по смыслу и по вопросам; проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова . Анализирует таблицы по изучаемым темам.
Формулирует обобщённые выводы по результатам анализа таблицы.
Применяет полученные знания на практике: выделяет, определяет, записывает. Составляет предложения из группы слов, тексты из данных слов, словосочетаний, предложений.
Объясняет по каким признакам можно определить части речи.
Различает и выделяет изучаемые части речи.
Анализирует текст и устанавливает значение предлогов в речи.
Анализирует произношение слова и выделяет в нём орфограмму.
Сравнивает произношение слова и его написание.
Обсуждает и выбирает способ проверки. Формулирует выводы по результатам наблюдения и уточняет вывод по учебнику. Отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
2 Предложение. Главные члены предложения. с. 11, упр.12 3 Различение предложений по цели высказывания и интонации с. 15, упр. 18 4 Части речи, их употребление в предложении с. 20, упр.25, прав. с.18 5 Начальная форма имени существительного с.22,упр.28 6 Часть речи – предлог. Его роль в предложении
Сам. работа с.26,упр.1 7 Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит с.33,упр.45, прав. 8 Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных с.37,упр.51,правило 9 Безударная гласная в корне слова. Словарный диктант С.39,упр.54 10 Проверка безударных гласных С.41,упр.58 11 Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные С.47.упр.67.прав. 12 Проверка парных согласных в середине и на конце слова С.52.упр.77 13 Проверочная работа по теме: Правописание безударной гласной и парной согласной 14 Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала Индивид. 15 Мягкие и твёрдые согласные звуки. Их обозначение на письме. С.55,упр.84 16 Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. С.58,упр.5 17 Входящая контр.работа 18 Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала Индивид.
Синтаксис и пунктуация (17 часов)
19 Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое С.63,упр.3, правило. Знать: что такое второстепенные члены предложения. Знать: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; что такое логическое ударение в предложении и предложение с интонацией перечисления.
Уметь: устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения, составлять распространенные предложения, разбирать предложения по членам предложения и частям речи; правильно поставить логическое ударение в предложении Анализирует текст и выделяет в предложениях главные члены предложения.
Характеризует роль подлежащего и сказуемого в предложении, устанавливает их связь.
Выделяет главные члены предложения с использованием терминов
"подлежащее" и "сказуемое".
Объясняет какой частью речи они выражены.
Различает распространённые и нераспространённые предложения.
Составляет и преобразовывает предложения.
Разбирает предложения по членам, указывает распространённое оно или нет. Преобразовывает предложения (текст). Выделяет в предложении слово, которое несёт основную смысловую нагрузку. Слушает, анализирует предложения, содержащие перечисление предметов, их действий и признаков, и устанавливает особенности их произношения.
Наблюдает за предложением с перечислением и устанавливает, какие знаки препинания ставятся в этих предложениях. Формулирует вывод об особенностях произношения предложений с перечислением и постановке знаков препинания в них
. Уточняет сделанный вывод по учебнику. Произносит, слушает и записывает предложения с перечислением.
20 Определение подлежащего и сказуемого в предложении С.65,упр.6 21 Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения. С.69,упр.16 правило. 22 Сказуемое. Вопросы на которые отвечает сказуемое С.71,упр.19 23 Главные члены предложения. Связь сказуемого и подлежащего. Пров.работа С.72,упр.23 24 Работа над ошибками. Определение подлежащего и сказуемого в предложении Индивид. 25 Распространённые предложения. Второстепенные члены предложения С.75,упр.27,правило 26 Установление связи между главными и второстепенными членами предложения С.78,упр.33 27 Установление связи между второстепенными членами предложения С.80,упр.38 28 Составление распространённых предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи. Сам. работа С.81,упр.82 29 Различение предложения и словосочетания С.83,упр.46 30 Логическое ударение. Интонация перечисления С.87,упр.53,правило. 31 Обозначение интонации перечисления на письме С.90,упр.58 32 Обозначение на письме запятой интонации перечисления. Составление предложений по схемам С.94,упр.65 33 Диктант с грамматическим заданием 34 Работа над ошибками. Связь слов в предложении С.96,упр.2 35 Закрепление по теме: "Предложение". Работа с деформированным текстом С.89,упр.56 Состав слова (63 часа)
36 Окончание - изменяемая часть слова С.101,упр.6
Знать: что такое окончание и основа слова; строение основы слова; правила написания и способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, особенности чередования согласных звуков и беглых гласных в корне слова; правила написания приставок и предлогов; правила написания частицы не с глаголами, слов с разделительным твердым знаком; правила написания непроизносимых согласных в словах и слов с удвоенными согласными.
