Использование современных образовательных технологий в процессе обучения географии.


Использование современных образовательных технологий в процессе обучения географии
( технология дистанционного обучения и информационно-коммуникационные технологии)
Любимцева С.В.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств, стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
при заочной форме обучения;
выполнение проектов и исследовательских работ;
работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником и делают обучение индивидуальным.
Мной был создан сайт - http://учительский.сайт/Любимцева-Светлана-Владимировна, первой целью создания была возможность публикаций разработок уроков, в дальнейшем появились идеи использовать сайт в работе с учениками. На сайте была размещена информация для учащихся. Всем ученикам выдан адрес сайта и адрес электронной почты.
Для учащихся разных классов созданы отдельные папки, в которые помещены дополнительные задания, справочный материал, шаблоны для заполнения.
Имеются папки расширяющие кругозор учащихся – «Народные промыслы», «Занимательная география», а так же папка «Задания на пять», где большое количество ребусов, загадок, шарад.
К примеру, в восьмом классе при изучении темы «Заповедники и заказники России», учащиеся, используя размещенный на сайте справочный материал и шаблон, создают презентации по заповедникам России (у каждого ученика своя тема). Готовые работы они отправляют на электронную почту. В дальнейшем лучшие работы я размещаю на сайте для просмотра другими учениками.
На страничке для шестого класса находятся файлы с инструкциями по заполнению контурных карт, памятка выполнения устного домашнего задания, список обязательной номенклатуры (при помощи которого учащиеся заполняют контурные карты и сдают зачеты по знанию карты). Имеются типовые планы географических характеристик, при помощи этих планов ученики выполняют индивидуальные домашние практические работы. К примеру, при изучении темы «Гидросфера» ребята дома по плану при помощи атласа, учебника и интернета дают описание моря. Жеребьевкой каждый ученик получает индивидуальное задание.
На страничке размещаются видеофрагменты по разным темам, с контрольными вопросами, ответы на которые ученики отсылают на адрес электронной почты.
В связи с карантином, некоторые классы, не будут посещать школу в течении недели. На сайте для этих классов размещаются учебные презентации по предмету (Природа Австралии), домашнее задание и тесты для самопроверки усваивания материала, дополнительный материал в виде презентаций (Чудеса Австралии, Кенгуру и цифры) позволяющий заинтересовать, а это значит создать мотивацию обучения. Такой вид работы дает возможность осуществлять своевременное прохождение программы в полном объеме.
Раздел занимательная география включает множество дополнительного материала расширяющего кругозор, к примеру, крупнейшие острова мира, города миллионеры России и т.д. Многие ребята включаются в игру и делают самостоятельно подборку в виде презентаций, которые я размещаю на этой страничке (Десять самых сильных цунами, десять самых высоких гор). Имеются гиперссылки для просмотра отдельных тем -видеофрагмент программы ВВС Водопад Виктория 7 класс, видеофильм из чего сделана жвачка для 9 класса – тема нефтяная промышленность.
Странички постоянно обновляются, те задания, которые ребята уже выполнили, удаляются.
Папку «Задания на 5», посещают только те ученики, которые желают получить отличную оценку. Это требует от них чтение дополнительной литературы, как по географии, так и по другим предметам (Литературная география, Цифры в географии).
На уроке часто не хватает времени для просмотра дополнительного материала, такая форма работы позволяет расширить кругозор учащихся, подготовить их к олимпиаде, проверочным и экзаменационным работам.
В последнее время много говорится о дифференцированном подходе в обучении. Дистанционное обучение на мой взгляд открывает широкие возможности в индивидуальном подходе, т.к. в классе на уроке присутствуют ученики разных психотипов, с разным уровнем подготовки, учителю приходится усреднять материал. Основное противоречие традиционного обучения, связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. А такой вид деятельности, как дистанционное обучение, позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком, учитывая особенности восприятия материала и его мотивацию.
Для меня это новая форма работы. Думаю, в дальнейшем появятся новые странички с интересными заданиями, изменятся существующие папки. Всё это нарабатывается с опытом.
Итак, применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной работы учащихся, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а значит, способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.