Программа по развитию толерантности у младших школьников Школа толерантного взаимодействия.


Муниципальное образовательное учреждение Леснополянская НШ
им. К.Д. Ушинского ЯМР
Утверждаю _________________________
Директор МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР Лозинская Г.В.

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МОУ ЛЕСНОПОЛЯНСКАЯ НШ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО ЯМР
«Школа толерантного взаимодействия».
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Составила: учитель-логопед Перепелятникова Н.Н.
Ярославский район, р.п. Лесная поляна, 2016г.
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………………..стр.3
Содержание программы
Список литературы
Заключение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст – важнейший период в психо – социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует сою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Актуальность проблем воспитания толерантности стала причиной разработки программы организации досуговой деятельности детей в группах продленного дня МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР «Школа толерантного взаимодействия» (далее - Программа). Программа содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.
Основные цели Программы:
- содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;
- способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися с ОВЗ, разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Школа толерантного взаимодействия» включает 4 больших блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.
Формы работы с учащимися:
А) индивидуальная
Б) групповая
В) фронтальная
Предпочтительны следующие методы работы:
-Поисково-экспериментальный
-Продуктивный
-Проблемный
В ходе реализации Программы используются дидактические игры, наблюдения, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.
1 блок – образовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой диспутов, бесед, просмотров мультфильмов про лиц с ОВЗ, разных верований, национальностей и обсуждение просмотренного материала.
При подготовке материалов важно учитывать требования современной педагогики: в нем должны быть заложены основы нравственности и этики. Важно ставить ребенка в условия выбора, учить решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения.
Рекомендуемые к просмотру мультфильмы:
- «Макрополис»
- «Протез»
- «Уши для Ушарика»
- «Путешествие Анюты»
- «Цветик-семицветик»
- «Мы вместе»
- «Мир без насилия. Другие уши»
- «Мир без насилия. Такой разный Бараш»
- «Мир без насилия. Он меня назвал»
- «Мир без насилия. Новые горизонты»
- «Мир без насилия. Чего пожелаешь?»
- «Мир без насилия. Путаница»
- «Мир без насилия. До лампочки»
- «Азбука доброжелательности. Муха не червяк»
- «Азбука доброжелательности. Времена года»
- «Азбука доброжелательности. Чугунок не играет»
- «Азбука доброжелательности. Мораль»
- «Азбука доброжелательности. Подвиг»
- «Азбука доброжелательности. Кто кому?»
Рекомендуемые фильмы:
· "Белый Бим Черное Ухо"
· "Бесконечная история"
· "Большое космическое путешествие"
· "Внимание, черепаха!"
· "Гостья из будущего"
· "Жизнь и приключения четырех друзей"
· "Земля Санникова"
· "Искусственный разум"
· "Королевство кривых зеркал"
· "Лялька Руслан и его друг Санька"
· "Максимка"
· "Мой мальчик"
· "Москва-Кассиопея"
· "Общество мертвых поэтов"
· "Отроки во Вселенной"
· "Приключения Буратино"
· "Приключения Тома Сойера"
· "Приключения Электроника"
· "Республика ШКИД"
· "Рождество каждый день"
2 блок – эмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений.
        Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.
Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе.
        Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.
        Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
        Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
        Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».
        Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.
        Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.
        Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
        Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.
        Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения ученика к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.
        Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
        Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом, как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.
        Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая им интересна, переносят события в новые условия, по - своему интерпретируют смысл происходящего и т.д.
        Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
        Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.
        Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)
        Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные или иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д.)
Список книг для внеклассного чтения, развивающих толерантность:
Алексин Анатолий "Чехарда", "Звоните и приезжайте", "Сигнальщики и горнисты"
Бруштейн Александра "Дорога уходит вдаль"
Волков Александр "Волшебник изумрудного города"
Вяземский Юрий "Шут"
Голявкин Виктор "Тетрадки под дождем"
Драгунский Виктор "Денискины рассказы"
Железников Владимир "Чучело"
Кассиль Лев "Будьте готовы, Ваше Высочество", "Великое противостояние"
Киплинг Редьярд "Маугли"
Клюев Евгений "Сказки на всякий случай", "Между двух стульев"
Козлов Сергей "Сказки"
Корчак Януш "Король Матиуш I"
Крапивин Владислав "Та сторона, где ветер", "Колыбельная для брата"
Крюс Джеймс "Тим Талер, или Проданный смех"
Лагерлеф Сельма "Путешествие Нильса с дикими гусями"
Незвал Виезслав "Анечка-невеличка и Соломенный Губерт"
Приставкин Анатолий "Ночевала тучка золотая"
Осеева Валентина "Васек Трубачев и его товарищи"
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Сергиенко Константин "Прощай, овраг!"
Стругацкие Аркадий и Борис "Трудно быть богом", "Пикник на обочине"
Уайльд Оскар "Мальчик-звезда"
Ханлайн Роберт "Имею скафандр, готов путешествовать", "Чужак в чужом краю"
Шаров Александр "Человек-Горошина и простак"
Янг Стивен "Мой кумир – хоккей"
Фледолин вниз тормашками. пер. с нем. Татьяны Набатниковой. - Москва: Самокат, 2010.
Дональдсон, Джулия. Тимоти Скотт, пер. с англ. Марины Бородицкой. - Москва: Машины творения, 2012.
Дрейпер, Шэрон..Привет, давай поговорим Шэрон Дрейпер; [пер. с англ. Ольги Москаленко]. - Москва: Розовый жираф, 2012.
Маленький Крокодил с большим сердцем. Даниела Кулот; перевел с нем. Владимир Фербиков ; [рис. авт.]. - Санкт-Петербург: Поляндрия, 2012.
Мама-кот, или История про кота, который научил чайку летать. Луис Сепульведа ; [пер. с исп. С. Николаевой; худож. О. Горохова]. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005.
Включение в Программу родителей.
Проведение семейных конкурсов позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности в семье.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу.
Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои  родители» и другие подобные темы), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.
Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье.
Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.
Проведение праздников (см. календарь толерантности).
Проведение совместных занятий.
Создание совместных объединений по интересам.
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.  
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении. Осознание критериев морали происходит позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Важно на занятиях развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Воспитание души через эмоциональное переживание и сочувствие способствуют обогащению внутреннего мира ребенка и закладывает основы человечности при интенсивном развитии чувств и межличностных отношений.
КАЛЕНДАРЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1 января – День молитв о мире
24 января – День памяти жертв геноцида
17 февраля – День спонтанного проявления доброты
21 февраля – День родного языка
21 марта – Всемирный день Земли
24 апреля – День солидарности молодежи
Последнее воскресенье апреля – День породненных городов
8 мая – День Красного Креста и Красного Полумесяца
21 мая – Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития
24 мая – День славянской письменности культуры
29 мая – День миротворцев ООН
1 июня – День защиты детей
20 июня – День беженцев
25 июня – День дружбы, единения славян
11 июля – День народонаселения
12 августа – Международный день молодежи
23 августа – Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом
21 сентября – День мира
26 сентября – Европейский день иностранных языков
24 октября – День ООН
4 ноября – День народного согласия и единства
16 ноября – Международный день толерантности (терпимости)
25 ноября – День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства
3 декабря – Международный день инвалидов
10 декабря – День прав человека
18 декабря – Международный день мигранта
3 блок – Диагностико-исследовательский (мониторинговый). Ведение личного «Дневника роста», наблюдения классного руководителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения.
В основе диагностики лежат тесты «Социально-психологическая диагностика личности и группы» психодиагностического практикума Н. П.Фетискинаи Т. И.Мироновой. Цель данных исследований выявить и проанализировать данные, полученные в результате опроса, сделать выводы, опровергнуть или подтвердить гипотезу детей. Показатели коммуникативной толерантности группы отслеживаются по «Самооценкам коммуникативной толерантности» В. В.Бойко, где предлагается оценивать себя в девяти предложенных несложных ситуациях по взаимодействию с другими людьми.
4 блок – социально-значимый (деятельный) предполагает участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности:
«Помоги детям из детского дома»,
«Поздравь ветерана»,
«Благотворительный марафон»,
«Ярмарка доброты»,
где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности. Учащиеся учатся реально оценивать себя в несложных ситуациях по взаимодействию с другими людьми.
Польза от данного вида деятельности заключается в том, что младший школьник проявляет свою социальную, личностную креативность и самоутверждается как деятельная личность.
План проведения социального проекта:
1.выбор проблемы вместе с детьми
2. разработка плана действия
3. подготовительная работа
4. реализация плана действия
5. анализ работы
6. рефлексия
7. составление портфолио добрых дел
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
специализированное помещение (актовый зал, игровая комната), которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебно-производственной эстетики, быть сухим и светлым, хорошо проветриваемым.
технические средства для звукового сопровождения мероприятия, осветительные приборы и т.п.:
магнитофон и аудио записи
компьютер, подключенный с сети Интернет
мультимедийный проектор
экран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из выше изложенного, данная Программа нацелена на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.
Я надеюсь, что предлагаемая мною Программа будет способствовать воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком детей младшего школьного возраста. Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую почву и собственное нравственное «толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении. Принцип толерантности в образовании дает возможности личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. И может быть, толерантность займет свое место в жизни детей уже и в наши дни.

