Рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремёсла народов России (1- 4 класс)


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
(МАОУ «СОШ № 78»)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 3 от14.02.2016 Согласовано
замдиректора по УВР
______Косинская Ю.И. Утверждаю
директор МАОУ «СОШ №78»
_____________Н. С. Дьяченко
приказ № от 14.02.2016
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
(духовно – нравственное направление)
1-4 класс
(новая редакция)
Срок реализации:
начальное общее образование (4 года)

Составитель:
Иванова Марина Александровна,
учитель начальных классов
Кемерово, 2016 г.
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России»…………………………………………………..3
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности………………………………………….5
Тематическое планирование …………………………………………………18
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла России»
Курс внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России» относится к духовно – нравственному направлению, которое обеспечивает:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России»:
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России»:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России»:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Форма организации курса внеурочной деятельности - факультатив
1 класс – 33 часа
Старинный русский быт – 9 часов
Функциональный характер одежды в старину.Рубаха, порты, брюкши, кафтаны,зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий».Игры и забавы детей.Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция))
Форма организации – игра, инсценировка, практикум.
Виды деятельности: Различать особенности крестьянской одежды; сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. Воспроизводить устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки). Познакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Различать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. Оценивать достоинства традиционной русской кухни; Воспроизводить рецепты приготовления простейших русских блюд и напитков. Воспроизводить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Сравнивать учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. Сравнивать учебные предметы прошлого и современности.
Новый русский быт - 6 часов
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Воспроизводить атмосферу дворянского дома, светский этикет. Понимать особенности архитектуры дворцов, особняков дворян(Москва, Санкт-Петербург; провинция).Сравнивать атрибуты и аксессуары барского дома и комнаты для прислуги. Воспроизводить атмосферу бала и праздника, маскарада. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Изготавливать маски для маскарада. Анализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники – 8 часов
Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Егорьев день — 6 мая. День Святой Троицы («Зелёные Святки»).Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Христианские легенды о Спасах (Спас наводе; Преображение; день Нерукотворного образа).
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Встреча Масленицы; разучить песни и игры;научиться печь блины. Воспринимать традиции масленичных игр; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Познакомиться с особенностями праздника День Святой Троицы. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». Познакомиться с легендами о Спасах.
Русские народные промыслы – 4 часов
Гжель — основной центр русской керамики. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома». Жостово -народный промысел — расписные металлические подносы. Вятскую игрушку называют ещё дымковской.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи жостовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких шалей. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
Русские народные игры - 2 часов
Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и для девочек.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Познакомиться для чего нужна игра для детей. Виды игр. Различать игры для мальчиков и для девочек. Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей – 2 часов
Колыбельные песни для детей. Песни-потешки.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки. Воспроизводить народные песни, считалки
Народные танцы – 2 часов
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы.
2 класс – 34 часа
Старинный русский быт - 9 часов
Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Красный угол. Иконы.
Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Письменные принадлежности. Береста и бумага.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Познакомиться с особенностями Наряда девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами. Познакомиться с одеждой дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Рассуждать о предметах народного декоративно-прикладного искусства, о работе наших мастеров. Осваивать понятие стилизация. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.
Практическая работа: орнамент в полосе. Осознать, что хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Выучить пословицы и поговорки о хлебе. Знакомиться с традициями капустных посиделок.
Разучивать загадки, пословицы. Сочинять сказки. Познакомиться с распорядком дня. Игры в шахматы и шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Познакомиться с письменными принадлежностями (перница - футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Новый русский быт – 6 часов
Наряды девушек и дам XIX века. Атрибуты придворных. Атрибуты и аксессуары барского дома. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Сравнивать наряды 19 и 21 веков. Находить отличия. Изготавливать эскизы нарядов. Познамиться с атрибутами придворных. Воспроизводить атрибуты. Сравнивать атрибуты 19 и 21 веков. Выявить отличия жизни дворянина в столице и усадьбе. Составление меню обеда. Соблюдение норм этикета.
Русские народные праздники -8 часов
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День Петра и Павла — 12 июля. Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа).
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках;
Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
—нарисовать картинку на тему праздника Ивана Купала.
Русские народные промыслы -5 часов
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика. Вятские матрёшки.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
Русские народные игры -2 часа
Командные игры.Горелки. Прятки
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько игр (прятки, горелки, коршун, бояре и др.).
Песни для детей – 2 часа
Загадки, пословицы, поговорки.Трудовые песни.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько песенок, считалок;
Научиться разгадывать загадки.
Народные танцы – 2 часа
Переплясы. Кадрили.Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник».
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы.
3 класс – 34 часа
Старинный русский быт – 9 часов
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Блины. Пироги. Мёд. Взвары. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Различать особенности крестьянской одежды. Познакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. Воспроизводить устройство боярской палаты. Различать особенности терема, сравнить с крестьянской избой. Оценивать достоинства традиционной русской кухни; Воспроизводить рецепты приготовления простейших русских блюд и напитков. Составлять распорядок дня. Воспроизводить несколько наиболее известных сказок. Сравнивать учёбу детей в старину с современной школой; - букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. Сравнивать учебные предметы прошлого и современности.
Новый русский быт – 6 часов
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички». Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).Спожинки — окончание жатвы.Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Воспроизводить дворянскую одежду. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Воспроизводить одежду купцов. Познакомиться с отличиями камина и печи. Изготавливать маски для маскарада. Прочитать несколько произведений 19 в. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники – 8 часов
Сочетание языческих и христианских праздников. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Древними обычаями. Воспринимать традиции Пасхи; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы – 5 часов
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи Жолтовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и Жолтовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких платков. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и Богородской матрешек. Изготавливать игрушки из глины, ткани.
Русские народные игры – 2 часа
Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас. Разучить правила игр.
Песни для детей – 2 часа
Загадки, пословицы, поговорки,
Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Воспроизводить народные песни, считалки. Сочинить загадки.
Народные танцы – 2 часа
Пляски парные. Переплясы.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы.
4 класс – 34 часа
Старинный русский быт – 9 часов
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. Девичьи посиделки.
Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»).
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Познакомиться с особенностями наряда девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами. Познакомиться с одеждой боярынь и боярышень. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Создавать эскизы декоративного убранства избы. Рассуждать о предметах народного декоративно-прикладного искусства, о работе наших мастеров. Познакомиться с рецептами взваров, пастелы, соленья. Знакомиться с летними забавами. Инсценировать девичьи посиделки. Воспроизвести отличие учебных книг 19 и 21 веков. Познакомиться с письменными принадлежностями (перница - футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Новый русский быт – 6 часов
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских имещанских семей.
Русские пословицы и поговорки об одежде.Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.Картинные галереи. Домашний театр.Пансионы и гимназии. Разница в обучении в мужских пансионах и в женских. Смольный институт благородных девиц. Жизнь и обучение в стенах института. Строгий распорядок дня в институтах и пансионатах.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Сравнивать наряды 19 и 21 веков. Находить отличия. Изготавливать эскизы нарядов. Выучить поговорки и пословицы об одежде. Найти иллюстрации музыкальных инструментов 19 века. Выявить отличия пансионата и гимназии. Познакомиться с особенностями института благородных девиц. Составление распорядка дня.
Русские народные праздники – 8 часов
Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Краснаягорка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна», Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние
стихи.
Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках;
Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
—нарисовать картинку на тему праздника Ивана Купала.
Русские народные промыслы – 5 часов
Огромная популярность декоративной росписи Жолтовских подносов во всём мире.Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали.Павлово-Посадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат, игрушки с движениями.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. Выявить особенности Павлодарской шали. Изготовить игрушку из глины, ткани. Изготовить игрушку из дерева.
Русские народные игры – 2 часа
Подвижные игры. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.) Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям сейчас.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько игр.
Песни для детей – 2 часа.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки Знакомство с народной мудростью.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько песенок, считалок;
Научиться разгадывать загадки.
Народные танцы – 2 часа
Кадрили. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы.
Тематическое планирование
1 класс

