Урок русского языка «Выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения»


Урок русского языка в 1 Д классе
Тема «Выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения»
Осинцева О.Н.
Май 2014
Урок русского языка в 1 Д классе
Тема «Выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения»
Экспертиза : « Умения составлять предложения с употреблением слов вежливого отказа и просьбы в различных ситуациях»
Задачи
Развить у учащихся умения, необходимые для успешного общения в ситуациях просьбы и отказа.
Развить навыки наблюдения и самонаблюдения.
Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения.
Научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения.
Развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.
Формы работы
Ролевое проигрывание различных ситуаций, поведенческий тренинг навыков
и умений, анализ ситуаций просьбы и отказа на рисуночном материале (художник А. Родионов), обсуждение заданий и упражнений и др.
Принципы проведения занятий
Создание личностно-ориентированного стиля общения с учащимися.
Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей.
Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы с учащимися.
Принцип вариативности, гибкости: готовность, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).
Ход занятия Деятельность учащихся Примечания
1.Орг. момент. У нас сегодня праздник- к нам пришли гости и наши 4 классники которые помогают нам в работе . Сегодня у них важная задача. : отмечать в таблице продвижения вашу активность и усвоение материала на уроке. Настраиваемся на активную работу.
Запишите число и «классная работа.»Запишите чисто и красиво буквы строчные С П Д
Какие слова мы изучили словарные начинающиеся на звук СПД
Запишите слова: (даны с пропуском букв)
Спасибо, до свидания, собака, пожалуйста.
-Назовите лишнее слово
Как называются эти слова?
-А какие вы знаете еще вежливые слова?
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день ,пожалуй, раз до ста
Пожалуйста, спасибо, до свидания
Если словом или делом
Вам помог кто- либо,
Не стесняйтесь, громко, смело
Говорить СПАСИБО
При прощанье до свиданья
Составьте предложение с этими словами. Запишите свое предложение.
А зачем людям нужны вежливые слова? Записывают
Собака- все остальные слова вежливые из словаря.
-Показ своего словаря
2. Тема :- С какими словами мы сегодня будем работать?
-Сегодня мы будем употреблять слова просьбы и вежливого отказа.
-Что такое просьба?
(словарь). А много ли вы знаете слов для просьбы и вежливого отказа?
НАЗЫВАЮТ. Я предлагаю поработать по этой теме и составить словарь вежливых слов, который разместим на этаже школы и ребята, а особенно первоклашки новые смогут читать и использовать в своей речи их. И тогда в школе не будет конфликтных ситуаций. ,речь учеников будет красива и понятна
Ученица У меня сегодня была такая ситуация:
-Меня спросила Сфья «Варя угостит меня конфеткой. Я ответила:
- У меня все конфеты закончились» Софья обиделась. А как правильно надо было ответить?
Так вот и у нас сегодня возникла проблема у ученика:
Ученик просит помощи.
У нас в гостях ученики – наши помощники из 4 класса.
Прошу у вас помощи:
«Мой друг Женя пригласил меня на день рожденья, но я не смогу прийти к нему, так как уезжаю в Ноябрьск с родителями С другом я ссориться или обидеть не хочу. Так как же мне ему ответить?
Прошу вашей помощи…
Ученик — Дай мне почитать книжку!
— Я не могу тебе ее сейчас дать, я сам читаю.
— Не дашь — не буду с тобой дружить! И всем расскажу, что ты жадина!
— Ладно, бери...
С вежливыми словами
Словарь ПРОСЬБА…..
Варя угости меня, пожалуйста, конфеткой.
Извини, но у меня все конфеты закончились.
Составляют правильно вежливый отказ
Высказывают мнение в группе
3. Давайте подумаем, что помогает общению в ситуации просьбы?
Учащиеся высказывают свои варианты ответов. фиксирует подходящие ответы на доске.
На наших занятиях получился следующий список:
ДОБРОЕ ОБЩЕНИЕ:
— спокойный, доброжелательный голос;
— вежливые слова;
— внимательное отношение к собеседнику;
— плавные жесты;
— четкое изложение просьбы.
Группа получает ситуацию
Проиграйте разные ситуации обращения с просьбой:
— попросите пассажира передать деньги на билет;
— попросите прохожего объяснить, как пройти в зоопарк;
— попросите у кассира в билетной кассе два билета в кино;
— спросите у прохожего, который час.
Поработайте в группе(распределите обязанности в группе) и вспомните слова для просьбы и вежливого отказа
Инсценируйте данную в задании ситуацию эту ситуацию. Ваша задача заключается в том, чтобы вежливо обратиться с просьбой, используя знания о том, что помогает общению.
Сценки 4. Запишите в тетрадь предложения вставив нужные слова
Зачитайте ваши записи. Сравните с образцом.
Упражнение 5. Давайте составим словарь вежливых слов которые пригодятся и одноклассникам и ребятам школы, малышам поступающим в 1 класс.
Выполните звуковой анализ этого слова. Поставьте ударение. Покажите количество слогов Каждый приносит слово и складывать в словарь 6. Рефлексия Расположите свой ответ на лесенке успеха.
Напишите
Что я умею…
Затрудняюсь…
Могу …
Знаю …
Пусть мальчишки и девченки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко- звонко:
«Будем вежливы всегда»
Можно произнести и обсудить с ребятами ваши успехи и проблемы Раздать чтоб записали и заслушать