Урок математики Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд (2 класс)

МОБУ «Троицкая СОШ имени Г.К. Жукова»

















Разработка урока
по математике во 2 «а» классе
по теме «Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд»





Учитель: Санджиева О.А.



















2014 – 2015 учебный год
Цель урока:
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи
Задачи:
- обучать детей приемам рационального вычисления
- развивать логическое мышление. Пространственное представление, формировать математическую речь
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий

Ход урока
Орг.момент.
- У вас на партах лежат карточки со смайликами. Как вы думаете, что означают эти смайлики?
Что означает 1 рис? 2 рис? Выберите тот рисунок, который вам подходит.
Сообщение темы урока.
- У нас урок математики. Вспомним, что говорил М.В. Ломоносов о математике?
«Математика приводит ум в порядок»
- А я сегодня хочу вам прочитать слова нашего великого ученого - математика П.М. Эрдниева, который известен не только в Калмыкии, не только в России, но и далеко за ее пределами:
«Надо приучать себя к труду, только так можно достичь чего – то в жизни.» Именно он является автором «четверок» примеров, которые вам очень нравятся, магических квадратов.
- Прочитайте тему урока.(Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд)
Сегодня на уроке будем продолжать учиться сложению двузначных чисел с однозначными с переходом через разряд, повторим все изученные нами законы сложения, будем решать задачи.
Задание 1.Закрепление вычислительных навыков и математической теории.
- Какие знаете законы сложения? (Переместительное и сочетательное)
- Сформулируйте. (От перестановки слагаемых сумма не меняется. Два соседних слагаемых можно заменить значением их суммы.) Вывешивается таблица.
На доске:
26+ 30 23 + 35 +5 =
3 + 66 76 + 4 + 8 =
55- 3 68 +7 +2 =
- Примените переместительное свойство сложения. Какое выражение вообще не подходит к этому закону? (55-3)Применим переместительное свойство и устно найдем значения этих выражений.
30 + 26 = 56
66 +3 = 69
- При вычислении 2 столбца примените сочетательное свойство сложения. Что мы стремимся сделать, чтобы вычислить? (Дополнить до круглых десятков)
Для чего ученые придумали эти законы? (Для быстрого вычисления)
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Молодцы, ребята!
5 декабря.
Классная работа.
- Какое число записали? 5 – какое оно?(Однозначное, нечетное, «соседи» – 4 и 6)
Каллиграфическая минута:
- Запишите красиво 1 строчку число 53.
На доске ряд чисел:
25, 34, 43, 50, 66, 52, 61,85
- В каком порядке расположены эти числа? (Они увеличиваются)
- Какое число лишнее? Почему? По какому правилу записаны эти числа?
круглое число; 66 – состоит из одной и той же цифры;85 – лишнее, т.к. во всех случаях сумма цифр равна 7)
- Назовите количество десятков и единиц в каждом числе.( По 1 ученику с места устно отвечают) Перевернуть карточки (написано МОЛОДЦЫ!)
На доске:
Х+ 35 = 55 Х – 5 = 65
75 + Х = 79 99 – Х = 10
Прочитайте выражения. Что неизвестно в 1 выражении? Как найти неизвестное слагаемое? