Интегрированный урок обучение грамоте+письмо . 1 класс. ОС «Школа 2100«Тема «Согласные звуки (з,з,), буква З»

Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)




2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)















3. Постановка учебной задачи.













































































4. Решение учебной задачи. 















































































5. Первичное закрепление.

































































































6. Самостоятельная работа с самопроверкой.




















































7. Включение знаний в систему.












































































8. Оценка (рефлексия). 


Прозвенел уже звонок, Слайд 1,2
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы! (Сели)
- Я вижу у вас хорошее настроение и желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.
Пожелаем друг другу удачи в работе.
И пусть девизом нашего урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».


На доске неоформленная схема-человечек



- Посмотрите на схему. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?
(- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.)
- Что же мы сегодня будем «открывать»?
-( Новый звук и новую букву.)
А какие звуки и буквы мы сейчас узнаем.
На уроке мы с вами сегодня отправимся в лес в гости.
Слайд 3-6
 - Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. ( Показ картин с зимним пейзажем)
 - Какое время года изображено на картинах?
 (  На картинах нарисована зима)
 - По каким признакам узнали, что это зима?
( Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)
На опушке этого волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, кто живёт в этом домике.
Дел у меня немало - я белым одеялом  Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,  Белю поля, дома, а зовут меня ...  (Зима) Слайд 7
 ( Это зима)
 - Правильно. Она пригласила нас в гости зима.
 - Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных птиц и зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.
 - Первым к зиме пришёл гость. Ученик читает.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
 - Кто это?
(Это заяц)
 - Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц.
 - Ребята, назовите первый звук в слове заяц, в слове зима. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
«Звук з,з буква з»
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)




познакомиться с новым звуком и новой буквой:
учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
учиться читать слоги, слова с новой буквой.
Встали, немножко отдохнём.
  Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть,  Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать!

Знакомство с новыми звуками.
а)  - Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’] , узнаем, какие они.
 - В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
 - Кто это?:
(Это зебра)
 - Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.
([З’]-зебра)
 - Назовите выделенный звук..(Это [з’])
 - Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?
(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)
 - Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.
(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).
 - Проверьте , звук [з’] глухой или звонкий.
(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)
 - Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?
( Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)
 
б) Скажите, ребята, где живёт зебра?
(Зебра живёт в Африке.)
 - Оказывается, зебра никогда не видела зимы и  решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.
Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.
 - Что это?
(Это зонт)
 - Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.
([з]-зонт)
 - Назовите выделенный звук.
(Это [з])
 - Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.
(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)
 - Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?
(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)
 - Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?
( Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)
 - Итак, что узнали о звуке [з]?
(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)
 - Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.
 в)  - Давайте научимся различать звуки.
 - Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках. И просит вас составить схему к слову «зонт». Дети на парте, а один ученик у доски. Проверяем! (Ученик у доски характеризует каждый звук)
А знаете ли вы ?
 Справка
Родиной зонтика исторически можно считать Китай, Египет или Индию, где он, как веер, являлся привилегией царей и вельмож. Изобретение датируется XI веком до нашей эры. Первоначально он применялся исключительно в качестве защиты от солнца. И весил более 2 кг (!), а длина ручки была около 1,5 м.
И только в 18 в. стал применяться как защита от дождя. 
В Россию зонты попали в середине XVIII века.


Решила зима похвастаться знаниями, подобрать схему к слову «зебра», сомневается какую из трёх выбрать. Давайте поможем.( На доске 3 схемы, одна правильная)Какая? Все согласны? Давайте проанализируем, что неправильно в 1 схеме? Во второй? Охарактеризуйте каждый звук в слове.
А знаете ли вы, что?
 Справка
Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты бесчисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной груз на спине. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в заповедниках.

Зебры лишены рогов и иных средств защиты, спасаются от хищников бегством. Попав в окружение, они защищаются зубами и ударами копыт.
Как заметить хищников? Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.
Интересным ,фактом о зебре, можно считать тот, что муха цеце, которая в буквальном смысле поедает даже слонов, не воспринимает зебру в качестве пищи. Она реагирует на тепло животных, но на зебру смотрит, как на простое чередование полос.
Ребята, на улицах города, мы, конечно не можем увидеть африканскую зебру, но все-таки с «зеброй» мы встречаемся . Что это за зебра? Давайте вспомн
·им правила перехода улицы по « зебре».(Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. )
Мы выполнили первую задачу урока.( убрать кружок)
Как вы считаете , мы справились?
Приступим ко второй части нашего урока.

   Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’].
Много зверей и птиц решило прийти в гости к зиме. Кто они, мы сейчас узнаем. В названиях этих животных будут встречаться новые звуки. (достать наборы)
 - Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)
 - Фазан, поползень, снегирь, дикобразы, зяблик, бизон, зимородок, синица.
 - Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’]; не путаете их.
-  Зима просит показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].
 - Кто из вас сможет рассказать об этой букве?

 - Буква « з» бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.
 - На что похожа буква з?
 - Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з :
На эту букву посмотри!  Она совсем как цифра 3.  3 не просто завитушка,  3 - пружина, крендель, стружка. 
Взяли нашего звуковичка ( в прописи) и одели его Что можем теперь сказать про нового звуковичка : согл., звонкий, может быть мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой з.
Письмо буквы З. У каких строчных букв, есть такой же элемент, как у буквы З?
Начинаю писать букву, как цифру 2, с головы. Закругляю, веду влево, и не доводя нижней линии рабочей строки, перехожу к написанию петли. Петля пересекается на строчке. Написание безотрывное?
И так решена вторая задача урока.
Физкультминутка.( для глаз)
 -----------------------------------------------------------
Чтение слогов и слов в букваре (стр. 116)
Открыли учебник по закладке.
а) - Потренируемся в чтении слогов.
 - Прочитайте слоги со звуком [з].
 - Прочитайте слоги со звуком [з’].
б) -  Будем читать первый столбик слов.
Прочитайте слова. С каким столбиком слогов мы их соединим? (с первым)
- Прочитайте этот столбик слов с разной громкостью.
- Что обозначает слово зов? ( призыв, клич)
 - Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?(обратиться к толковому словарю)
Вот какое определение этому слову даётся в толковом словаре Ожегова.
В) Чтение второго столбика слов про себя.
Прочитайте:
 - Слово, обозначающее водоем.(Озеро)
- Книга для первоклассников.(Азбука)
 - Слово, противоположное слову широкие.(Узкие)
-Что общего в словах?(3 слога,1 ударный)

Г) Прочитайте слова 3 – го и последнего столбика.
Что можно про них спросить? (Это однокоренные слова? Да , корень звон).
На какие группы можно разделить слова 3-го и последнего столбика? (с приставкой и без).
Для чего служит приставка? ( для образования новых слов)
При помощи чего мы ещё можем образовать новые слова?( при помощи суффиксов)
А какой суффикс в слове «звонок»?
Д) Прочитайте слова 4 столбика.
 - Что обозначает слово зыбко? (Об отсутствии твёрдой опоры под ногами)
Давайте прочитаем статью, объясняющую значение слова.
- Прочитайте слово, где слышится мягкий звук [з’]. (зёрна)
 - Какой звук обозначает буква ё.
 - Что ещё знаем о букве ё. (В начале слова обозначает два звука, а после согласной 1 звук (О) ).
Е) Чтение слов пятого столбика с разной интонацией.
Работа в прописи. Письмо слов с новой буквой. Определение ударного и безударного слогов в словах. Наблюдение над словами с безударными гласными; словами во множественном числе.

 - Итак, научились читать слоги и  слова с буквой з и выполнили 3 задание.
------------------------------------------------------
Физкультминутка.
 - В лесу ветер стал дуть сильнее, начал качать деревья. Давайте встанем и покажем, как ветер дует.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Деревцо всё выше, выше,
А ребята сели тише.


 Итог урока.
  - Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.
-Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху (указать на девиз)
- Как вы считаете что сегодня на уроке нам удалось?
-А над чем нам надо ещё поработать?
– Что нового узнали?
– Чем необычна новая буква?
– Какие уже известные нам знания повторили?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Оцените свою работу и класса.

Те, у кого сегодня были трудности вы не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.
Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать. Спасибо вам за урок!
Вы сегодня «МОЛОДЦЫ»
А подарком от зимы, вам сладости на букву З. Кто догадался? (зефир)

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.




























Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока




























Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.


















Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.





Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

Регулятивные действия.














Познавательные УУД






Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

































его.





























Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУ



































































































































































Регулятивные УУД.






Согласные звуки [з'], [з], буква з.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [з],[ з] и буквой “з”

Задачи урока:

Предметные:
формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквой з, научиться писать строчную букву з и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование: презентация, предметные картинки. Модели звуков - фишки, звуковики, оценочные карты.