Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии


ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «РСТ»
ДОКЛАД
ТЕМА: Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках химии и биологии
учителя химии МКОУ ВСОШ № 8 г. Россоши
Псалтыревой Татьяны Григорьевны
г. Россошь
2015-2016 учебный годОглавление.
Стр.
1. Учащиеся вечерней школы как участники образовательного процесса 3
2. Здоровье учащихся – показатель благополучия общества 5
3. Требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий 7
4. Методические приёмы по здоровьесбережению на уроках химии и биологии 11
5. Заключение 13
6. Литература 15
7. Приложение 16
Здоровье – это не подарок, который
человек получает один раз и на всю
жизнь, а результат сознательного
поведения каждого человека
и всех в обществе»
П. Фосс
Учащиеся вечерней школы как участники образовательного процесса
Современное общество воспринимает вечернюю школу как место, где подростки, выпавшие из учебного процесса дневной школы и не имеющие возможности устроиться на работу, могут получить образование и заняться в дальнейшем общественно-полезной деятельностью. И только вечерняя школа является тем образовательным учреждением, которое позволяет взрослым людям, не имеющим образования, получить аттестат о среднем образовании и помогает им в профессиональном росте.
В любом образовательном учреждении основными участниками образовательного процесса являются: ученики – учителя – родители (или другие законные представители несовершеннолетних обучающихся). При этом поведение каждой группы участников определяется законодательными актами и сложившимися представлениями и ожиданиями. Однако в вечерней школе традиционная схема существенно меняется.
Контингент учащихся вечерней школы разнообразен в возрастном, социальном и образовательном плане:
-Дети, которые пришли из разных образовательных учреждений. Многие поступили через инспекцию по делам несовершеннолетних, так называемые дети «группы риска».
-Дети из неблагополучных семей, где полностью отсутствует контроль со стороны родителей.
-Беременные девушки и молодые мамы, которые не могут обучаться в общеобразовательной школе.
-Юноши, которые решили продолжить учёбу после службы в армии.
-Взрослые семейные люди, которые совмещают учебу с работой (имеют большой перерыв в учебном процессе).
Отсюда видно, что учащимися вечерней школы являются не только подростки, но и взрослые люди, нередко живущие отдельно от родителей, имеющие собственные семьи, поэтому роль родителей в учебном процессе уменьшается. Родители учащихся теряют немалую часть своего прежнего влияния на повзрослевших детей. К работе со сложным и пестрым контингентом учащихся вечерней школы привлекаются социальные педагоги, социальные психологи и правоохранительные органы (ПДН, КДН).
В последнее время основной контингент нашей вечерней школы составляют молодые люди старше 18 лет, у которых возникли непредвиденные жизненные трудности. Эти учащиеся поняли, что благодаря вечерней школе могут стать образованными людьми, достичь более высокого уровня в профессиональной сфере.
Причины, по которым подростки и молодые люди приходят в вечернюю школу, самые разные: неустроенность в жизни, конфликты в прежнем классном коллективе, возможность получить одновременно полное среднее образование и начать работать, возможность совмещать учебу с работой.
В вечерней школе паспортный возраст учащихся всегда и непременно опережает «школьный», причем, в весьма широком диапазоне. Случается, что ученики оказываются старше своих учителей. Но при этом школьно-образовательная часть личностной характеристики чаще всего отстает от других показателей социальной зрелости. С психолого-педагогических позиций это означает, что учащиеся такой школы весь период обучения находятся в противоречивом и сложном состоянии раздвоенной самооценки своего «Я».
В нашей школе образовательный процесс носит социально-реабилитирующий характер и педагогам школы удается нормально работать с имеющимся контингентом учащихся, почти каждый из которых длительное время остро конфликтовал с прежней школой. Этой работе способствует разновозрастной состав учебной группы, который предлагает разнохарактерную реакцию на педагогические воздействия, на фоне которой и становится возможным педагогическое управление. Преподаватели вечерней школы стараются обучать каждого на уровне его собственных ожиданий, собственной системы ценностей.
Образовательный процесс должен учитывать тот факт, что в одном классе могут обучаться и 15-летние и 30-летние. У обучающихся разный жизненный опыт, разные мотивы к обучению, разный социальный статус.
Наша вечерняя школа помогает ученику найти свое место в жизни, воспитывает неразвитые ранее способности к учению.
В психологическом плане вечерняя школа содействует развитию у обучающихся ощущению значимости собственного «Я», обретению самоуважения, способности «сбросить груз своей биографии.
А также создает условия для формирования и развития позитивного отношения к себе и окружающим (преодоления чувства ущербности и отчуждения, повышенной тревожности и агрессии; формирование позитивного отношения к учебе и здоровью).
Обеспечивает максимально возможное развитие познавательных интересов через положительную мотивацию к учению и социально-психологическую защиту личности каждого учащегося.