Уметь: выделять основу и окончание слова; согласовывать прилагательное в словосочетании с именем существительным;: уметь выделять в основе слова корень, приставку и суффикс; разбирать слово по составу; различать разные формы одного слова и однокоренных слов; образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов; проверять написание гласной в суффиксах -ик, и -ек; показать роль приставки в слове и предлогов в речи человека; правильно отображать на письме слова с разделительным твердым знаком; правильно отображать на письме слова с удвоенными согласными



Наблюдает какая часть слова меняется при установлении связи слов в предложении.
Выделяет эту часть.
Сравнивает разные формы одного и того же слова и выделяет в них окончания. Формулирует вывод по результатам наблюдений.
Работает в паре: обсуждает задание к упражнению, устанавливает что надо знать для успешного его выполнения, обсуждает и оценивает результаты работы. Объясняет по схеме слова, из скольких частей состоит его основа.
Составляет самостоятельно схему.
Образовывает однокоренные слова, разбирает их по составу.
Объясняет как образовываются новые однокоренные слова.
Анализирует и сравнивает основы однокоренных слов, находит в них общее и различное.
Наблюдает и устанавливает чередующиеся согласные и беглые гласные.
Использует изученные термины.
Применяет и объясняет на практике правила проверки безударных гласных и парных согласных.
Наблюдает и анализирует изучаемые таблицы по данной теме.
Использует на письме изученные правила.
Сравнивает и различает одинаково звучащие и пишущиеся приставки и предлоги.
Наблюдает за глаголами и формулирует правило.
Выводит алгоритм обнаружения непроизносимых согласных, формулирует способ подбора проверочных слов.
Упражняется в правописании слов на изученные правила
Объясняет значение пословиц.
Составляет и записывает предложения. Редактирует текст: восстанавливает порядок следования предложений.
Извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).
37 Варианты окончания. Нулевое окончание. Словарный диктант С.105,упр.14правило. 38 Основа слова. Согласование прилагательного с существительным С.107.упр.20
правило. 39 Окончание и связь слов в предложении С.111,упр.27 40 Контрольная работа за 1 четверть 41 Работа над ошибками. Окончание и связь слов в предложении Индивид. 42 Корень слова С.115,упр.34 43 Основа слова: корень, приставка, суффикс С.118,упр.39правило. 44 Суффикс С.122,упр.48правило. 45 Разбор слова по составу. Приставка С.124,упр.53 46 Проверочная работа по теме: "Состав слова" 47 Работа над ошибками Правописание безударных гласных в корне С.131,упр.65
48 Состав слова. Перенос слов С.132,упр.67правило 49 Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова С.136,упр.74 50 Чередование согласных звуков в корне слова С.140,упр.82 51 Чередование согласных звуков в корне слова. Разбор слова по составу С.142,пр.86 52 Беглые гласные в корне. Словарный диктант С.145,упр.91правило 53 Чередование согласных и беглые гласные в корне слова С.147,упр97 54 Правописание слов с безударной гласной С.149,упр. 100 55 Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова С.152,упр.
104 56 Обучающее изложение 57 Работа над ошибками. Закрепление правописаний слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова С.148,упр.3 58 Правописание безударной гласной в суффиксе С.151,упр.
102,правило 59 Правописание слов с суффиксами -ик, -ек С.155.упр.
111 60 Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек С.156,упр.1 61 Закрепление правописания гласной в суффиксах -ик, -ек индивид 62 Контрольный диктант 63 Работа над ошибками. Приставка – значимая часть слова С.159,упр.
117 64 Правописание приставок на-, за-, над-. С.162,упр.
123 65 Правописание приставок об-, от-, над-, под-. С.167,упр.
133 66
Правописание слов с приставкой с-. С.170,упр.
