Статья Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математике


Использование современных образовательных
технологий в процессе обучения математике.
Чехова Ирина Николаевна, МКОУ Поселковая СОШ Калачеевского района Воронежской области
В настоящее время в педагогическом процессе прочно закрепилось понятие образовательной технологии.  В толковом словаре «технология» - это совокупность приемов, применяемых в какой – либо деятельности.
«Педагогическая технология» с точки зрения В.М. Монахова — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Выделяют следующие значимые признаки, присущие педагогической технологии:
закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся и отбор на их основе ведущих педагогических средств;
система средств и условий, гарантирующих достижение поставленных целей;
определенность и четкость в фиксации конечного результата образовательного процесса.
В связи с этим структурными компонентами, присущими педагогической технологии являются определенность, оптимальность и результативность.
Для реализации познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе обучения математике используются современные образовательные технологии, которые способствуют формированию высокой мотивации учащихся.
А выбор той или иной технологии зависит от специфики содержания учебного материала. Урок с применением современных образовательных технологий – новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с современными информационными технологиями.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения нацелено прежде всего на формирование следующих направлений:
создание условий для результативной образовательной деятельности;
создание и распространение эффективных систем оценок, используемых в образовательном процессе;
разработка индивидуальных образовательных технологий.
В создавшихся современных условиях стало очевидным появление разнообразных личностно – ориентированных технологий обучения. Выделяют следующие технологии обучения:
проблемного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
технология проектирования;
информационно-коммуникационные технологии;
исследовательские методы.
Технология проблемного обучения.
На сегодняшний день под проблемным обучением понимается организация учебных занятий под руководством учителя, требующая разрешения проблемной ситуации. Проблемные ситуации я использую на разных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении ранее изученного и при контроле знаний учащихся. Например, на уроке математики в 5 классе при изучении темы «Деление и дроби» перед учащимися ставится проблемный вопрос «Как разделить два яблока на 3 ребенка поровну?». Проблемные ситуации помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию креативности мышления. Также важным является то, что проблемные ситуации позволяют повысить самооценку учащихся, так как выслушивается мнение каждого.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики позволяет правильно и рационально распределить время на различные виды деятельности. Моя задача состоит в том, чтобы найти методы, присущие психологическим особенностям каждого ученика, способствующие раскрытию позитивного мышления. Только тогда можно сказать, что идея здоровьесбережения всех учащихся реализована в полной мере. Благоприятный психологический климат на уроке является одним из залогов успешности в образовательном процессе.
Технология проектирования.
Одной из технологий личностно – ориентированного обучения выступает технология проектирования. Метод проектов возник в США в 20-е годы прошлого века. В основе проектной методики лежит развитие самостоятельных исследовательских навыков и умения ориентироваться в информационном пространстве и делать обоснованные выводы. Проектно-исследовательская деятельность это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Информационно – коммуникационные технологии.
Сегодня информационно – коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью процесса образования. Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует совершенствованию традиционных методов обучения. Свои уроки я провожу с применением ИКТ, что помогает сделать уроки более яркими, динамичными. Использование презентаций на уроках как нельзя лучше реализует принципы наглядности и доступности. On-line –тестирование помогает провести самоаттестацию учащихся (без участия учителя). Большую роль при объяснении нового материала играют видеоуроки. Использование интерактивной доски Smart Notebook при изучении темы «Тригонометрические функции» позволяет сэкономить время при построении графиков, по сравнению с обычной меловой доской. Использование интерактивных средств помогает варьировать частные решения с опорой на уже имеющиеся готовые шаблоны, что способствует более эффективному осуществлению «обратной связи». Применение данной технологии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также способствует направленности мыслительной деятельности на поиск и исследование.
Исследовательские методы.
Использование исследовательских методов связано с применением элементов научного исследования, таких как наблюдение, выдвижение гипотез и их проверка, формулирование выводов и закономерностей. Применение исследовательских методов неразрывно связано с формированием ключевых компетенций. Математика дает безграничные возможности для исследования. На своих уроках я использую задачи исследовательского характера. Поэтому очень часто выбираю задачи, имеющие несколько способов решения.
Я стараюсь искать новые и современные пути повышения эффективности образовательного процесса, использовать разнообразные методы и приемы получения и передачи знаний, применять нестандартные ситуации воздействия на личность, вызывающие интерес к изучаемому предмету. Внедрение новых технологий вносит серьезные изменения в процесс обучения, т.е. учитель переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности, таким образом, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся.