Всероссийский словарный урок в начальной школе (в день рождения Владимира Даля)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»

Всероссийский словарный урок
в 3классе
(в день рождения Владимира Даля)

Учитель начальных классов
Любимова Леся Павловна
г. Нефтеюганск
2015г.
Цели мероприятия:
- формирование у обучающихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;
- закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения. Формирование УУД.
Познавательные УД структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в
Личностные УД: формировать положительное отношение к выдающемуся деятелю русской культуры В.И. Далю; учится пользоваться толковым словарем, умение получать информацию из словарной статьи и соответствующего примечания в словаре о лексическом и грамматическом значении слова, особенностях его применения.
Регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, музыка из передачи «Что? Где? Когда?», «чёрный ящик», воздушные шары, толковые словари В.И.Даля; реквизит для сценки.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι. Актуализация знаний.
II. Развитие умений.
III. Выступление группы «Театралы» (3 ученика).
1. Введение в тему урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. Определение темы и цели занятия.
Учитель вносит под музыку из передачи «Что? Где? Когда?» «чёрный ящик».
-Как вы думаете, что находится в чёрном ящике?
Учитель, выслушав детей, достает из «черного ящика» словарь В.И.Даля.
-Как могут быть связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? (дети высказывают свои предположения)
-Действительно, тема нашего занятия будет тесно связана с понятием «Словарь» и звучит она так: «Всероссийский словарный урок».
- Как вы думаете, а почему в теме нашего урока употреблено слово «всероссийский»? (выслушивает мнения)
- А кто из вас знает, почему именно сегодня мы проводим словарный урок? (выслушивает мнения)
22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя уникального «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно в этот день отмечается всероссийский День словарей и энциклопедий.
- А что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? (выслушиваются ответы)
-давайте подробнее познакомимся с биографией выдающегося человека Владимира Ивановича Даля. Слово предоставляется творческой группе нашего класса «Биографы».
Знакомство с биографией В.И.Даля1Сообщение группы «Биографы», сопровождаемое показом презентации (3 ученика).
1-ый ученик:
Владимир Иванович Даль - гений русской словесности, внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Даль родился в ноябре 1801 года на Украине.  Семья его была очень образованной: отец родился в Дании, юношеские годы провел в Германии, где обучался богословию и различным языкам; мать была немкой, и, как и его отец, увлекалась языками.
      В детстве Владимир получил домашнее образование. С ранних лет занимался стихосложением и изучением языков. Когда Далю исполнилось 14 лет, Владимир поступил в петербургский кадетский корпус, где проучился три года.
 2-ой ученик:  Окончив учебу, Даль отправляется на службу на Черноморский флот. В речи сослуживцев, он нередко замечал неизвестные ему слова. Так, Владимиру Далю в голову пришла идея записывать слова в блокнот и разъяснять их, тем самым положил начало составления своего толкового словаря. Служба на Черноморском флоте для Владимира Ивановича быстро закончилась. Выйдя в отставку, первое время Владимир Даль давал частные уроки, занимался репетиторством.
      Вскоре Владимир Иванович решает поступить в Дерптский университет, на медицинский факультет.
     3-ий ученик:  В 1829 году Владимир Иванович Даль окончил обучение, и став хирургом отправился на русско-турецкую войну. Даль работал в полевом госпитале и был на хорошем счету.
         После окончания русско-турецкой войны, Владимир Иванович продолжил врачебную практику - занимался проблемами эпидемии. Его смелости можно только позавидовать. Этот мужественный врач не раз бывал в селах, где зверствовала холера.
В 1832 году Даль обосновался в Санкт-Петербурге и решил сосредоточиться на литературном творчестве. Журналы публикуют его стихи и произведения, которых накопилось очень много.
    1-ый ученик:   Спустя год, Владимир Даль становится государственным служащим, был назначен чиновником по особым поручениям Оренбургского губернатора. Работа заставляла его много ездить по губернским землям, и наблюдать быт простого народа. Владимир Иванович не оставляет литературной деятельности. Не только литературой ограничивалась научная и культурная деятельность Даля. Владимир Иванович был разносторонним человеком, и за годы, проведенные в Оренбурге, собрал замечательную коллекцию флоры и фауны своей губернии. За проделанную работу Владимир Даль стал почетным членом Академии наук.
    2-ой ученик:   Когда русская армия отправилась в Хивинский поход, Владимир Иванович вернулся к врачебной деятельности. По возвращению из похода, он возвращается в столицу, где начинает работать в Министерстве Внутренних Дел. Владимир Иванович не оставляет литературу и продолжает писать различные рассказы, описывать крестьянский быт и нравы простого народа.
