«Прибавление и вычитание однозначного числа без перехода и с переходом через разряд»


Козловская Ольга Владимировна
учитель начальных классов
ОЧУ СШ « Истоки»
Урок математики 1 класс
Тема: «Прибавление и вычитание однозначного числа без перехода и с переходом через разряд»Тип занятия: закрепление изученного материала.
Цель: закрепление умения детей складывать и вычитать числа в пределах 20.
Задачи:
- помочь детям закрепить вычислительные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд;
- научить находить неизвестное уменьшаемое и вычитаемое;
- называть следующее и предыдущее число в пределах 20;
Закреплятьумение решать уравнения и задачи;
Воспитывать самостоятельность в решении практических задач.
Оснащение(оборудование и информационные источники): презентация, учебники по математике 1 класс по программе «Школа XXI века»
Планируемый результат:учащиеся выполнят задания на закрепление темы «Прибавление и вычитание однозначного числа без перехода и с переходом через разряд», отработают умение складывать и вычитать числа в пределах 20, около 80 % учеников класса научатся выполнять действия сложения и вычитания с числами от 0 до 20.
Ход урока:
Структурный компонент урока Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые УУД
Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность детей к уроку, настраивает их на работу:
«Придумано кем-то просто и мудропри встрече здороваться, доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!». Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи себе и ребятам! Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, что можно открыть для себя. Приветствуют учителя, присаживаются на свои места. Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Актуализация знаний, устный счёт Я уверена, что вы уже многое знаете и умеете по математике. Я попробую отгадать: что вы знаете? Игра «Да - нет» (озвучиваются задачи урока)
Знаете числа от 1 до 20? да
Умеете складывать эти числа? да
Умеете вычитать эти числа? да
Умеете решать задачи? Да
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете числа от 0 до 20 и умеете работать с ними. Кто из вас сможет посчитать от 1 до 20?
- А в обратном порядке?
- Назовите соседей чисел: 3, 6, 8: - Какое число живет между числами? - 3 и 5; 7 и 9; 4 и 6;
- Назовите следующее число за числом: 3; 7; 5; 2; - Назовите предыдущее число числу: 6; 8; 10; 4; - С помощью суммы каких чисел можно получить число 8; 9; 10? - 2, 4, 6, 8, 10 - Что вы можете сказать о них? (они чётные, натуральные, однозначные и двузначное) Назовите самое большое и самое маленькое число в данном ряду. - На сколько 2 меньше, чем 10? На сколько 10 больше, чем 2? Дают отрицательные или утвердительные ответы на вопросы учителя.
Называют числа по установленному порядку, называют предыдущие и последующие числа, состав чисел.
Определяют отношения «больше» или «меньше» К: использовать речь для регуляции своего действия
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема урока, какую тему мы продолжим сегодня изучать? Значит, какую цель мы можем поставить себе на урок? Какими способами мы будем достигать этой цели?
Я предлагаю вам устроить небольшое математическое соревнование, которое называется «Быстрые математики». Я дам по листочку с примерами на каждый ряд, каждая пара старается очень быстро и правильно решить один пример и передать лист следующей паре для решения следующего примера и так далее, пара, решившая последний пример тут же поднимает руку, показывая, что все примеры решены. Итак, начинаем!
1 ряд 2 ряд 3 ряд
17 – 7 = (10)
14 + 6 =(20)
11 – 5 =(6)
9 + 8 =(17)
10 – 7 =(3) 13 – 4 =(9)
5 + 9 =(14)
16 – 4 =(12)
14 + 2 =(16)
15 – 3 =(12) 18 – 5 =(13)
14 + 6 =(20)
11 – 6 =(5)
7 + 11 =(18)
16 – 13 =(3)
Мы видим, какая группа справилась быстрее. А теперь давайте проверим, какая группа не допустила ошибок и проверим ответы. Определяют тему урока, ставят перед собой цель и задачи на урок.
