Методический доклад на тему: Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Методический доклад на тему:
«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования»
Выполнила: Садыкова Виктория Васильевна
преподаватель художественного отделения
МАУ ДО ДШИ с. Ермекеево
Ермекеево – 2016 г
Содержание:
Введение
Актуальность и новизна
Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования
Заключение
Список литературы
«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования»
Садыкова Виктория Васильевна
Преподаватель художественного отделения
МАУ ДО ДШИ с. Ермекеево
Введение
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Тема моего методического доклада: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования».
Когда дети приходят в художественную школу, у них большой интерес к рисованию. Задача педагога это желание разжечь, чтобы интерес не угасал, а наоборот, ребенок узнавал все больше нового и необычного в рисовании. Чтобы знал, например,  что можно рисовать не просто кисточкой, а множеством других материалов.
Для этого я предлагаю на уроках изобразительного искусства использовать нетрадиционные техники рисования. Что это такое?
Нетрадиционные техники рисования – это важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться. К нетрадиционным техникам рисования относят различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, редко применяемые в общеобразовательных школах. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с соленым тестом, с глиной и многое другое.
В чем же заключается актуальность и новизна данной техники рисования?
Актуальность и новизна
Цель нетрадиционного рисования – раскрытие и развитие потенциальных художественных способностей, заложенных в ребенке.
Задачи:
- Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю преподавателем в художественном отделении в ДШИ вот уже второй год. Я собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.
Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Рисование для ученика – это радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать его, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют учеников, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает удивительные возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи их характер и настроение.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы моего методического доклада: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования». Перед данной работой была поставлена цель:
- рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем школьном возрасте.
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества школьников;
- изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего школьного возраста.
- рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.
3. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в сфере дополнительного образования
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой – этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
А вот техника «Выдувание» – развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Оттиск» привлекает детей процессом печатания и угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.).
Техника «Рисование мозаичными мазками» – пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Интересная техника «Рисование по сырому листу», когда происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Можно использовать технику «Рисование углём». Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как набрызг, рисование по сырому листу, граттаж, восковые мелки, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), оттиск (поролон, крышки, пробки). Составила рабочие программы по художественным дисциплинам на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе.
Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего и среднего возраста. Попробовав все эти техники нетрадиционного рисования, я увидела, что данные виды рисования вызывает у детей особое удовольствие.
Интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску (дети этим методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.
Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
- способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;
- уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;
- развивается мышление, речь, воображение;
- ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Привожу далеко не весь перечень нетрадиционных техник, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства, помимо тех, которые я применяю в своей практике:
Пузырьковая живопись
Энкаустика
Рисование на наждачной бумаге
Печать листьев
«Оттиск печатями» из пробки ластика или сырых овощей
ГраттажРисование с манной крупой
Монотипия
Восковые мелки и акварель
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Осваивая технологию нетрадиционного рисования, я для себя сделала вывод: если ты хочешь чтобы глаза твоих детей блестели от восторга, на занятиях, мечтаешь, чтобы каждое занятие было праздником, желаешь общаться, смеяться, удивляться с умными, творчески думающими детьми – нужно чаще с ними наблюдать, играть, беседовать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные техники рисования развивают у детей фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание, воспитывают уверенность в себе.
Применение этих техник на уроках, дает возможность нестандартного решения творческих заданий, развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску.
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становятся призерами на районных, всероссийских и международных выставках и конкурсах.
Выводы:
Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем школьном возрасте.
Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Разработаны рабочие программы с комплексом занятий для детей от 6-7 лет и 7-10 лет по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования тычком. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Этот метод позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Список литературы
1. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
3. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.
5. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.
6. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства URL: https://kopilkaurokov.ru7. Доклад на тему: «Рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности https://infourok.ru