Всероссийский словарный урок посвященный дню рождения Владимира Даля


Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля
22 ноября
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля
Задачи:
Познакомить с краткой биографией Владимира Даля
Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас
Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями
Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык
Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок
посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля
Ход урока
Организационный момент (2 слайд)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый!
Постановка задач и целей урока (3 слайд)
Прочитайте великие высказывания:
«Язык есть вековой труд целого поколения»
«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»
О чём будем говорить сегодня на уроке?
Зачем необходима эта тема?
Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.
Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.
План урока (4 слайд)
А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.
Биография Владимира Даля (5-11 слайды)
Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.
Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.
Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».
Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.
Скончался Даль 4 октября 1872 года.
Скороговорки (12 слайд)
Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Загадки (13-17 слайды)
Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.
Что выше лесу? (Солнышко)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
Пословицы (18 слайд)
В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
Азбуку учат, (во всю избу кричат.)
Написано пером, (не вырубить и топором.)
Ученье - свет, (а неученье - тьма.)
Не спеши языком, (торопись делом.)
Физкультминутка (33 слайд)
Сказки (19-23 слайды)
Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть". (Журавль и цапля)
Значение слов (24-25 слайды)
Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.
Уста – губы
Длань – рука, ладонь
Очи – глаза
Рушник – вышитое полотенце
Чёботы – сапоги
Жбан – кувшин с крышкой
Синонимы (26 слайд)
Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.
Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.
Смелый – храбрый
Весёлый – радостный
Худой - тощий
Трудолюбивый - работящий
Красный - багряный
Антонимы (27 слайд)
Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.
Низкий – высокий
Широкий - узкий
Добрый - злой
Грустный - весёлый
Красивый – багряный
Омонимы (28-32 слайды)
Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.
* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.
* Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины) , кисть — кисточка (для краски).
* Лук — растение, лук — оружие.
* Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ.
* Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.
Рефлексия (34 слайд)
Ученики выбирают своё мнение об уроке
На уроке было очень интересно!
На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные
На уроке было очень скучно и неинтересно!
Источники информации
http://aphorism-citation.ru/index/0-637 - Афоризмы, цитаты, высказывания Даль В. И.
http://all-biography.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir - Биография Владимира Даля
http://www.helpmammy.ru/index.php?page_id=127 - Владимир Иванович Даль (1801-1872)
http://hobbitaniya.ru/dal/dal81.php - Даль В.И. Пословицы русского народа
http://www.planetaskazok.ru/daliv - Даль В.И. Сказки