Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новотарманская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
Жаринова М.Н.
№ протокола 1
«___» сентября 2014г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Паньшина Е.В.
«___» сентября 2014г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
Казанцева О.Н.
«___» сентября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Предмет «Праздники, традиции ремёсла народов России»
Учебный год 2014-2015г.
Класс 3А
Количество часов в год 34 часа
Количество часов в неделю 1 час
Учитель: Баженова С.Г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 32 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 1 классе – 33ч, во 2-4 классах по 34 часа.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Цель: создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
-обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
- формирование активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение занятий, направленных на привитие чувства патриотизма;
-организация и проведение занятий, направленных на развитие эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей;
-проведение мероприятий, направленных на выработку толерантности к окружающим людям;
- организация и проведение мероприятий совместно с родителями и детьми;
- активное использование кабинетов информатики, ИЗО и технологии;
- посещение музеев, выставочных залов, экскурсий по историческим местам города;
- проведений виртуальных экскурсий, используя интернет.
Формы занятий:
Учебно - теоретические Практические
Изучение литературы, работа с документацией Экспедиции по сбору материала
Рассказ педагога Обработка собранного материала
беседа Научно – исследовательские работы
Учебная игра экскурсии
презентация Посещение музеев
Игровые занятия Творческие конкурсы
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) Рукоделие и художественная деятельность
Творческие проекты
Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет)
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут. Результатом практической деятельности по программе «Праздники, традиции и ремесла народов России»» можно считать следующие критерии:
-высокий уровень знаний учащихся традиций, праздников и ремесел народов России;
-повышается активность участия детей в мероприятиях класса, школы;
-классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по направлениям работы программы;
- класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и пропаганды патриотизма.
Формы подведения итогов работы:
-анкетирование;
- создание книжек – малышек;
-защита исследовательских работ, проектов;
-творческие отчеты- выставки поделок, рисунков, фотографий;
-создание мультимедийных презентаций;
-участие в городских, региональных и международных конкурсах.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов:
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов:
– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научиться:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.
Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Учёба. Школа.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные
принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).
Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.
Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие
юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили
старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам
и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин
салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.
Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон
Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.
Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский
Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины»,
от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был при-
урочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День
летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства
Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина
дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились
святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась
очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки —окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным
орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и Жостово
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове
Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на
международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон,
яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика
была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи
цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села.Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой
жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки) Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат
темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Программа рассчитана на 32 часа ( 1 час в неделю), по учебному плану в 1-х класса 33 ч (1 час в неделю), во 2-4 классах 34 часа ( 1 час в неделю)- поэтому часы распределились следующим образом.
Класс Темы Количество часов
Всего часов Количество аудиторных часов Количество внеаудиторных часов
1 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы
9
6
8
4
2
2
2
Итого:33 5
3
4
2
1
1
1
17 4
3
4
2
1
1
1
16
2 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы
9
6
8
5
2
2
2
Итого:34 5
3
4
2
1
1
1
17
4
3
4
3
1
1
1
17
3 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы
9
6
8
5
2
2
2
Итого: 34 5
3
4
2
1
1
1
17 4
3
4
3
1
1
1
17
4 класс Старинный русский быт.
Новый русский быт.
Русские народные праздники
Русские народные промыслы.
Русские народные игры.
Песни для детей
Народные танцы
9
6
8
5
2
2
2
Итого: 34
5
3
4
2
1
1
1
17 4
3
4
3
1
1
1
17
135ч. 68ч. 67ч.
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
—познакомить с особенностями крестьянской одежды;
—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Универсальные учебные действия:
—оценить достоинства традиционной русской кухни;
—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
Учеба. Школа
Универсальные учебные действия:
—сравнить учебу детей в старину с современной школой;
—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Универсальные учебные действия:
—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
проанализировать их различия.
Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов
(Москва, Петербург; провинция).
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);
—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха
Универсальные учебные действия:
—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;
—разучить песни и игры;
—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
—разучить игры с катанием пасхальных яиц.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день
Универсальные учебные действия:
—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
—научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;
—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы
Керамика Гжели
Универсальные учебные действия:
—нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Хохлома и Жостово
Универсальные учебные действия:
—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Павловопосадские шали.
Универсальные учебные действия:
—сравнить орнаменты нескольких шалей.
Вятская и богородская игрушка
Универсальные учебные действия:
—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-
городской игрушки.
Русские народные игры
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
Народные песни, загадки, пословицы
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы
Универсальные учебные действия:
—разучить несколько песенок, считалок;
—научиться разгадывать загадки.
Народные танцы
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы
Универсальные учебные действия:
—разучить хороводы, игры-хороводы.Обеспечение программы методическими видами продукции:
1.Мультимедийные презентации занятий.
Материально – техническое оснащение занятий:
Столы
Стулья
Мультимедийное оборудование.
Ноутбук – 1 шт.
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.
3. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы, ГОУ ДПО НИРО
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г 6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010.
7. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011.
8. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007
9. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Программа курса «Гражданское образование» в начальной школе. – Н. Новгород, 2004.
10. Шорыгина Т.А. Православная культура «Венок святости». Методическое пособие для учителей. – М., 2005.
Тематическое планирование
3 класс.
№ п/п Содержание программы Всего часов Дата
план. Дата
факт.
1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2.
10
11
12
13
14
15
3.
16
17
18
19
20
21
22
23
4
24
25

26
27
28
5.
29
30
6.
31
32
7.
33
34
Старинный русский быт.
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Боярские палаты.
Терема, украшенные резьбой по дереву.
Блины .Пироги. Мёд. Взвары.
Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки.
Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»)
Школы при церквях и монастырях.
Учебные предметы
Новый русский быт.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички».
Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.
Русские народные праздники
Сочетание языческих и христианских праздников.
Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
День Петра и Павла — 12 июля.
Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).
Спожинки — окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.
Русские народные промыслы.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Продукция Хохломы -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса.
Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века.
Вятские матрёшки.
Бытовой жанр игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм.
Русские народные игры
Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки
Песни для детей
Загадки, пословицы, поговорки,
Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
Народные танцы
Пляски парные.
Переплясы.
Итого: 9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
34 4.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
23.09
6.11
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.11
25.11
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02
26.02
5.03
12.03
19.03
2.04
9.04
16.04
23.04
30.04
7.05
14.05
21.04