Список литературы:
Антонова Т. В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г.
Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности / Начальная школа. 2004 №8. –с.76-78.
Бузи Р. С. Година Г. Н. Воспитание нравственных чувств у детей. М., 1989 г.
Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. М., 1996 г.
Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1994 г.
Козлова С. А. Программа социального развития ребенка «Я – человек».М., 2004 г.
Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М., 2007 г.
Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
Эрик Эриксон. Детство иобщество. С-Пт.,2000г.
Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве /С.В. Бадмаева //Начальная школа. – 2006. - №6.
Бобинова, С.В. Воспитание культуры толерантности /С.В. Бобинова //Начальная школа. – 2004. - №8.
Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности: [программа воспитания культуры толерантности у детей мл. шк. возраста] /В. Богданова //Воспитание школьников. – 2007. - №8.
Богданова, В.В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования //В.В. Богданова //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2006. - №6. – С. 87-91.
Еременко, О.И. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку /О.И. Еременко, Т.В. Яковлева //Начальная школа. – 2004. - №3.
Иванова, Е.М. Формирование новой культуры отношений /Е.М. Иванова //Начальная школа. – 2006.- №3.
Ильченко, Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности /Л.П. Ильченко //Начальная школа. – 2004. - №5.
Нечаева, Н.В. Развитие личности – цель современного образования /Н.В. Нечаева //Начальная школа. – 2009. – 16-31 окт. (№20)
Петрова, Е.А. Социально-экологический проект как средство интеграции детей с разными образовательными возможностями /Е.А. Петрова //Начальная школа. – 2007. - №7.
Полищук О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения //Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 8-11. – Режим доступа: ресурсы ИКЦ Центральной библиотеки им. Н. Крупской
Спицына, О.А. Толерантность младших школьников: условия формирования /О.А. Спицына //Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – Т. 68, №4. – С. 134-140.
Филатова, М. Мы все разные: разговор о толерантности [кл. час для мл. школьников] /М. Филатова //Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – 16-30 сент. (№18)