Урок по теме Основное свойство дроби (6 класс)


СОГЛАСОВАНО
Преподаватель-руководитель ОД
«Математика, информатика и ИКТ»
Хорошая В.Н.______________
Технологическая карта урока
Дата: «_____» ___________________2016г. Преподаватель:Чирикова Е. Е. класс: 6предмет: математика
Тема урока: Урок 20. ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБИ
Место урока в системе уроков УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ.
Цели урока. Образовательная Ввести понятие основного свойства дроби, создать условие способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, воспитывать культуру поведения.
Воспитательная
Привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание математической речевой культуры, использование вычислительных навыков: устных и с помощью калькулятора, формирование способностей выполнения различных рисунков и чертежей,  воспитание осмысленной учебной деятельности, формирование чувства ответственности,  воспитание самостоятельности учащихся,  воспитание аккуратности, усидчивости, прилежности, создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся,  воспитание трудолюбия, чувства коллективизма, воспитание обязательного отношения к обучению,Развивающая Уметь ориентироваться в системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые результаты.
Предметные Выучить основное свойство дроби, уметь его иллюстрировать его с помощью примеров.
Личностные Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
МетапредметныеВыявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения, уметь определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать коллективно по составленному ранее плану, оценивать выполнения действий на уроке адекватной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы, высказывать свое предположение, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Проблемный вопрос Как же одну дробь получить из другой?
Ключевой вопрос В чем состоит основное свойство дроби?
Основные термины/ понятия Числитель, знаменатель, дробь, равные дроби, основное свойство дроби
Военная составляющая Задачи о ВОВ, составленные обучающимися.
Ресурсы :Учебник. Математика 6 класс. Н. Я Виленкин, В. И. Жохов, Портал готовых презентаций, Выговская В.В. Сборник практических задач по математике 6 класс, М. ВАКО.2012
Приложения: Современные педагогические технологии \ активные виды деятельности \ формы и методы реализации технологий, Структура различных типов урока по ФГОС, Характеристика типов урока по ФГОС.
Критерии оценивания: На уроке используются следующие критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:
оптимальный уровень 95-100% выполнения, что соответствует отметке , достаточный уровень 76-94% , что соответствует отметке 4
допустимый уровень 50-75% - 3
критический уровень менее 50% - 2
Этапы урока, время
Виды деятельности Планируемые результаты Вид контроля Технологии
преподавателя
суворовцев Предметные МетапредметныеЛичностные Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (1 мин)
1.Организационный момент Приветствие. Проверка самоподготовки. Доклад замкомвзвода., приветствие учителя.
Самоорганизация и организация своего рабочего места Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Умение организовывать учебное сотрудничество
Положительное отношения к уроку математики 2. ВХОД В УРОК (5-7мин.)
Актуализация знаний (навыков) Создает благоприятный психологический настрой на работу, обеспечивает подготовку к уроку.
- Что нужно узнать для  решение проблемы? Выполняют устно арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. Умеют выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями. Учатся работать по предложенному учителем плану
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии. Уметь строить логические цепочки. Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознание своих эмоций, интереса к изучению математики СК 1
Мотивация Побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока.
Проверяют домашнего задание. Учащиеся приводят логические задачи из домашнего задания. Повторить, дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить.ВК 1
ЦелеполаганиеДети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа 1
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУВОРОВЦЕВ В ХОДЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ «НОВОГО» (30 мин)
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление. Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявляет место затруднения Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Называют причину затруднения. Знают определение обыкновенной дроби, объясняют, что показывает числитель, знаменатель дроби. Умеют читать и записывать обыкновенные дроби. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выполнять действия в громкоречевой и умственной форме
Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий
Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку СК 1
Построение проекта выхода из затруднения Организует построение проекта будущих учебных действий направленных на реализацию поставленной цели Пытаются сформулировать основное свойство дроби. Определяют цели урока, планируют учебные действия Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале
Участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. КП 9
Реализация построенного проекта. Организует работу с учебником, построение и фиксация нового знания. Слушают учителя, работают с учебником, делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы. Знают определение наименьшего общего кратного, алгоритм нахождения НОК. Умеют раскладывать натуральные числа на простые множители
Формулируют основное свойство обыкновенной дроби, знают какие дроби называются равными Уметь извлекать необходимую информацию, анализировать факты и явления.
Уметь формулировать и аргументировать свое мнение, строить понятные высказывания. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Т 1
Физкультминутка
Проведение физкультминутки. Выполнение. Умение применять правила охраны своего здоровья 5
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует закрепление нового знания в речи и знаках. Выполняют задания у доски и в тетрадях Формулируют и применяют основное свойство дроби
Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности.
