Рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники, традиции и ремёсла народов России (1 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
г.о. Орехово-Зуево









Утверждаю
Директор МОУ СОШ №22
____________ Л. М. Кузьмина
29 августа 2015 года














Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
(базовый уровень)
1 класс «А»








Составитель: Партыгейс Елена Константиновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории









2015 г.

Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» в 1 классе, составлена с учетом ФГОС для начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (редакция от 07.05.2013),
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана - Граф, 2012), на основе программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для учащихся 1-4 классов.
Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 на 2015-2015 учебный год.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 253 от 31.03.2014 г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием".
Согласно учебному плану МОУ СОШ №22 на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. Программа рассчитана на 32 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 1 классе – 33ч, поэтому были внесены изменения в программу: добавлен 1 час для вводного занятия. 
Цели образования с учетом специфики курса: создание благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.
Содержит темы проектных работ для учащихся:
Одежда. Традиционный костюм.
Рождество.
Русские народные промыслы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственно-этические понятия;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Содержание курса внеурочной деятельности
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда). Крестьянская обувь.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба. Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок. Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Учёба. Школа.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности; чернила.Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Одежда дворян-мужчин. Одежда купчих, мещанок, крестьянок. Кокошники, платки, «бабьи кички». Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Домашние спектакли. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах. Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Программа обучения включала. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси
Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица весенний праздник проводов зимы. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения; проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. Пасха главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Егорьев день 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца. День Святой Троицы. Духов день именины Земли, поилицы и кормилицы. Иван Купала главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля. День Петра и Павла 12 июля. Петров день. Ильин день.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах. Успение Богородицы. Покров Богородицы (14 октября) первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели
Гжель основной центр русской керамики. Это произведения народного искусства и художества.
Хохлома и Жостово
Хохлома художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов.
Павловопосадские шали
Производство набивных платков и шалей.
Вятская и богородская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Глиняные игрушки свистульки. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы). Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы. Кадриль.



Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела. темы
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся



Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения

Старинный русский быт – 6 часов

1
Знакомство с общим содержанием курса
Различать особенности крестьянской одежды; сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.
Знакомиться с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
01.09.-05.09



2
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

07.09-12.09



3
Жилище.
Русская изба и боярские хоромы.
Палаты. Терем.
Воспроизводить устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);различать особенности боярских хором,
сравнить с крестьянской избой.
14.09-19.09



4
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Оценивать достоинства традиционной русской кухни;
Воспроизводить рецепты приготовления простейших
русских блюд и напитков.
21.09-26.09



5
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Воспроизводить несколько наиболее известных игр
(горелки, жмурки, прятки, лапта)
28.09-03.10



6
Учеба. Школа.
Сравнивать учёбу детей в старину с современной школой;
- букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.
12.10-17.10



Новый русский быт (со времён Петра I) – 4 часа

7.
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Воспроизводить атмосферу дворянского дома, светский этикет.
19.10-24.10



8.
Усадьба. Дворянские особняки
Понимать особенности архитектуры дворцов, особняков дворян(Москва, Санкт-Петербург; провинция).Сравнивать атрибуты и аксессуары барского дома и комнаты для прислуги.
26.10-31.10



9.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Воспроизводить атмосферу бала и праздника, маскарада.
Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов.
Изготавливать маски для маскарада.
02.11-07.11



10.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.
Анализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Сравнить обучение в различных учебных заведениях.
Сравнить особенности образования 18 века и 21 века.
09.11-14.11



Русские народные праздники – 15 часов

11.
Зимушка-зима. Новый год.
Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала.
23.11-28.11


12.

Рождество.
Святки.

30.11-05.12


13.
Крещение.

07.12-12.12


14.
Весна-веснянка. Масленица.
Воспринимать традиции масленичных игр; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц.

14.12-19.12


15.
Великий пост. Вербное воскресенье.

21.12-26.12


16.
Пасха.

28.12-31.12


17.
Лето красное. Егорьев день.
Разучивать песни;
научиться плести венки.

11.01-16.01


18.
Троица.

18.01-23.01


19.
Духов день.

25.01-30.01


20.
Иван Купала.

08.02-13.02


21.
Петров день.

15.02-20.02


22.
Ильин день.

29.02-05.03


23.
Осень золотая. Спасы.
Сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
Рисовать на тему осенней ярмарки;
Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

07.03-12.03


24.
Успение.

14.03-19.03


25.
Покров.

21.03-26.03


Русские народные промыслы – 4 часа


18.04-23.04


26.
Керамика Гжели
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
28.03-02.04


27.
Хохлома и Жостово
Различать декоративные росписи жостовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
11.04-16.04



28.
Павловопосадские шали
Сравнить орнаменты нескольких шалей.
18.04-23.04


29.
Вятская и Богородская игрушка
Изготовливать из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
25.04-30.04


Русские народные игры – 2 часа

30.
Наиболее популярные детские игры.
Понимать роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Различать игры для мальчиков и для девочек. Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас. Воспроизводить песни для маленьких детей, которые пели мамы, бабушки, няни.
02.05-07.05


31.
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

09.05-14.05


Песни для детей -1 час

32.
Знакомство с народной песней
Разучить народные песни, считалки.
16.05-21.05


Народные танцы – 1 час

33.
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы
Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни.Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы.игры-хороводы. пляски парные. переплясы.
23.05-31.05


Итого

33 часа




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности курса



1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. :Вентана-Граф, 2011г.
2. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012г.
3. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2013г.
Вуйлова И.Е., Драгаш Н.Ф. и др. Духовно- нравственная культура и традиции русского народа» Компакт-диск для компьютера: начальная школа.- Волгоград: Учитель, 2012.
Фольклорные посиделки. ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2013г.
Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2012г.
Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2013г.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2014;
Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2012г.
Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2013г.
Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014г.




Образовательные электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Моя малая Родина. Народные праздники. Традиции народов России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]История и культура Руси. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (изд. "Детство-Пресс", 1998г).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт для Православных родителей ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сказки о победе Добра над Злом, героях Отечества, былины, «Я – правнук Ильи Муромца», рассказы «Наши деды – славные победы», «Кто мой любимый герой русской истории?», «Я хочу быть похожим на», «Приключения литературного героя», «Я узнаю мир», «Карта моей Родины», «Бабушкина шкатулка», «Мне рассказал дед (бабушка)» ;
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Детский семейный образовательный телеканал


Перечень используемого учебного оборудования

Наименование предмета
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Доска настенная аудиторная 3-х элементная
CD/Магнитола "PHILIPS"
DVD-проигрыватель LG
Интерактивная доска Hitachi FX-77WL
Проектор мультимедийный BenQ MP 622С
Монитор ж/к 17" LG
Телевизор "PHILIPS", компьютер в сборе







«Согласовано»
Протокол № 4 заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «28» августа 2015 г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР _______ Горшкова О.И.
«28» августа 2015 г.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Йђ Заголовок 515