142 67 Правописание слов с изученными приставками С.172,упр.2 68 Правописание приставок и предлогов С.6,упр.6, првило 69 Связь предлога с существительным С.7,упр.9 70 Место предлога в словосочетаниях С.8,упр.2 71 Самостоятельная работа по теме: "Предлоги и приставки" 72 Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами С.10, упр.14 правило 73 Правописание частицы не с глаголами С.13,упр.19 74 Контрольное списывание с грам. заданием 75 Работа над ошибками. Слова с разделительным ( ъ ) знаком С.16,упр.23, правило 76 Состав слова и разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки С.18.упр.31, правило 77 Изложение по коллективно составленному плану 78 Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным (ъ) знаком С.21,упр.37 79 Правописание слов с (ъ) и (ь) знаками С.22,упр.39 80 Проверим себя и оценим свои достижения. Словарный диктан С.23,упр.2 81 Закрепление правописания слов с (ъ) и (ь) знаками Индивид. 82 Правописание непроизносимых согласных в корне слова С.25.упр.44, правило 83 Проверка слов с непроизносимой согласной С.28,упр.50,правило 84 Подбор проверочных слов к словам с непроизносимой согласной С.29,упр.54 85 Правописание слов с согласными орфограммами С.31,упр.59 86 Контрольный диктант с грамматическим заданием 87 Работа над ошибками. Правописание слов с согласными орфограммами С.32,упр1 88 Правописание слов с двойной согласной в корне слова С.34,упр.66 89 Двойные согласные в основе слова С.37.упр.71 90 Правописание слов с двойными согласными. Проверочная работа. С.38,упр.1 91 Работа над ошибками. Правописание слов с двойными согласными Индивид. 92 Сложные слова. Основа слова корень, приставка, суффикс С.42,упр.81 93 Образование сложных слов С.44,упр.87 94 Слова состоящие из двух основ С.47,упр.92 95 Соединительные гласные о и е в сложных словах С.49,упр.96 96 Правописание и разбор сложных слов С. 48,упр.94 97 Тест по теме: " Состав слова" 98 Работа над ошибками. Разбор слов по составу Индивид. Части речи (62 часа)
Имя существительное (22 часа)
99 Понятие об имени существительном Лексико-грамматические признаки имени существительного С.53,упр.8, правило Знать: лексическое значение и основные граммати- ческие признаки имен существительных; : что такое род и число существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме; отличие одушевленных и неодушевленных имен существительных; общее понятие о склонении имен существительных и изменение их по падежам.
Уметь: употреблять су-ществительные в речи; изменять существительные по числам; отличать имена существительные по родам, правильно отображать на письме имена существительные с шипящим звуком на конце; определить имя существительное с помощью вопроса; устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний. Наблюдает за существительными и формулирует выводы по результатам наблюдений.
Классифицирует существительные по лексическому значению, роду.
Продолжает высказывания, данные в учебнике.
Определяет род, число, падеж имени существительного.
Выбирает существительные с определённым суффиксом.
Наблюдает и различает правописание существительных с основой на ж, ш, ч, щ.
Использует на практике правило правописания существительных ж.р. и м.р. с нулевым окончанием и основой на ш, ж, ч,щ.
Наблюдает и устанавливает по каким вопросам изменяются существительные.
Анализирует таблицу падежей и падежных вопросов.
Склоняет данные существительные.
Разбирает существительные как часть речи.
Работает в группе, паре: анализирует задания, распределяет обязанности в паре, выполняет задания к упражнениям, обсуждает и оценивает результат выполнения.
100 Существительное, называющее предмет, явление природы, действие, признак С.57,упр.15 101 Начальная форма имени существительного. Нарицательные и собственные имена существительные. Словарный диктант С.59,упр.21 102 Суффиксы имён существительных. Образование сущ. с помощью суффиксов С.61,упр.26, выуч. суффиксы 103 Число и род имени существительного. Изменение сущ. по числам С.65,упр.38, правило 104 Определение рода имени существительного С.66,упр.41, правило 105 Упражнения в определении числа и рода имени существительного С.68,упр.46 106 Твёрдая и мягкая основы существительных С.71,упр.53 107 Основа сущ. среднего рода С.73,упр.60 108 Сущ. мужского и женского рода с основой на ж, ч, ш, щ С.77,упр.69, правило 109 Правописание сущ. мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч. щ С.80,упр.76 110 Проверочный диктант 111 Работа над ошибками. Упражнение в правописании сущ. с твёрдой и мягкой основой Индивид. 112 Связь сущ. в преложении с другими словами. Изменение начальной формы существительного С.87,упр.89 113 Вопросы по которым изменяются одушевлённые и неодушевлённые сущ. С.90.упр.95, правило 114 Упражнение в изменении сущ. по вопросам С.92.упр.99 115 Склонение имён существительных С.95,упр.104, таблица 116 Упражнение в склонении сущ. и определении падежей С.97.упр.107, правило 117 Изменение по падежам в форме единственного и множественного числа С.99,упр.111. правило 118 Различение сущ. в И.п. и В.п. С.103,упр118,правило 119 Разбор сущ. как части речи (морфологический разбор) С.105,упр.122,таблица 120 Обобщение знаний об имени существительном. Тест по теме: "Имя существительное" С.107,упр.6 Имя прилагательное ( 18 часов )
121 Лексико-грамматические признаки имени прилагательного С.110,упр.5 Знать: лексическое значение и основные граммтические признаки имен прилагательных; род и число прилагательных; родовые окончания имен прилагательных; склонение имен прилагательных.
