Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России (автор Л.Н. Михеева) для 1 -3 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" (автор Л.Н. Михеева) для 1 -3 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
     Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
     Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
     Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика факультатива
     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Курс внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»(Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
 Задачи программы:

·        Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

·        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

·        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

·        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

·        Формирование чувства национального достоинства. 
 Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана
на 32 ч (1 ч в неделю).

 Изменения, внесённые в программу и их обоснование:
Так как базисный учебный план школы для 2 и 3 класса рассчитан не на 32, а на 34 учебных недель, то количество часов увеличится на 2, т.е. 34 часа в год, вместо планируемых 32 часов. Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности, 1 час для контроля знаний. В первом классе 1 час для вводного занятия. 
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу срока обучения учащиеся должны:

·        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

·        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

·        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
Русские народные игры.
Русские народные песни для детей.
Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I). Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.


Литература:

Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.
В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.
Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.
Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.
М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.
Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.
Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.
Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.


































Тематическое планирование курса
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
1 класс – 33 ч.


№ п/п

Тема занятия
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
Дата по плану
Дата по факту

1
Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса.
1
Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами.



2
Праздники – время отдыха, веселья.
1




3
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.
1




4
Сочетание языческих и христианских праздников.
1




5
Общие и семейные праздники.
1




6
Обычаи и обряды в проведении праздников.
1




7
Роль традиций.
1





Осень золотая. Спасы. Успение. Покров





8-9
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.
2
Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки;
Показать сценку «Петрушка на ярмарке».



10
Христианские легенды о Спасах.
1




11
Успение Богородицы.
1




12
Спожинки – окончание жатвы.
1




13
Покров Богородицы.
1




14
Девичьи гадания.
1




15
Начало зимних посиделок.
1




16-17
Канун Нового года. Васильев вечер.
1
Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.



18
Современный новогодний праздник
1




19
Святки – веселое время года.
1




20
Ряженье, ряженые – древний обычай Святок.
1




21
Рождественский сочельник.
1




22-23
Рождество Христово.
1




24
Рождественские колядки.
1




25
Ёлка – символ «райского дерева».





26
Традиционные кушанья.
1




27
Крещение Господне.
1




28
Освещение воды.
1




29
Праздничный крещенский стол.
1




30.
Весна-веснянка. Масленица.
Великий пост.
Пасха.








31
Масленица – весенний праздник проводов зимы.
1
Воспринять традиции масленичных игр;
Разучить песни и игры;
Разучить игры с катанием яиц.



32
Масленичные обряды.
1




33
Вербное воскресенье. Пасха. Пасхальные торжества.
1







15