Тема урока: «Закрепление знаний таблицы умножения. Решение задач».


Тема урока:
«Закрепление знаний таблицы умножения.
Решение задач».
Цели:
1.Закреплять знания и умения при решении составных задач, нахождение суммы двух произведений;
2.Совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения;
3.Развивать умение рассуждать, анализировать, умение сравнивать, решать уравнения; делать выводы, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения;
4.Воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, слайды с изображением солнца и «лучиками здоровья», этапы урока, таблички для выбора решений, карточки для проверки таблицы умножения, сигнальные карточки (красный – синий) , картинки с изображением весёлого и грустного человечка.

Этапы урока-закрепления:
I.Организация учащихся.II.Мотивация урока. Сообщение темы и целей.
III. Минутка чистописания.
IV.Устный счёт (математическая разминка)
а) работа по карточкам;
б) игра «верно - неверно»;
в) найди «лишнее» число;
г) устное решение задач.
V.Организация тренировочных упражнений по совершенствованию практических умений и навыков у учащихся:
а) сравнение выражений;
б) решение задачи;
в) решение примеров «цепочкой»;
г) решение уравнений.
VI.Проведение небольшой самостоятельной работы с последующим выставлением оценок учащимся.VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Садитесь.
Посмотрела я на вас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички "пятёрок" ждут.

II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы будем закреплять:
знание таблицы умножения,

умение решать уравнения
умение решать задачи изученных видов
-А ещё мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.

На доске вы видите девиз нашего урока, прочитаем его вместе:

Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
-Вот перед вами Солнце. Солнце-это наше здоровье. Чтобы оно засияло ярко-ярко, нам необходимо открыть « секретики» лучиков Здоровья.
-Вы готовы? (да)
-Тогда произнесём волшебные слова:

Задания урока будем выполнять,
Секреты лучиков здоровья будем открывать!
1
2

6

5


III. Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором)
- Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку вот как я держу!
Сяду прямо, не согнусь!
За работу я возьмусь!
-Запишите число.
Отгадайте загадку:
-Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой …(пять)
- Сегодня конкурс красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза. (упражнение для шеи).
- А теперь напишем большую «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)
-Пропишите в тетради две строки, тщательно копируя с образца написания.
5 55 555 5555
5555 55 555 5
1
- Вот и ожило наше солнышко, заулыбалось. Радуется вашим успехам.
6

2

268605064135
5

4
3

IV. Устный счёт
1. Таблица умножения (2мин)

-Повторим таблицу умножения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, свой вариант. Записываем в тетради только ответы.
В -1
9 • 6 42 : 7 4 • 4 32 : 4
6 • 6 32 : 8 6• 7 8 : 1
9 • 3 54 : 9 3 • 6 54 : 6
В - 3
8 • 6 36: 6 9 • 1 9 : 9
6 • 5 35 : 5 8 • 3 50 : 10
5 • 9 48 : 8 7 • 5 36: 4
В-2
2 · 5 5 : 1 7 · 7 6 : 1
5 · 9 20 : 4 5 · 3 16 : 8
4 · 8 18 : 6 8 · 3 35 : 5
В - 4
6 · 6 42 : 6 9 · 9 72 : 8
8 · 7 36 : 9 8 • 7 63 : 9
7 · 9 28 : 7 6 • 9 60 : 10

2. Игра « Верно – неверно» ( сигнальные карточки: красный (неверно)– зелёный (верно)
В прямоугольнике все углы прямые?(з.)
В любом прямоугольнике все стороны равны?(к)
У квадрата все углы прямые?(з)
Число 40 не делится на 8? (к)
100 – самое маленькое трёхзначное число? (з)
При умножении на 1 любого числа, получится 1? (к)
При умножении 0 на любое число получится 0? ( з)
При умножении любого числа на 1 получается то же самое число? (з)
При делении числа на само себя получается 1? (з)
3. Найдите «лишнее» число:
-Найдите в каждом столбике «лишнее» число.
623
1828
2416
2229
3024
( в 1-м – 6 (оно однозначное); 30 (круглое); 22 (не делится на 6); во 2-м – 16 (1 десяток)
4.Решение шуточных задач устно:
а)
Все мы знаем, что для того, чтобы жить, нужно дышать. Ребёнок делает примерно 20 вдохов в 1 минуту, слон – в 2 раза меньше, чем ребёнок, а собака – в 3 раза больше, чем слон. Сколько вдохов в 1 минуту делает собака?
-Сколько раз вдыхает ребёнок в 1 мин.? (20)
-Что сказано о слоне?(20:2). А о собаке? (30)
20:2*3=30
б)
Петя мылся за неделю 24 раза, а Миша – 6 раз. Во сколько раз Петя чище Миши? (в 4 раза)
- Как узнали? Какое правило мы знаем?
(чтобы узнать во сколько одно число больше другого, нужно большее разделить на меньшее)
-Устный счёт мы закончили. Теперь вам предстоит открыть « секрет»
1-го лучика, но для этого нужно сделать выбор.


Соблюдай Чистота - не
главное!
чистоту!
- Каков ваш выбор?
- Почему? (Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. В русской народной пословице говорится: « Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает»)-Вот вы и открыли первый секретик. И лучик на нашем солнышке здоровья теперь ярко сияет.
Соблюдай чистоту!
(учитель показывает слайд со схемой- солнышком, на котором открывается 1-й секрет здоровья, это луч выделен жёлтым цветом, остальные лучи не выделяются)
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
(Исходное положение: сидя на стуле. Медленно подняться)Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!»
(Руки через стороны поднять вверх)
А над нами весело шелестит листва,
(Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево)
Опускаем руки вниз по команде: «Два!»
(Руки через стороны медленно опустить вниз)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться. Сесть на место.) 
V . Организация тренировочных упражнений по совершенствованию практических умений и навыков у учащихся (тренинг):
а) сравним выражения:
на доске:
1 • 17 * 17 • 1 68 • 1 * 68 • 0
33 • 0 * 0 • 33 0 • ( 32 – 8) * ( 32 – 8) • 0
35 : 35 * 35 • 1 0 : 9 * 0 • 9

- Первый вариант записывает первый столбик, второй вариант второй столбик. (Два ученика работают у доски; решая примеры, они распределяют картинки с изображением продуктов питания по группам)
разрушаютздоровье укрепляют здоровье
-3905259652047625073660138112541910301942599060401002580010515909441910
(пепси-кола, чупа-чупс, чипсы) (овощи, фрукты, молоко)
-Какое правило, мы вспомнили, когда умножали на 1?когда умножали на 0?
- Итак, этот задание мы выполнили, кто догадался о «секретике» 2-го лучика?
Правильно питайся!

- Почему молоко, фрукты и овощи укрепляют здоровье?
( Эти продукты богаты витаминами)
- В народе говорят: «Что пожуёшь, то и поживёшь». Как вы понимаете эти слова?
Б) Решение задачи с записью в тетради.
- Переходим к решению задачи. Прочитайте задачу.
Вася отжимался 6 дней, делая по 8 отжиманий от пола, а Коля - 3 дня по 9 раз. Сколько всего отжиманий сделали Вася и Коля вместе? Кто из мальчиков активнее и на сколько?
- Кто расскажет задачу?
-Что известно о Васе? О Коле?
- Какой первый вопрос в задаче? (ученик у доски) и т.д.
?
Оформление в тетради: В. - ? 6дн.. по 8 раз
К. - ? 3 дн.. по 9раз
1) 6 • 8 = 48 (раз) – отжался Вася.
2) 3 • 9 = 27 (р.) – отжался Коля.
3) 48+ 27 = 75 (р.) – всего.
Ответ: 75раз.
- Как можно было решить задачу по-другому? (выражением)
-Какой второй вопрос в задаче?
- Какое нам нужно ещё принять решение?
Без спорта можно прожить

Движение –
это жизнь


- Выбираем, что нужно для нашего здоровья.
- Почему так говорят «движение-это жизнь»? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)
- Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)
-В народе говорят «Двигайся больше – проживёшь дольше».
Больше двигайся!
-Засиял ещё один лучик на нашем солнышке!
Физминутка- Пришло время и нам подвигаться!
Утром рано умывались (вращение головой)
Полотенцем растирались (ножницы)
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись (наклоны)
И друг другу улыбались (повороты)
Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)
Всем друзьям физкультпривет! ( машем руками)
В) Решение примеров «цепочкой» с комментированием и записью в тетради.
№6 (2, 3 столбик), стр. 47
Решаем примеры вида: 73 – (15 – 8) • 3
56 : (13-5) + 9 и т. д.
- Переходим к выбору в пользу здоровья.
- Что выберем из предложенных высказываний?