Уметь: употреблять имена прилагательные в речи; отличать их от других частей речи по вопросу и значению; правильно отображать на письме родовые окончания имен прилагательных ; изменять имена прилагательные по вопросам. Выделяет имена прилагательные в тексте.
Сравнивает и различает имена прилагательные и существительные, называющие признаки
. Анализирует и сравнивает тексты с прилагательными и без них и характеризует роль прилагательных в речи.
Выделяет словосочетания прилагательных с существительными в предложении
Разбирает прилагательные по составу.
Уточняет какое значение придают суффиксы.
Наблюдает, анализирует и устанавливает от чего зависят род и число прилагательных в предложении.
Формулирует выводы по результатам наблюдения.
Применяет полученные знания на практике: определяет род и число имени прилагательного, разбирает по составу, объясняет выполнение работы.
Составляет словосочетания используя прилагательные и существительные в косвенных падежах.
Продолжает высказывания начатые в учебнике.
Работает в паре: предлагает свои варианты выполнения задания, обсуждает и оценивает результат выполнения работы.
122 Словосочетание прилагательного с существительным С.112.упр.10 123 Суффиксы прилагательных: -к-, -н-, -ени-, -еньк- С.114,упр.14 124 Морфемный состав имени прилагательного С.139,упр.2 125 Изменение прилагательных по числам. Словарный диктант С.116,упр.20 126 Род и число имени прилагательного С.119,упр.25, правило 127 Родовые окончания имён прилагательных С.122,упр.30, таблица 128 Упражнения в определении рода и числа имён прилагательных С.124,упр.36 129 Множественное число прилагательных С.126,упр.40 130 Сочинение 131 Работа над ошибками. Упражнения в определении рода и числа прилагательного С.129,упр.45 132 Понятие о склонении прилагательных С.132,упр.50 133 Склонение прилагательных в среднем роде С.134,упр.54 134 Склонение прилагательных в женском роде С.137,упр.58 135 Склонение прилагательных мужского и женского рода С.138,упр.63 136 Определение рода, числа и падежа прилагательного в словосочетании с существительным С.139,упр.3 137 Тест по теме:" Имя прилагательное" 138 Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном Индивид. Глагол ( 22 часа ). Личные местоимения (3 часа).
139 Понятие о глаголе С.143,упр.8 Знать: что такое глагол, значение и употребление в речи; неопределённая форма глагола; что такое изменение глаголов по числам и по времени; общее понятие о личных местоимениях; правила правописания окончания глаголов, употребление глаголов в речи.
Уметь: образовывать глаголы от других частей речи; изменять глаголы по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени; употреблять местоимения в речи; отражать на письме правописание окончания глаголов единственного и множественного числа.
Выделяет глаголы в предложени, ставит к ним вопросы и определяет их лексическое значение, записывает глаголы.
Различает глаголы отвечающие на вопрос что делать?, что сделать?
Использует термин "неопределённая форма глагола".
Изменяет данную форму на неопределённую форму.
Использует на практике правило написания не с глаголами.
Наблюдает и устанавливает изменяются ли глаголы по числам,временам и лицам.
Продолжает высказывания данные в учебнике и сравнивает со своими наблюдениями.
Изменяет глаголы по временам, лицам и числам.
Использует термины " настоящее время", "будущее время", "прошедшее время".
