Конспект урока русского языка( на тему Проверка парных и глухих согласных в корне слова 2 класс)

МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа»





















Открытый урок по русскому языку
( 2 класс, учебник Рамзаева Т.Г. 2008 г.)
По ФГОС











Учитель начальных классов
Энчаева Г.Ш.















Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Класс - 2
Цель урока:
Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.
Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова.
Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.
Демонстрационный материал:
картинка с изображением весёлого Смайлика.
2) карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.
3) Карточки с изображением двух шагов учебной деятельности из пособия «Учусь учиться или приключения Смайлика»


Оборудование: мультимедийное учебное пособие « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»; мультимедийное приложение к урокам « Уроки русского языка 1- 4 классы», ноутбок.























Ход урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске картинка с изображением весёлого Смайлика

- Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.
- Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).
На доске:
– Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)
- Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.
- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.
– Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)
- А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)
- Закрыли учебники и пишем.
У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.
- А сейчас, взяли свои карточки с шагами алгоритма и по порядку в алгоритме проверяем свои работы. Сравним свою работу с образцом и поставим «+» или «?».
– Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
На доске записаны слова:
ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.
- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )
– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.
3. Постановка проблемы..
– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).
– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).
4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения
– Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).
- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).
- Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный).
- Давайте произнесём слово (травка).
- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).
- Какой буквой будем его обозначать? (в).
- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).
- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).
- Почему? (за ним следует гласный).
- Где находится парный согласный? ( В корне).
- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
- Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с .( новыми словами.)
5. Чистописание.
- А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).
б в г д ж з
п ф к т ш с
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Наблюдение над проверочными словами.
- Отгадайте загадку. ( Показ слайда).
- Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).
- Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
- Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)
- А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь?
( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)
- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:
Медведь – медведи ( На доске появляются рисунки).
- Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).
- Давайте зафиксируем наш вывод на доске





- А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов:
Ягодки - ягода ( На доске появляются рисунки).
- Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные).
- Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ).
- Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)
- Давайте зафиксируем наш вывод на доске


Изменить слово

=

согласные – гласные

или




- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный
- нужно изменить слово
- подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный)
- А теперь проговорите друг – другу.
Учитель:
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).
Физминутка.
а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.
- Где живут медвежата? ( В лесу).
- Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой).
б) - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве).
- Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.
в) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи?
( на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.
г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.
д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.
Молодцы, они уснули.
- А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.
- Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся).
- Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)
Работа по учебнику на с. 170.
- Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).
- Как проверили парный согласный в слове голубь ? ( Изменили слово).
- А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)
- Ребята, что ещё нового вы узнали,о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).
- Давайте зафиксируем наш вывод на доске
? парные согласные










3. Работа над правилом.
- А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне?
( Учащиеся говорят свои доводы). А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 60. ( Учащиеся читают самостоятельно).
Вывод.
- Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся).
- А теперь приведите свои примеры к данному правилу.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь )
1. Выполнение упр. 321.
- Прочитайте задание. ( В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.)
- Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова.
- А теперь проверьте работу.
Самопроверка по эталону.
- У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?
- У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?».
8. Включение в систему знаний, повторение.
Работа по мультимедийному учебному пособию «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс».
Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.
- Я сочинил стишок, вот он
Берёзка – берёза
Ры _ ка – лодочка
Ло _ ка – селёдочка
Яго _ ка – рыба
Селё _ ка – ягода
- Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з.
2. – Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву
Шила шу _ ку –
Сшила ю _ ку,
Шила ша _ ку –
Сшила та _ ку!
Хороша швея Наташа!




Вставь пропущенную букву.
- Проверь себя, сколько слов ты сможешь восстановить за 3 минуты.

Тест.
Обведи парные согласные:
З Н С Ч Б
Обведи слова с парной согласной на конце:
Кот дом рак луг нос
Подчеркни слова, которые являются проверочными:
Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди
Вставь букву:
Д У .
З У .
М О Р О .
А Р Б У .
Л Е Д Н И .
С У .

9. Рефлексия учебной деятельности.
- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы этих целей?
- Что нам помогло?
- Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке.





( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)
Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок
- А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выбрать из любого текста 10 слов с парной согласной в середине слова и записать проверочные слова; учить правило с. 60.
- Урок окончен. Спасибо за работу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Игра « Доскажи словечко»
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется ( глаз).
2. Всё перетрут терпение и ( труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший ( друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус).

Тест.

Обведи парные согласные:
З Н С Ч Б

Обведи слова с парной согласной на конце:
Кот дом рак луг нос

Подчеркни слова, которые являются проверочными:
Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди

Вставь букву:
Д У .
З У .
М О Р О .
А Р Б У .
Л Е Д Н И .
С У .
? парные согласные

Изменить слово





? парные согласные

Изменить слово

или


· =
·

согласного – гласный




? парные согласные

Изменить слово

или

=
согласного – гласный

или

согласный звук [ н ]



шапочка

юбочка

шуба

тапок