Нет вредным Человеку
привычкам! можно всё!

- Какие привычки называют вредными? (курение, употребление спиртного и наркотиков)
- Почему они вредные?
- Почему же тогда многие заводят эти привычки?
(простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей)
-Какие пословицы о вреде курения вы знаете? ( Курить – здоровью вредить!)
- Я открываю 4-й лучик, а там надпись. Читаем хором:
НЕ заводи вредных привычек!!!

Г) Решение уравнений с работой у доски и записью в тетрадях.
- Переходим к решению уравнений.
- На доске карточки с уравнениями, а на обратной стороне слово. Из слов надо собрать пословицу.
( У доски 2 человека, первый вариант решает второе и четвёртое уравнение, второй вариант первое и третье уравнение)
- Что найти в уравнении? Как найти?
80 – к = 42
к = 38
и труд
72 : m=9
m=8
идут.
6 • n = 5
n = 6
рядом
75 + х = 90
х = 15
Отдых
- Прочитайте пословицу.
- Почему так говорят ? ( Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых)-А ещё так говорят: Делу время, а потехе час.
- Кто открыл «секрет» 5 –го лучика?
Сочетай труд и отдых!

Упражнения для глаз и пальцев рук.
-Вот и мы дадим глазкам и пальчикам отдохнуть.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
-Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Упражнение «Скалочка» (10-15с).
-Покатать ручку между ладонями.
- Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
VI. Самостоятельная работа
-Придумайте задачу по краткой записи.
- на доске сторона А – 8 м
сторона В - ? в 2 раза меньше
Р - ?
S - ?
- Что нужно найти в задаче?
Как найти периметр? (сумма длин сторон) Как найти площадь?(а • в)
1) 8: 2 = 4 (м) – сторона В2) 8 • 2 + 4 • 2 = 24 (м) – Р3) 8 • 4 = 32 (м2) – S
Ответ: 24 м, 36 м2Проверка (за доской ученик решает)
- Какой выбор сделаем?
Избавляться от плохого настроения совсем не обязательно

Хорошее
настроение –
жизни
продолжение
- Почему выбрали хорошее настроение?
(Доктор Хорошее настроение советует: жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями . Смех и хорошее настроение могут даже лечить некоторые болезни. Появилась такая наука – гелатология – наука о смехе. 1минута смеха приносит столько же пользы, сколько 1 урок физкультуры, по мнению немецких исследователей.)- Каким образом можно создать хорошее настроение?
(Прежде всего, положительные  эмоции нужно получать в семейном кругу:походы в кино, отдых на природе, говорить добрые, ласковые слова,
смотреть больше детских передач, а не боевиков и ужастиков, превратить свою комнату в комнату хорошего настроения, чаще улыбаться, быть уверенными в себе).
-У вас на столах картинки с изображением весёлого и грустного человечков.
-Сейчас мы узнаем, какое у вас настроение. (Дети поднимают вверх карточки).
- Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят «Смех продлевает жизнь».
-Посмотрите от ваших радостных лиц наше солнышко засветило ярко-ярко!


Соблюдай чистоту!
Я буду здоров, если я буду…





Живи
с хорошим
настроением!


Правильно питайся!
2343150121920
Сочетай труд
и отдых!

Больше двигайся!

НЕ заводи вредных привычек




VII. Итог урока.
- Какие математические задания выполняли?
- Закончите предложение:
Я буду здоров, если я буду… ( ещё раз читают правила ЗОЖ на лучиках)
VIII. Д/З №5. с. 48
- Посмотрите на задание, что непонятно?
IX. Рефлексия.
- Если вам урок понравился, то можно подойти и на память взять памятки о здоровом образе жизни.

А можно провести такую рефлексию:
Рефлексия «Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
 
красным
Большой – для меня тема была интересной и важной.
жёлтым
Указательный – узнал много нового.
зелёным
Средний – – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым
– синим
Безымянный– мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.
Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.
- Спасибо за урок!