Определяет форму лица и числа глагола по личному местоимению. различает личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Наблюдает за изменением окончаний глаголов и устанавливает от чего оно зависит.
Пользуется таблицми и делает выводы на основе наблюдений.
Составляет предложения используя глаголы.
Разбирает глагол как часть речи. Применяет полученные знания на практике.
Работает в паре: объясняет значение пословиц, обсуждает составленные варианты текста, выполняет упражнение письменно, проверяет работу друг у друга, обсуждает и оценивает результаты выполнения работы.
140 Употребление глаголов в речи С.145,упр.14 141 Неопределённая форма глагола С.148,упр.22 142 Распознавание в тексте глаголов неопределённой формы С.150.упр.25 143 Число глаголов. Словарный диктант С.152,упр.33 144 Глаголы в форме единственного и множественного числа С.154,упр.36 145 Изменение глаголов по числам С.176,упр.1 146 Списывание текста с грамматическим заданием 147 Работа над ошибками. Время глаголов С.157,упр.40, правило 148 Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее ,будущее время глагола С.159,упр.45, правило 149 Упражнения в определении времени глагола С.162,упр.49, правило 150 Обучающее изложение 151 Работа над ошибками. Упражнения в определении времени глагола Индивид. 152 Основные грамматические признаки личного местоимения С.165,упр.53,правило 153 Личные местоимения единственного числа С.167,упр.58,таблица 154 Личные местоимения множественного числа С.169,упр.62 155 Упражнения в определении времени, лица и числа глагола Работа с таблицей 156 Понятия о личных окончаниях глагола С.171,упр.65 157 Личные окончания глаголов в форме единственного числа С.173,упр.68 158 Личные окончания глаголов множественного числа. Словарный диктант С.175,упр.73 159 Род глаголов в форме прошедшего времени С.176,упр.3 160 Окончания глаголов в форме прошедшего времени м.р., ж.р. и ср.р. ед.числа С.178 161 Окончания глаголов в форме прошедшего времени множественного числа Работа с таблицей 162 Обобщающий урок по теме:" глагол" С.160,упр.47 163 Тест по теме:"Глагол" Повторение ( 7 часов) 164 Работа над ошибками. Упражнения в определении времени, числа и лица глагола Индивид. Знать: правила правописания слов с безударной гласной; главные и второстепенные члены предложения; правописание падежных окончаний имён существительных, прилагательных.
Уметь: подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; ставить вопросы к разным частям речи; выделять основу предложения и выделять словосочетания в предложении. Составляет, объясняет и записывает предложения на заданную тему.
Применяет на практике полученные знания
Работает в паре: предлагает свой вариант выполнения задания, обсуждает и оценивает результат выполнения работы.
Объясняет значение пословиц и слов.
Пользуется изученными таблицами, делает выводы.
Продолжает высказывания данные в учебнике, доказывает свои наблюдения. 165 Повторение правописания слов с безударной гласной 166 Контрольный диктант с грамматическим заданием 167 Работа над ошибками .Разбор предложения. 168 Обобщение знаний об имени существительном 169 Обобщение знаний об имени прилагательном 170 Закрепление знаний по теме "Состав слова"





















Планируемые результаты усвоения программы Личностные результаты: •  осознание языка как основного средства человеческого общения; •  восприятие русского языка как явления национальной культуры;•  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; •  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные  результаты: •  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; •  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; •  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; •  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;•  умение задавать вопросы.
 Предметные результаты: В результате изучения русского языка в 3 классе дети должны знать (называть и определять):•  главные и второстепенные члены предложения;•  имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки.•  корень, приставку, суффикс, окончание;•  сложные слова; Обучающиеся должны различать и сравнивать:•  различать главные и второстепенные члены предложения;•  различать распространённые и нераспространённые предложения;•  различать значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;•  различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;•  понимать особенности употребления разделительных мягкого и твёрдого знаков;•  различать приставки и предлоги;•  характеризовать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их лексико-грамматическим признакам. 
   Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
– формирование элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
– воспитание привычки обращаться к учебной и справочно-информационной лингвистической литературе;
– формирование целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, Россия, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака, солома, сорока, союз,  стакан,  столица,  суббота,  тетрадь,  товарищ,  топор, трактор,  трамвай, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль, хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.