Воспитание толерантного самосознания младших школьников

Формирование толерантных взаимоотношений младших школьников
Термин толерантность произошел от латинского слова toleranta и переводится как терпение. В психологическом словаре можно найти определение понятия толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Терпение характеризуется изменением внутренних качеств личности, ее суждений и взглядов.
В последние годы в нравственном воспитании людей нашего общества произошли большие изменения. Довольно частыми явлениями стали насилие, жестокость, ложь, лицемерие, грубость, нетерпимость друг к другу. Поэтому в настоящее время остро встал вопрос о толерантности, как качестве личности.
Толерантность, как известно, не является врожденной, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции, и целью ее формирования является готовность к взаимодействию со всеми субъектами обитания.
Наибольшую сложность у младших школьников вызывает такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.
Часты случаи, когда школьники кого-то из ребят постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают. Отверженность – это опыт, болезненный для тех, кого изгоняют, но и опасный для других.
Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использование выражений, имеющих уничижительный оттенок, негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках.
Толерантность воспитывают уже с дошкольного возраста. У детей этого возраста чаще всего можно встретить временное, эпизодическое проявление терпимости, избирательное проявление толерантности к избранным, чаще к близким людям, а к остальным – в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своем конкретно-ситуативный характер.
Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальных коммуникаций. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать в соответствии с наличной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; способность понимать других людей на основе овладения информацией.
Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным.
Трудовая и игровая деятельности, присутствующие в жизни младшего школьника имеют большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. Особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. Они требуют от участников организованности, внимания и проявления воли.
Еще одним важным условием успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Было установлено, что уровень самооценки является показателем, выражающим умение взаимодействовать с другими людьми, т.е. учитывать позицию другого, давать адекватную оценку самому себе.
Необходимым условием успешного формирования толерантного взаимоотношения младших школьников является положительное отношение к изучению собственного «Я», способности анализировать свои поступки и действия, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности.
Список литературы:
Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации. – Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: 2005.
Мухина В.С. Учимся договариваться. – М.: Воронеж, 1999.
Пахомова Ю.А. Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической кул туры. – М.: Просвещение, 2000.




15