Здоровье учащихся – показатель благополучия общества.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно–психическими расстройствами..У подростков 15 - 17 лет на первом месте болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно–мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет. Острой социальной проблемой остается ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учете по злоупотреблению ненаркотическими средствами в 4 раза и алкоголем – в 3 раза.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества.
Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).
на 50% – от образа жизни;
на 25% – от состояния окружающей среды;
на 15% – от наследственной программы;
на 10% – от возможностей медицины.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. 
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся. Учебная нагрузка и продолжительное нахождение в статическом положении проводит к переутомлению. Поэтому надо обратить внимание на здоровье и на образ жизни наших детей. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе. 
Требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, интенсивность большой объем учебного материала, игнорирование  учителем индивидуальных особенностей учащихся и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации урока. Именно поэтому вопрос использования  здоровьесберегающих технологий неоднократно становился предметом  обсуждения на МО.   От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
— рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
— должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
— в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
— в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания ;— должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
— необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
— необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
— на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки
— нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
— необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки
— необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
В качестве здоровьесберегательных технологий применяются методы (фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; метод индивидуальных заданий; воспитательные, просветительные и образовательные программы), приёмы (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно–обучающие), технологические умения (пластические; логические; экспрессивные; дискуссионные, перцептивные (умение видеть, слышать, слушать).В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса:
Образовательный процесс должен носить творческий характер.
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
— Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (игры, викторины).
— Подвижными играми на переменах
— Наглядности
— Занимательных упражнений
— Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему, кроссворды, ребусы).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков,  двигательной активности, концентрации внимания,  воображения, познавательных способностей,  снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
В качестве примеров можно привести следующее. Загадки целесообразно задавать в самом начале урока, чтобы мотивировать обучающихся на изучение новой темы. Так в самом начале изучения органической химии (химии углерода) можно предложить такую загадку: 
Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он — графит. Грамотный народ поймет То, что это … (Углерод) 
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
опрос учащихся
запись основных моментов нового материала
чтение
слушание
рассказ
рассматривание наглядных пособий
ответы на вопросы
решение задач
Норма 4-7 видов за урок.
 б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток. (расслабление кистей рук , массаж пальцев перед письмом , дыхательная гимнастика , предупреждение утомления глаз )
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
г) Экологическое пространство:
проветривание помещений;
озеленение кабинета,
освещение кабинета.
Методические приёмы по здоровьесбережению
на уроках химии и биологии
Предметы химии и биологии неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека. Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью.
На уроках химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья: курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни (Приложение № 1)
Одним из эффективных методов здоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы:
- влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду;
- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое;
- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;
- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.
Например: при изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» в разделе органической химии, подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся, молодой организм. Алкогольная и наркотическая эйфория особенно вредна тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь. А ведь эти вещества – яды. При изучении данной темы более рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами, урок – практикум, конференцию. Хорошие результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, учащиеся готовы к диалогу и беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Что является положительным результатом в качестве обучения.
В ходе уроков в разделе «Общая химия» можно ввести задачи со здоровьесберегающим направлением. Например: Решить задачу и сделать вывод о вреде курения, если известно, что в дыме сигареты содержатся ядовитые вещества. «Определить % содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода, если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5 от табачного дегтя». Можно придумать другие задачи и для решения подобной задачи учащимся предлагается воспользоваться таблицей, в которой указано содержание веществ в дыме 1 сигареты.
Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Можно провести викторину «Знаешь ли ты витамины?» (Приложение № 2)
Заключение
Таким образом формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии и биологии зависит от грамотно организованной педагогической деятельности учителя. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма ребёнка соответствуют постоянным изменениям образовательной среды на каждом возрастном этапе.
Но не следует забывать, что значимое место придается и здоровью самого педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления школькника, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Вынужденное превышение нормативных нагрузок, специфика содержания и характера труда, отличающегося повышенной напряженностью и большой ответственностью, является одной из причин неблагополучия физического и психического состояния учителя. Постоянное переутомление, невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к инфекциям, хронические заболевания создают постоянную угрозу здоровья учителя. Личный пример педагога является важным фактором воспитания культуры здоровья у учащихся.

Литература:
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,2013
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
http\\bankrabot.Com\\wolk – 62709. Html & similar = 1, 2013 -Интернет «Здоровьесберегающие технологии»
http://www.shkolnymir.info/. О.А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Приложение № 1
Игра Счастливый случай «Здоровый образ жизни»
Цель: актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни;
обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения;
воспитывать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам, внимательное отношение к своему здоровью;
Учитель: Сегодня у нас пройдут соревнования, только не спортивные, а интеллектуальные – «Счастливый случай». В ходе этих соревнований вы покажете, какие вы умные, находчивые, чему вы научились в школе. А разговор на сегодняшнем уроке пойдет о здоровье и здоровом образе жизни.
Предлагаю разделиться на две команды.
