Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии


Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Учитель химии МБОУ «Гимназия» Вебер С.В.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования, т.е. школа должна являться территорией здоровья, а значит и уроки химии как составляющая учебного процесса.
Основными задачами здоровьесберегающей деятельности школы являются:
создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (химия является одной из наук, где требуется создание безопасных условий обучения, а главное формирование у учащихся умений и навыков работы с реактивами в пределах требуемых нормативов)
формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в школе, на каждом уроке. А здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;
в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Только здоровый ребенок может полноценно развиваться, получать достойное образование, неустанно трудиться и чувствовать себя уверенно в сложной жизненной ситуации.
Современный урок химии отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Игнорирование учителем психофизических особенностей обучающихся приводит к стрессогенной среде на уроке. На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности учащихся. Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе, которая непосредственно зависит от учителя. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье - проявление бездушия и непрофессионализма. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Здоровье сберегающему обучению способствует систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье, на необходимость заботиться о своем здоровье.
Принципы проведения здоровьесберегающего урока химии
Принципы проведения здоровьесберегающего урока:
кабинет должен представляет собой здоровьесберегающее пространство.
1. Кабинет химии №305 – это специальное помещение с рационально комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения (ТСО). Кабинет включает: класс – лабораторию, лаборантскую (препараторскую)
2. Оснащение кабинета в полной мере учитывает специфику обучения химии в школе:
комплектация кабинета и необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента, в том числе и при реализации практикумов;
организация рабочих мест учителя и учащихся;
создание рациональных систем хранения, размещения и, главное, использования учебного оборудования;
организация и использование технических средств обучения, в том числе мультимедиа;
дидактического оснащенность кабинета (функционально – направленное оформление);
создание условий для безопасного процесса обучения с учетом санитарно – гигиенических требований (СанПин 2.4.2.1178 – 02 в ред.2008)
При проведении химических практикумов в обязательном порядке должны быть реализованы три очень важных критерия:
эргономический, выявляющий степень приспособленности всех компонентов и условий кабинета к проведению химического эксперимента;
педагогический, определяющий возможности кабинета для достижения высокого качества знаний;
психофизиологический, оценивающий возможности кабинета для оптимизации деятельности учителя и учащихся, установления положительной мотивации.
На организацию труда учащихся при выполнении химического эксперимента влияет оснащенные ученические рабочие места, соблюдение эргономические требования по их оборудованию. Эргономический подход к организации рабочих мест учителя и учащихся производится в строгом соответствии с задачами школы, содержанием обучения, современными методами преподавания, с учетом особенностей усвоения химических знаний учащимися, опираясь на требования возрастной психологии, физиологии, антропометрии, гигиены.
Кабинет химии гимназии оснащен современными функциональными химическими столами с выдвижными стойками и горками для реактивов (мебель регулируется под рост учащихся). В кабинете установлен приточно - вытяжной шкаф для демонстрации опытов, имеются приборы, аппараты и установки различного назначения. В наличии весь дидактический материал, используемый в учебном процессе, в том числе на практикумах.
В настоящее время кабинет химии МБОУ «Гимназия» оснащен компьютером, но, к сожалению, нет документкамеры, интерактивной доски.
В кабинете химии № 305 соблюдаются гигиенические условия: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей, что снижает утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакции, снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем.
2.Смена видов деятельности, методов обучения на уроках химии
Использую:
смену видов деятельности понимая, что однообразность урока вызывает утомление, но и слишком частые смены деятельности также утомляют детей (словесный, наглядный, аудиовизуальный)
использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);
формирую у обучающихся мотивацию к учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей;
стараюсь создать благоприятный психологический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления, профилактики «школьных неврозов», предупреждение на уроках конфликтов из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;
при использовании ИКТ соблюдаю требования, приписанные в СанПинахЗдоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках химии
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями
Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
1. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты (смотри выше)
2.К сожалению, уроки химии могут быть 6-7, а значит буде сказываться усталость детей, поэтому иногда переношу сложный материал на более оптимальное время или меняю методику урока. планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
3.Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
В качестве здоровьесберегательных применяются методы и приемы :фронтальные, групповые, практические, игровые,; соревновательные, метод индивидуальных заданий, приёмы - защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие, технологические умения (логические, экспрессивные, дискуссионные, перцептивные (умение видеть, слышать, слушать).
Основные компоненты здоровьесберегающих технологий на уроках химии
1.Аксиологический. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.
2.Гносеологический. Приобретение на уроках химии необходимых для процесса здоровьесбережения знаний, умений и навыков работы с реактивами, с теоретическим материалом. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной жизни, где мы находимся в окружении многообразия веществ, порой небезопасных. Ответственное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей
3.Здоровьесберегающий. Включаю систему ценностей и установок, которые формируют гигиенические навыки и умения, необходимые для нормального функционирования организма, предупреждение вредных привычек на основе приобретенных знаний о веществах и их влияния на человека. Темы: «Спирты. Алкоголь и подросток», «Альдегиды. Токсическое влияние на человека продукта окисления спирта - уксусного альдегида».
4.Эмоционально-волевой. Условием сохранения здоровья являются положительные эмоции. Стараюсь создать на своих уроках комфортную среду, веры ученика в свои силы (личностно ориентированные технологии, дифференциация заданий на уроках и домашних работ)
5.Экологический. Учитывает и раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий (на уроках с экологическим содержанием, например по блокам тем: «Воздух. Влияние человеческой деятельности на состав воздуха, последствия для здоровья», «Вода. Загрязнения воды, влияющие на органы человека», «Кислоты и небезопасные кислотные дожди»).Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Считаю, что приоритетным воспитание над обучением..Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Технология уровневой дифференциации обучения. Всегда использую возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Технологии адаптивного обучения
Работаю,как правило, работает в двух режимах:
а) обучаю всех (сообщаю новое, объясняю, демонстрирую, показываю и т.д.);
б) работаю индивидуально с отдельными учащимися (управляю самостоятельной работой учащихся; осуществляю контроль, включенных в самостоятельную работу; работаю по очереди с учениками).
Четыре правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Аудиалы. Аудиальное восприятие – слуховое.
Визуалы, Визуальное– зрительное восприятие (наглядные пособия, мультимедиа)
Кинестетики. Кинестетическое восприятие – тактильное, задействованы органы чувств.
Есть еще один тип – дигитал, люди, относящиеся к нему, воспринимают окружающий мир, прислушиваясь к собственной логике.
Знание этих характеристик детей позволяет излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Всегда учитываю эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока ( данные исследования ученых):
5-25-я минута - 80%;
25-35-я минута - 60-40%;
35-40-я минута - 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком химии, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а химия понятна.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов использую задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы, явления, прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т.п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения проблемы, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Считаю, что охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Необходимо не только углублять получаемые знания и осуществлять межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. При планировании урока нужно не допускать однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память, часто использовать эксперимент, при его недоступности - виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры» можно рассмотреть не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен, уместно рассказать о холестерине. Холестерин - один из основных жиров. Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда, чем пользы.При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. При изучении темы «Алюминий» рассматриваем свойства алюминиевой ткани и т.д. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» - говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь - продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. В 8 классе при изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды. «Вино губит душу людей и их потомство» - эти слова Л.Н. Толстого служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия». Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. 

Заключение
Предмет химии обладает значительным потенциалом в формировании у учащихся здорового образа жизни.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Хочется верить, что к концу 11 класса учащиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы.
Таким образом, очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю - предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден. Здоровье - самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.
Список использованных источников
1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2007.
2. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2012.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.
5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н / Дону: Феникс, 2007. - 285 с.