Конспект урока по окружающему миру на тему: Посмотри вокруг

Конспект урока
по окружающему миру
На тему: «Посмотри вокруг»

Цель: познакомить детей с понятиями горизонт и линия горизонта, какие бывают стороны горизонта.
Задачи:
-
- изучить понятия горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
- развивать внимательность, кругозор, логическое мышление.

Оборудование :

Ход урока

Организационный момент
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Как называется этот раздел? (Путешествия)
С чем мы познакомимся? Чему будем учиться?


Введение в тему урока
Ребята скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живём? (планета
Земля). - А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.  Как вы думаете, правы были древние мудрецы?
- Так какой же формы Земля?
В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился, виден весь корабль. Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть, только если Земля по форме напоминает шар.
Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.
3. Работа по теме урока
Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом».
Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
-Назовите предметы, видимые на горизонте в нашем классе? (доска, стол, шкаф, раковина и т.д.)
 Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с землей или водной поверхностью, называют «линией горизонта».
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
-Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.



4. Физкультминутка 



5. Продолжение урока
Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.)

Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.
Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».
То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит.
Всё это объединили в схему: принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. Между западом и востоком – северо – восток (СВ), между востоком и югом – юго-восток (ЮВ), между югом и западом – юго-запад (ЮЗ), между западом и севером – северо-запад (СЗ).

6. Физкультминутка
Сейчас немножко разомнемся. Я вам сейчас буду называть стороны горизонта, а вы, если услышите север – поднимаете руки вверх, юг – опускаем руки вниз, запад – левая рука в сторону, восток – правая рука в сторону.

7.
А теперь будем учиться применять наши знания на практике. Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы прошли 5 шагов на запад (1 шаг – 1 клетка), 5 шагов на юг, 5 шагов на восток, 5 шагов снова на юг и 5 шагов на запад. Что получилось? Куда мы попали? (В домик нашего муравьишки вопросика)

И он нам с вами принес еще интересные задания. Он предлагает нам прочитать текст «Как выглядит наша Земля» и для каждой группы есть свои вопросы?
Рисунок 1