Задание 1: «Обсуди высказывание»
Учитель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. Обсудите, как понимать следующие высказывания:
1 – й команде:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
Когда – то древние греки высекли на камне:
«Хочешь быть здоровым – бегай.
Хочешь быть красивым – бегай.
Хочешь быть умным – бегай».
2 – й команде:
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель);
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» (И. Брехман - основатель валеологии)
Задание 2: «Черный ящик»
В черном ящике находятся незаменимые биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины)
Изделие, находящееся в черном ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензопирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги. (Сигареты)
В черном ящике - продукт, который рекомендуется употреблять за 30 минут до еды. (Сок)
В черном ящике углевод, один из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза)
Данный металл попадает в атмосферу из выхлопных газов автомобилей. При интоксикации этим металлом поражаются нервная и кровеносная системы человека. Какой металл находится в черном ящике? ( Свинец)
Задание 3: «Собери пословицу»
Учитель: уважаемые команды, следующий конкурс «Собери пословицу». За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл и кто первый.
Сон - …лучшее лекарство.
Береги платье снову, …а здоровье – смолоду.
Здоровье в порядке - … спасибо зарядке.
Если хочешь быть здоров - …закаляйся!
В здоровом теле - …здоровый дух.
Задание 4: Конкурс капитанов.
Учитель: следующий конкурс «Конкурс капитанов», каждый вопрос 1 балл, время ограничено – 1 минута.
Вопросы 1 – й команде:
Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство)
Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка)
Летучие вещества, угнетающие многие бактерии. (Фитонциды)
Гормон страха. ( Адреналин)
Человеческий орган размером с кулак. (Сердце)
В сутки её организму требуется около 2 – литров. (Вода)
Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел)
Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец)
Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра)
Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов)
Вопросы 2 – й команде:
Какое растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум)
Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград (Пифагор)
Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза)
Какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)
Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики)
Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, каланхоэ)
Лечебное питание. (Диета)
Что должен соблюдать каждый человек по отношению к себе? (Гигиену)
Чума 21 века. (СПИД)
Она заменяет йод в условиях похода. (Крапива)
Задание 5: «Заморочки из бочки»
Вопросы:
В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе в умеренном климате часто. Почему? (Воздух там практически стерильный, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают. В средней полосе из – за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)Пациент жаловался врачу, что у него больной желудок. – Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить и желудок, и зубы». Почему так сказал врач? (Потому что плохими невозможно хорошо пережёвывать пищу, а желудку довольно тяжело переваривать непрожеванную пищу. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеванием зубов.)Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком. Что такое гиподинамия, и чем она опасна? (Да, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, ожирению, заболеваниям сердца и пищеварительной системы.)«Обжора роет себе могилу зубами», - говорит народная пословица. Почему? (Люди с избыточным весом имеют, как правило, целый ряд заболеваний: гипертонию, сахарный диабет, болезни печени и почек и т.д. – поэтому их продолжительность жизни меньше, чем у людей с нормальной массой тела.)
В Средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма громких звуков для человека – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)Почему скрипачи глухие на левое ухо? (На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков на слуховой анализатор приводит к снижению слуха, а затем и к глухоте.)
Приложение № 2
Викторина по биологии в 8 классе «Знаешь ли ты витамины?»
Как соотносится термин "витамины" с функциями веществ, которые он обозначает?
Что такое гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы?
Как классифицируют витамины?
Охарактеризуйте авитаминозы витаминов А, В, С, D и предложите способы их лечения.
Расскажите о роли витамина С и его взаимосвязи с витамином РР и каротином (витамином А).
Как взаимосвязаны кулинарная обработка плодов и овощей и сохранность витаминов в них?Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять?
Почему в весеннее время важно употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов?
Какие продукты служат источником провитамина А?
С недостатком в пище какого витамина связано замедление роста человека?
Какие продукты служат источником витамина С?
Всегда ли прием витаминов полезен для здоровья?
Откуда произошло слово "витамины"?
С помощью каких опытов русский врач Н.И.Лунин открыл витамины? (на мышах)
Кто впервые предложил термин "витамин"? (К.Функ в 1912 г.)
Почему витамины влияют на обмен веществ? (в состав ферментов)
"Его называют скорбут или язвенный рот". О каком витамине идет речь? (С)
При недостатках какого витамина происходит воспаление нервов, боли в мышцах и суставах, судорога и паралич нижних конечностей? (В 1)
При недостатках какого витамина происходит расстройство зрения
(фотофобия), боязнь большого света, трещины в углах рта? (В2)
При недостатках какого витамина происходит нарушение аккомодации, ослабление памяти и язык приобретает вид лакированного? (РР)
При недостатках какого витамина слабеет сумеречное зрение, а в дальнейшем происходит полная потеря зрения? (А)
При недостатках какого витамина развивается рахит? (D)
Где образуется этот витамин при действии солнечных лучей? (В коже)
Витамин А - жирорастворимый или водорастворимый? (жирорастворимый)