Слушают инструкцию учителя, выполняют задание в быстром темпе.
После выполнения задания проверяют примеры вместе с учителем, подводят итоги соревнования. Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Р: принимать и сохранять учебную задачу
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Р: адекватно воспринимать оценку учителя
Первичное закрепление Теперь выполняем задание самостоятельно: сравнить результаты сумм и разностей чисел, поставить знак сравнения.
8 + 8 _ 8 + 7
6 + 5_ 5 + 6
16 – 7 _ 15 – 7
17 – 8 _ 17 – 9
20 – 1 _ 18 + 1
Учитель организует проверку по образцу и самооценку работ, затем фронтальную проверку.
Учитель проводит с детьми физминутку. Сравнивают выражения, решая их.
Проверяют свои ответы по образцу на слайде, оценивают свои работы.
Выполняют физминутку вместе с учителем. П: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Л: установка на ЗОЖ.
Вторичное закрепление Так как вы уже очень хорошо умеете решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20, попробуем выполнить более сложное задание – решить задачу.
Задача: В вазе было 7 апельсинов и 6 мандаринов. Сколько фруктов съели, если в вазе осталось 5 мандаринов? - методический разбор задачи.
Петя и Катя решили задачу по – разному. Кто из детей решил задачу правильно?
Петя решал эту задачу так:
1) 7 + 6 = 13 (фр.) Что мы узнали этим действием?
2) 13 – 5 = 8 (фр.)
Ответ: 8 фруктов
Катя решила эту задачу так:
1) 6 – 5 = 1 (фр.)
2) 7 + 1 = 8 (фр.)
Ответ: 8 фруктов
Объясните, как рассуждал Петя, и как рассуждала Катя.
Фронтальная проверка, высказывание учащимися своего мнения и аргументов.
И теперь мы выполним последнее задание, оно для тех, кто уверен в своих знаниях и не боится их показать. На столе лежат перевёрнутые листы бумаги, на обратной стороне которых есть задание и буква. Ученик подходит, выбирает лист, решает задание на доске и подписывает рядом букву. Затем выходит следующий ученик, и т.д. В итоге из букв собирается слово «молодцы».
Резервное задание: А сейчас вы побываете в роли учителя и проверите работу ученика 1 класса, который решил некоторые примеры с ошибками, исправите эти ошибки и распределить эти примеры на 2 группы – решённые правильно и решённые неправильно, записав их в 2 столбика.
16 + 3 = 17; 9 – 4 = 5; 17 + 2 = 20; 8 + 8 = 14; 7 + 6 = 13;
5 + 9 = 12; 13 – 5 =7; 11 + 4 = 15; 16 – 3 = 11.
Правильное решение:
9 – 4 = 5 16 + 3 = 17 (= 19); 5 + 9 = 12 (= 14)
7 + 6 = 13 17 + 2 = 20 (= 19); 13 – 5 =7 (= 8)
11 + 4 = 15 8 + 8 = 14 (= 16); 16 – 3 = 11 (= 13)
Учитель организует самооценку работ. Решают задачу.
Анализируют два решения задач, делают вывод, аргументируют свою точку зрения.
Проверяют свои ответы совместно с учителем.
Некоторые учащиеся по желанию выходят работать у доски, решают написанные на листах примеры. П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач
К: формулировать собственное мнение и позицию
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель задаёт вопросы: какой была цель нашего урока? Достигли ли мы её? С помощью чего? Чему каждый из вас научился? Какие задания были интереснее всего, какие показались сложными? Как вы можете оценить свою работу? Оцените её с помощью смайликов - раскрасьте его зелёным, если вам в этой теме всё понятно и легко, желтым –если ещё есть некоторые трудности или вы не уверены в правильности выполненных заданий, красным –если вы совсем не поняли эту тему.
Спасибо за отличную работу! Подводят вместе с учителем итоги урока и рефлексию с помощью раскрашивания смайликов. Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки