Конспект урока. Тема урока: РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ. Тип урока: изучение нового материала. Методические приемы: работа с учебником, проблемные вопросы, практические упражнения, синтаксическая разминка. Цели: Обучающая: определение смысловых отношений частей предло


Конспект урока.
Тема урока: РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приемы: работа с учебником, проблемные вопросы, практические упражнения, синтаксическая разминка.
Цели:
Обучающая: определение смысловых отношений частей предложения с помощью союзов.
Развивающая: формирование умения определять союзы, характеризовать их; формирование умения уместно употреблять союзы в речи.
Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, доска, тест, карточки, толковый словарь
С. И. Ожегова.
План урока:
1. Организационный момент 3 мин.
2. Проверка домашнего задания 5 мин.
3. Синтаксическая разминка 6 мин.
4. Изучение нового материала 20 мин.
5. Итог урока 3 мин.
6. Домашнее задание 3 мин.
7. Рефлексия 3 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие учителя. Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.
(учащиеся записывают тему урока, указывают вид работы «Классная работа»)
Сообщение темы и целей урока.( 3 мин.)
II. Проверка домашнего задания. ( 5 мин.)
упр. 386, из упр. 383. Учитель интересуется, были ли затруднения при его выполнении. Предлагает оценить уровень выполнения задания.
Ученики проверяют задание, определяют роль союзов в предложении. Осуществляют самооценку, самоконтроль, выявляют адекватность самооценки.
III. Синтаксическая разминка. ( 6 мин.)
Задание: прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.
А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.
Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.
В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны.
Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А, Г, Б, В;
2) Г, А, В, Б;
3) Г, В, А, Б;
4) Г, Б, В, А.
2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) и – сочинительный союз;
2) привычный – причастие от глагола «привыкнуть»;
3) попавшего – причастие от глагола «попасть»;
4) на – предлог, непроизводный, простой.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
4. Укажите предложение без союза.
1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А.
Проверка. Объяснение.
IV. Изучение нового материала. ( 20 мин.)
Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные.
Учитель: ребята, внимательно рассмотрите таблицу на с. 177-178. Расскажите, на какие группы делятся сочинительные и подчинительные союзы, какие значения они выражают.
Ученик: Сочинительные союзы (и, ни—ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то—то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.)
Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:1) соединительные («и это и то»): да (= и), и—и, ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и;2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако; 3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то.
Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.; 3) причинные: потому что, так как и др.; 4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.; 5) условные: если, раз, если бы и др.; 6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.; 7) следственные: так что; 8) сравнительные: как, как будто, словно и др. 
Учитель организует работу учащихся по алгоритму:
1. Проанализируйте текст, заполните пропуски союзами.
2. В указанных предложениях замените союзы, установите смысловые отношения между однородными членами, частями сложного предложения.
3. Сделайте вывод по наблюдениям.
Задание 1. (по карточкам)
1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.
С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.
Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом.
2. В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза.
По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.
3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.
Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.
Вариант записи в ученической тетради.
1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны.
(и это и то) – соединяет.
2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны.
(не то, а это) – противопоставляет
3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны.
(или то, или это) – разделяет.
Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза.
1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз соединяет.
2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз противопоставляет.
3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на время.
4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на цель.
5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на причину.
Упражнение 386. Характеристика союзов из текста. Пунктуационный повтор.
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в не-
знакомый лес (СПП).
[– =], (что – =).
О нем ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и
разбогател сильно (СПП).
[= –], (будто — и ).
Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (СПП).
[– =], (когда– =).
А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? (СПП)
[– =], (почему – =).
Я уговорил Шарко идти берегом, хотя это был длиннейший
путь (СПП). [– =], хотя (= –).
Я думал, что Коновалов изменился от бродячей жизни (СПП).
[– =], (что – =).
Отец потребовал, чтобы я ехала с ним (СПП).
[– =], чтобы (– =).
Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые окна въеха-
ла колонна машин (СПП).
[— и ], (как = –).
Заехал — глагол
Н.ф. — заехать
Пост. признаки: невозв, сов. вид, непереходный, 1 спр.
Непост признаки: изъявит., прош., ед. число, м. р.