Умение следовать образцу и правилу, уметь обобщать и делать выводы. Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений ПК 1
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самопроверку умения применять новое знание в типовых условиях Выполняют задания на новый материал (всем классом) Формулируют и применяют основное свойство дроби
Уметь критически оценивать полученный ответ Уметь использовать знаково-символические средства при решении задач Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания Формирование личного отношения к содержанию задания СР 4. РЕФЛЕКСИЯ (3-5мин)
Рефлексия Настроение и эмоционального состояния, деятельности, содержания учебного предмета. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: высказывают оценочные суждения. Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики Самоподготовка ХОД УРОКА.
Технология проведения Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний (навыков) Работа с учебником с. 36 № 222(устно).
Решение задач с военной составляющей
Ребята, нужны ли в жизни человеку математические знания? А математика может обойтись без дробей? Почему? Что обозначает слово «дробь? В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в 17 веке) дроби так и назывались – «ломанные числа».
Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу и не писали дробной черты. На Руси дроби называли долями, позднее «ломаными числами». Перед вами названия некоторых дробей: 1/2 - половина, полтина; 1/3- треть; 1/6 – полтреть; 1/4 - четь; 1/8 – полчеть: 1/5 – пятина; 1/10 – десятина.
Дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Названия "числитель и знаменатель" ввел в употребление греческий математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения Ребята, мы с вами вспомним как сейчас пишут и читают дроби, числа. Прочитайте числа .(наэкране) .
Ответьте на вопросы:
Назовите обыкновенные дроби. Назовите правильные и неправильные дроби. Дайте им определение.Что показывает числитель(знаменатель дроби)? Нет ли среди дробей равных? Почему вы решили, что они равные? Сравните записи этих чисел.
Построение проекта выхода из затруднения Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетрадь равные дроби. Попробуйте дать определение равных дробей.
Перед вами лежат карточки с практическими заданиями.
Закрасьте:
1 вариант : 1/3 круга, 3/4 квадрата, 2/3 полоски
2 вариант : 2/6 круга, 9/12 квадрата, 10/15 полоски
Сравните закрашенные фигуры и сделайте выводы (работа в группах) Запишите результаты своей работы в тетрадях(один человек ---на доске) . Какие же дроби получили?
Давайте сформулируем определение равных дробей. Итак, дроби равны. Но мы не можем всегда заштриховывать, сравнивать дроби наложением.
Проблемный вопрос.Как же одну дробь получить из другой? (дети отвечают). Это свойство очень важное в математике, поэтому его называют «основным». Вы, ребята, сделали открытие!!! Подскажите мне, пожалуйста, какая же тема нашего урока? Какие цели и задачи нам необходимо решить на уроке?
Ответьте устно на вопрос.
Вам «встречалась» дробь 120/600 ?Как же вы написали ответ в домашней работе? Как вы догадались? Кто вам помог
Прочитать тему урока. Какова цель?
Что нам поможет разобраться с целью урока?
Реализация построенного проекта. Работа с учебником: стр. 34. П.8
Стр. 35 «Говори и пиши правильно»
Важно! Суворовцы должны понимать, что равные дроби –это одно и тоже число, записанное по-разному.
Физкультминутка
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа с учебником:Работа с учебником Стр 35 № 211. Объясните почему дроби равны?
Задание исследование. В тетрадном листе ножницами прорежьте такую дыру, чтобы туда мог пролезть человек
Давайте найдем закономерность в полученных равенствах.
Стр.36 № 214, 216, 217, 218 ( у доски и в тетрадях)
.Решение задачи:
1. Мама дала Пете 3/9 , а Оле 9/16 плитки шоколада. Не возникнет ли у детей спор?
2. Найди ошибку в заданиях:8/10=4/5; 24/32=3/4; 10/20=1/2; 7/21=1/7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Приложение на столах. Раздел IV. П.1. Один на доске без проговаривания вслух, остальные в тетрадях. Затем проверка.
Рефлексия Подведем итоги.
Какую цель ставили? Достигли? Что нового узнали на уроке? Чему научились? Оценка своей деятельности на уроке. Фигурные числа.
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Л. Н. Толстой
Как вы понимаете эти слова?
Оценим свою работу. Покажи свое настроение по результатам работы на уроке.
Усвоили материал.Были трудности. Плохо усвоили .Самоподготовка: Математика уч. 6 класс. Н. Я. Виленкин и др. М., 2014 п. 8 № 237 № 239 а № 241 а *