Реферат. Технология дифференцированного обучения как способ обучения младших школьников


Реферат
Технология дифференцированного обучения как способ обучения младших школьников
Выполнила:
Шклярова Ксения Алексеевна
Руководитель:
Ужанова Т.Л.
Тюмень, 2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие о технологии дифференцированного обучения …………………….5
2. Формы и цели технологии дифференцированного обучения….....................8
3. Применение технологии дифференцированного обучения на уроке математики ………………………………………………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………….17

Введение
В эпоху внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования проблема дифференцированного обучения по-прежнему остается актуальной, так как индивидуально-типологические особенности обучающихся явно не зависят ни от требований стандарта, ни от планируемых результатов обучения. В то же время формы дифференциации зависят не только от ее видов, но и от планируемых результатов начального образования. Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения — давняя гуманная традиция российского образования. Она находит свое выражение в дидактическом принципе индивидуального под" хода, который означает, что в организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как тогда процесс обучения становится наиболее комфортным и эффективным для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Однако в школь" ной практике, где один учитель одновременно занимается с большой группой учеников, решить противоречие между массовостью школьного обучения и потребностями отдельных индивидов довольно сложно, поэтому наиболее распространенное явление — дифференциация обучения. Это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (обучаемость, обученность, общие умственные и специальные способности, интересы, склонности, работоспособность, темп обучения, модальность) и создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Многие авторы понимают индивидуализацию как предельный случай дифференциации (И.М.Осмоловская).
Такое понимание индивидуализации позволяет приемы индивидуализации обучения использовать как приемы дифференциации. При этом дифференциация, как и индивидуализация, должна быть ориентирована не только на приспособление учебного процесса к ученику на основе учета особенностей личности, но и на развитие в процессе обучения тех ее сторон, которые недостаточно развиты. При изменении целей образования всегда возникают вопросы о путях и технологии их достижения. Этот процесс может сопровождаться введением новой терминологии, нового содержания, новых методов, приемов, средств и форм обучения. На современном этапе начального образования принят ФГОС, в котором приоритетными являются задачи духовно-нравственного развития учащихся; реализации в практике системно-деятельностного подхода; формирования у школьников не только предметных, но и метапредметных умений, воспитания основ умения учиться, способности к самоорганизации и саморазвитию.
Достижение планируемых результатов обеспечивается всей совокупностью учебных предметов начального образования, но при этом каждый из них должен не только создавать условия для формирования у учащихся различных видов учебных действий, но и активно участвовать в их становлении.
Цель работы — изучить сущность понятия дифференцированного обучения
Задачи:
рассмотреть историю развития идей дифференциального обучения;
раскрыть сущность, формы и цели дифференциального обучения;
ознакомиться с применением технологии дифференцированного обучения на уроке математики.
Методы изучения - изучение литературы и других источников (документов, материалов на электронных носителях и др.), методы теоретического исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и др.).1. Понятие о технологии «Дифференцированное обучение»
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация  в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.История возникновения и развития дифференцированного обучения тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования:
- до середины ХIХ века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
- в конце ХIХ века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу;
- в 20-е годы ХХ века были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения;
- в 50-60 гг. акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучить предметы в избранной ими области знаний;
- в 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия;
В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору, факультативы.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Технология дифференцированного обучения  представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Различают дифференциацию:
по возрастному составу(школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
по области интересов(гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
по уровню умственного развития(уровню достижений);
по личностно-психологическим типам(типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
Дидактическая сущность дифференцированного обучения проявляется в решении назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новых мотивационных положениях.
В опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
- по образовательным целям;
- по уровням выполнения заданий;
- по времени обучения, времени выполнения заданий;
- по содержанию обучения;
- по последовательности учебного материала;
- по структуре учебного материала;
- по подходам к обучению;
- по видам учебной деятельности;
- по способам применения заданий;
- по оценке деятельности;
Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные группы ( либо в малые группы внутри класса – внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы – внешняя дифференциация) для отдельного обучения по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам. [4]
2. Формы и цели технологии дифференцированного обучения
  Организация дифференцированного обучения в учебно-воспитательном процессе в средней общеобразовательной школе является условием для индивидуализации педагогического процесса и составляет основу технологии разноуровневого обучения учащихся. Создание специальных условий через использование различных педагогических средств, способов и методов способствует развитию индивидуальных и личностных качеств учащихся.
Организационная модель средней общеобразовательной школы включает три варианта дифференциации обучения учащихся:
1. Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.
2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном), зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся.3.Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психологической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределении школьников.
Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно дает возможности для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.
Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциацию.
Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и т.д.
 Сущность внешней дифференциации обучения заключается в направленной специализации образования в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.
Внутренняя дифференциация обучения — это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Эта форма дифференциации предполагает вариативность темпа изучения учебного программного материала, выбор учебных заданий и разных видов педагогической деятельности на уроках, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
 Внутреннее дифференцированное обучение организовывается в достаточно большой группе учащихся или классе. Учебные группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны и подобраны по определенным критериям и признакам в зависимости от цели урока. Особенностью внутренней дифференциации обучения учащихся является ее направленность не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
•построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
•обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
•только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех. [3]
Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.
Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:
•изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
•определение критериев деления учащихся на группы;
•умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
•умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
•перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
Необходимо отчетливо представлять, в чем состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастание возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся.
Предметная дифференциация — одна из форм дифференцированного обучения. Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированного педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системе процесса обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом рациональных приемов их усвоения «порций подачи материала», и т.д. Это свободная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальность подхода в обучении".
Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии.
Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация. [2]
3. Применение технологии дифференцированного обучения на уроке математики
Предмет «математика» обладает большими возможностями для формирования у младших школьников в комплексе с предметными метапредметных умений: регулятивных, познавательных, коммуникативных, — так как в основе многих математических действий лежат универсальные познавательные действия: использование символических средств, моделирование, сравнение, группировка, классификация объектов, обобщение, действия анализа, синтеза и аналогий, поиск, преобразование и интерпретация информации, рассуждения; универсальные регулятивные действия: планирование, действия по инструкции, контролирование процесса и результата своей деятельности, внесение необходимых коррективов, оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причин и способов преодоления; универсальные коммуникативные действия: умения участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания; учитывать, что партнер видит и знает, а чего нет; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; строить небольшие монологические высказывания.
Обучение математике в начальных классах обычно осуществляется через систему задач и учебных заданий. Поэтому основной формой дифференцированного обучения являются задания различного уровня сложности. Они предлагаются разным группам учащихся для самостоятельной работы на этапе закрепления материала. Сложные задания для сильных, легкие задания для слабых. В результате слабые никогда не доходят до сложных заданий, хотя хорошо известно, что даже слабые ученики могут справиться со сложным заданием, если им оказать грамотную методическую помощь. Учитывая это при организации обучения математике в начальных классах, целесообразно использовать следующую технологию.
1. На этапе обучения отсутствует деление учеников на слабых, средних, сильных, так как все ученики должны усвоить базовый уровень, представленный различными видами заданий. 2. В зависимости от математического содержания знакомство с понятием можно осуществлять разными способами: предлагать проблемное или частично поисковое задание, анализ которого приведет к постановке учебной задачи, задание в виде инструкции, выполнение которой приведет к выполнению учащимися практических действий; возможна обучающая самостоятельная работа, которая отличается от контролирующей самостоятельной работы тем, что результаты ее выполнения анализируются и обсуждаются всеми учащимися (коллективно); возможны задания на сравнение, классификацию, обобщение, коррекцию ошибок, на составление плана действий самими учениками и т.д. Все школьники могут выполнять при этом одинаковое задание, самостоятельно или коллективно. Его доступность для большинства учащихся обеспечивается логикой построения содержания курса, опорой на опыт ребенка, предметными моделями, понятной для учеников формулировкой задания, взаимосвязью предметных и познавательных умений в процессе выполнения задания.
3. При проверке самостоятельной работы: а) обсуждаются все варианты выполнения заданий (они выносятся на доску, как верные, так и неверные); б) обосновывается выбор верного или верных ответов (воз" можно, их будет несколько); в) выполняется коррекция неверных ответов; г) проговаривается (в громкой речи) план выполнения задания. Назовем условия реализации данной технологии. 1. Дифференциация обучения осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. 2. Каждому ученику в классе гарантирована необходимая дифференцированная помощь либо в процессе работы над заданием, либо при обсуждении задания. 3. Приоритеты процесса обучения математике — развитие мышления, самостоятельность, сотрудничество. 4. Учебный процесс сориентирован на планируемые результаты начального образования (предметные и метапредметные умения). Условия обучения и ожидаемые действия в ходе обучения соответствуют ожидаемым действиям во время теста или проверки. 6. Учебный процесс не ограничивается уровнем обязательных требований к результатам обучения ни для каких учащихся, даже самых слабых. 7. Оценивание результатов обучения основано на «принципе сложения», т.е. базовый уровень определяет нижнюю границу результатов полноценного и качественного начального математического образования. 8. Повышенный уровень результатов обучения определяется преимущественно глубиной усвоения, нежели дополнительным изучением новых разделов. Для реализации данной технологии необходимо на каждое понятие курса составить банк заданий различного уровня сложности. Сложность может определяться увеличением количества выполняемых операций, самостоятельности в выборе способов действий; новизной формулировки задания, требующей самостоятельного установления взаимосвязей между различными вопросами начального курса математики, использования в процессе выполнения заданий познавательных и регулятивных универсальных умений. [1]
Заключение
Дифференцированный подход в обучении создает разнообразные условия обучения и воспитания для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. В этом процессе реализуется комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Поскольку состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности и одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных учащихся, то работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому в процессе физического воспитания в средней школе также применяются формы и методики организации дифференцированного подхода к детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Таким образом, в данной работе была сделана попытка проанализировать сущность понятия дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. В ходе изучения литературы по выбранной теме, поставленные мной цели и задачи были достигнуты.
Список используемой литературы:
1. Иванова, И.Ю. Дифференцированное обучение математике на современном этапе развития начального образования [Текст]/И.Ю.Иванова// Начальная школа.-2013.- №3.- С. 78-83
2. Ляпко, И.Л. Теоретические основы индивидуализации и дифференциации обучения [Текст]/ И.Л.Ляпко// Среднее профессиональное образование.-Педагогика.-2009.-№10.- С. 27-28
3. Осмоловская, И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе [Текст]: учебное пособие/ И.М. Осмоловская.-Москва: Воронеж, 2004.-176 с.
4. Пайков, А.В. Дифференцированный подход в обучении [Текст]/А.В. Пайков.-Школа и производство.-2001.- №1.-С. 21-22
5. Селевко, Г. П. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.П. Селевко. -Москва: Народное образование,1998. -256 с.
6. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура [Текст]/А.В. Перевозный//Школьные технологии.-2007.- № 2.- С. 49