п\п Тема Количество часов
Старинный русский быт - 9 часов
1 Функциональный характер одежды в старину. 1 ч
2 Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). 1 ч
3 Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); 1 ч
4 Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня) 1 ч
5 Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. 1 ч
6 Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». 1 ч
7 Игры и забавы детей. 1 ч
8 Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек) 1 ч
9 Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) 1 ч
Новый русский быт - 6 часов
10 «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. 1 ч
11 Петровские ассамблеи. 1 ч
12 Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. 1 ч
13 Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.
1 ч
14 Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. 1 ч
15 Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. 1 ч
Русские народные праздники - 8 часов
16 Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. 1 ч
17 Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. 1 ч
18 Масленица — весенний праздник проводов зимы. 1 ч
19 Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. 1 ч
20 Егорьев день — 6 мая. 1 ч
21 День Святой Троицы («Зелёные Святки»). 1 ч
22 Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 28 августа). 1 ч
23 Христианские легенды о Спасах (Спас на
воде; Преображение; день Нерукотворного образа). 1 ч
Русские народные промыслы - 4 часа
24 Гжель — основной центр русской керамики 1ч
25 Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома» 1ч
26 Жостово -народный промысел —
расписные металлические подносы. 1ч
27 Вятскую игрушку называют ещё дымковской. 1ч
Русские народные игры - 2 ч
28 Роль игр в жизни детей. 1ч
29 Игры для мальчиков и для девочек. 1ч
Народные песни, загадки, пословицы - 2 ч
30 Колыбельные песни для детей. 1ч
31 Песни-потешки. 1ч
Народные танцы - 2 ч
32 Хороводы. Игры-хороводы. 1ч
33 Пляски парные. Переплясы. Кадрили 1ч
Итого: 33 ч
2 класс

п\п Тема Количество часов
Старинный русский быт - 9 часов
Головные уборы девушек и женщин, украшения 1ч
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда) 1ч
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба 1ч
Красный угол. Иконы 1ч
Пословицы и поговорки о хлебе 1ч
Мясные и постные кушанья.