Он (ч т о с д е л а л ?) заехал.
Незнакомый — прилагательное
Н.ф. — незнакомый
Пост признаки: качественное
Непост признаки: полное, ед.число, м. род, вин. пад
Лес (к а к о й ?) незнакомый.
Сильно — наречие.
Морф признаки — неизменяемость
Наречие образа действия
Разбогател (как?) сильно
Длиннейший — прил.
Н.ф. — длиннейший
Пост признаки: качественное
Непост признаки: полное, превосходная степень, ед. число,
м род, им пад.
Путь (к а к о й ?) длиннейший.
Вывод: Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным.
Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком предложении одно простое предложение подчинено по смыслу другому, то есть от одного к другому можно задать вопрос.
Добавить сведения о союзах из упр. 391( о сотавных и простых союзах).
V.Физминутка. ( 3 мин.)
Упражнение 391.
Простые союзы — это союзы, которые состоят
из одного слова: что, чтобы, когда, будто (подчинительные сою-
зы) и др.; и, да, но (сочинительные союзы) и др.
Составные союзы — это союзы, состоящие из двух и более
слов: не только... но и (сочинительные союзы), в то время как,
так как (подчинительные союзы) и др.
Вывод: Союзы делятся на простые и составные.
Диагностика усвоения.
Комплексный анализ текста упр. 390: записать, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки; объяснить написание графически; выделить все союзы, сверху надписать, к подчинительным или сочинительным относятся; задания 3, 4.
[Князь Андрей встал и подошел к окну], (чтобы
отворить его). Как только он открыл ставни, лунный свет, как
буд-то (запомн.) он настороже (нар.) у окна давно ждал этого, ворвался
в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-
свежая (сочинительная связь). Перед самым окном был ряд под-
стриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных (со-
чинительная связь) стороны. Под деревами была какая-то сочная,
мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листья-
ми и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестя-
щая росой крыша, правее — большое кудрявое дерево с ярко-
белым (оттенки цветов) стволом и сучьями, и выше его почти
полная луна на светлом, почти беззвездном весен-
нем небе. [Князь Андрей облокотился на окно], и [глаза его оста-
новились на этом небе].
2. Подчинительные союзы: чтобы (изъяснительный), как буд-
то (изъяснительный).
4. [ — = и =], (чтобы =). [ — =], и [ — =].
VI. Итог урока. ( 3 мин.)
Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные.
Подчинительные союзы по значению делятся на разряды: изъяснительные, обстоятельственные (времени, цели, условия, причины, следствия, сравнения).
VII. Домашнее задание. ( 3 мин.)
Повторить параграф 32, выучить таблицу на с. 177-178, упр. 388, 389.
Упражнение 388.
1) Когда я вошел, он сидел на диване, укрыв-
шись пледом.
(Когда – =), [– =].
2) Мы увидели ее счастливое лицо, когда она вышла от док-
тора.
[– =], (когда – =).
3) Едва мы вышли в поле, ветер усилился и начал свою раз-
рушительную работу.
(Едва – =), [– и ].
4) Как только появились подснежники, весна вступила в свои
права полновластной хозяйки. Как только (Как только = –), [– =].
5) Прошла целая неделя, прежде чем она позвонила.
[= –], (прежде чем – =).
6) Пока мы собирались, наступила ночь.
(Пока – =), [= –].
Все эти предложения сложноподчиненные с придаточными
времени.
Упражнение 389.
1) Каждый день родители ожидали, что мы
определимся с институтом. 2) Сказка говорила о том, что добро
побеждает зло. 3) Через маленькую дырочку в заборе я увидел,
как она стирала белье. 4) Я так ничего и не понял, хотя мне объ-
ясняли много раз. 5) Друзья часто спрашивают о том, почему я
бросил спорт.
1) [– =], (что – =); 2) [– =], (что – =);
3) [– =], (как – =); 4) [– =], (хотя =);
5) [– =], (почему – =).
VIII. Рефлексия. ( 3 мин.)
Учитель обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.
Ученики оценивают свою работу. Каждый анализирует свои достижения. Определяют реализацию целей урока. ( 2 мин.)