      В 1849 году, он по собственному желанию отправляется в Нижний Новгород. Отсюда его направляют работать управляющим в удельную контору, в обязанности входило принимать жалобы крестьян, писать и составлять различные акты. На безвозмездной основе, здесь, Даль занимается врачебным делом, говорят, что ему приходилось даже проводить хирургические операции. Работа доставляла этому удивительному человеку удовольствие. Общение с простым народом находило отражение в его творчестве.
   3-ий ученик:  Умер Владимир Даль в 1872 году, в Москве. Он был потрясающе разносторонним человеком, природа щедро одарила Даля умом, а он в свою очередь его широко использовал на благо общества.  Владимир Иванович увлекался ботаникой и зоологией, интересовался Даль и гомеопатией, спиритизмом.  Помимо этого он умел играть на музыкальных инструментах. Талант Владимира Ивановича Даля всегда находил отражение во всем, чем занимался этот замечательный человек.
   Главной работой Владимира Ивановича Даля был толковый словарь, который известен нам всем с детства.
2. Группа «Театралы» в небольшой сценке покажет, с чего начинался великий труд Владимира Ивановича Даля.
Действующие лица: рассказчик, В.И.Даль, ямщик
Рассказчик: 2 марта 1819 года Владимир Иванович был выпущен из Морского корпуса мичманом в Черноморский флот. Морозным вечером по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молоденький мичман. Одежда грела плохо, юноша жался в санях. Ямщик из Зимогорского Яма (дело было в Новгородской губернии) поглядел на небо и в утешение продрогшему до костей моряку сказал:
Ямщик: Замолаживает!
Рассказчик: По-русски сказано, а мичману слово ямщика не вразумелось.
Даль: Как замолаживает?
Рассказчик: Ямщик объяснил значение незнакомого мичману слова. А тот, несмотря на мороз, выхватил из кармана записную книжку и окоченевшими руками написал:
Даль (выводя в записной книжке, комментирует): Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакивать тучками, говоря о небе, клониться к ненастью…
Рассказчик: Эти строки, написанные на морозе 1819 года, были зародышем колоссального труда, который стал известен под названием «Толковый словарь живого великорусского зыка». Над своим словарем Даль работал 53 года.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к высказываниям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Работа со словарём ( в группах) Учитель: Впереди нас ждут интересные задания.
(Класс делится на группы, работа ведется в группах).
Выполняя задания, вы будете пользоваться словарями как справочными пособиями. Команда, справившаяся с заданием первой и правильно выполнившая задание, получает воздушный шарик.
Задание «Будем знакомы!»
Первое задание - самое важное. На столе у каждой команды лежит словарь В.И.Даля. Рассмотрите его внимательно: обложку, выходные данные, особенности словаря.
Выбранный представитель от команды комментирует наблюдения.
Задание «Словарное»:
Каждой команде дано по одной пословице из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Укажите лексическое значение выделенных слов.
1-ой команде: Ласковое слово – что вешний день.
2-ой команде: Слово не обух, а от него люди гибнут.
3-ей команде: Слово пуще стрелы разит.
Задание «Рассуждалки»
Объясните, как вы понимаете смысл пословицы, предложенной вашей команде. Для ответа выберете одного представителя команды.
Задание «Кто больше?»
Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше:
1 команда - пословиц;
2 команда – поговорок;
3 команда – загадок
Задание «Сами мы не местные…»
Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше слов, употребляемых в отдельных местностях нашей страны.
Задание «Профессионалы»
Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше слов, употребляемых в различных профессиях.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
VРефлексия Ребята, какие особенности словаря В.И.Даля, после работы с ним, вы заметили? (дети высказывают свое мнение, учитель помогает сформулировать тезисы ):
1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов; 2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу; 3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);4. В основу словаря был положен живой народный язык;5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.
Вы очень метко заметили все особенности словаря В.И. Даля, а вот что сказал о значении этого словаря академик В. В. Виноградов «Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».
- Как вы понимаете слова академика Виноградова
Ребята, представьте, что сейчас, например, 2034 год. Вы – взрослые люди и уже стали родителями. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить им важность нашего сегодняшнего мероприятия «Всероссийский словарный урок».
( Высказывания детей)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
VΙ. Домашнее задание. (предлагаю вам попробовать себя в роли составителя словарей. Составьте один из несуществующих словарей (15-30 слов). Тематика – по выбору:
- словарь моих любимых слов;
- словарь самых важных слов