Быт крестьянской и городской семьи. 1ч
Замкнутая жизнь женщин в городе. 1ч
Письменные принадлежности. Береста и бумага. 1ч
Новый русский быт - 6 часов
Наряды девушек и дам XIX века. 1ч
Атрибуты придворных. 1ч
Атрибуты и аксессуары барского дома. 1ч
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;
столовая; зал для танцев. Интерьер. 1ч
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. 1ч
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники. 1ч
Русские народные праздники - 8 часов
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. 1ч
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. 1ч
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния 1ч
Вербное воскресенье.

Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек. 1ч
Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. 1ч
День Петра и Павла — 12 июля. 1ч
Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). 1ч
Русские народные промыслы - 5 часов
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. 1ч
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. 1ч
Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова. 1ч
27. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика. 1ч
28. Вятские матрёшки. 1ч
Русские народные игры - 2 часа
29 Командные игры. 1ч
30. Горелки. Прятки 1ч
Народные песни, загадки, пословицы - 2 часа
31. Песни-пестушки1ч
32. Трудовые песни. Народные танцы - 2 часа
33. Переплясы. Кадрили. 1ч
34. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник» 1ч
Итого: 34 ч
3 класс

п\п Тема Количество часов
Старинный русский быт - 9 часов
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья. 1 ч
Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. 1 ч
Боярские палаты. 1 ч
Терема, украшенные резьбой по дереву. 1 ч
Блины.Пироги. Мёд. Взвары. 1 ч
Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. 1 ч
Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря») 1 ч
Школы при церквях и монастырях. 1 ч
Учебные предметы 1 ч
Новый русский быт - 6 часов
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. 1 ч
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички». 1 ч
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. 1 ч
Камины. Изразцовые печи. 1 ч
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. 1 ч
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. 1 ч
Русские народные праздники - 8 часов
16 Сочетание языческих и христианских праздников. 1 ч
17 Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. 1 ч
18 Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. 1 ч
19 Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. 1 ч
20 День Петра и Павла — 12 июля. 1 ч
21 Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). 1 ч
22 Спожинки — окончание жатвы. 1 ч
23 Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. 1 ч
Русские народные промыслы - 5 часов
24 Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. ч
25 Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. 1 ч
26 Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века. ч
27 Вятские матрёшки. 1 ч
28 Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм 1 ч
Русские народные игры - 2 часа
29 Командные игры. 1 ч
30 Горелки. Прятки. Жмурки. 1 ч
Народные песни, загадки, пословицы - 2 часа
31 Загадки, пословицы, поговорки 1 ч
32 Сочиняем загадки. Учимся отгадывать 1 ч
Народные танцы - 2 часа
33 Пляски парные 1 ч
34 Переплясы 1 ч
Итого: 34ч
4 класс

п\п Тема Количество часов
Старинный русский быт - 9 часов
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр. 1 ч
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. 1 ч
Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки. 1 ч
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень. 1 ч
Заготовки на зиму. (Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.) 1 ч
Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. 1 ч
7. Девичьи посиделки. 1 ч
8 Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). 1 ч
9 Учитель-мастер. 1 ч
Новый русский быт - 6часов
10 Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских имещанских семей. 1 ч
11 Русские пословицы и поговорки об одежде. 1 ч
12 Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.Картинные галереи. Домашний театр. 1 ч
13 Пансионы и гимназии. Разница в обучении в мужских пансионах и в женских. 1 ч
14 Смольный институт благородных девиц. Жизнь и обучение в стенах института. 1 ч
15 Строгий распорядок дня в институтах и пансионатах. 1 ч
Русские народные праздники - 8 часов
16 Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». 1 ч
17 Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. 1 ч
18 Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол. 1 ч
19 Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. 1 ч
20 Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки. 1 ч
21 Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: 1 ч
22 Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна», 1 ч
23 Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. 1 ч
Русские народные промыслы – 5 часов
24 Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире. 1 ч
25 Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали.
Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире. 1 ч
26 Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм. 1 ч.
27 Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века. 1 ч.
28 Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат, игрушки с движениями 1 ч.
Русские народные игры - 2 часа
29 Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.)
Игры с пасхальными яйцами. 1 ч
30 Старинные русские игры, известные детям сейчас. 1 ч
Народные песни, загадки, пословицы - 2 часа
31 Загадки, пословицы, поговорки, считалки. 1 ч
32 Знакомство с народной мудростью. 1 ч
Народные танцы - 2 часа
33 Кадрили. 1 ч
34 Сопровождение танца игрой на гармони, балалайке, баяне. 1 ч
Итого: 34ч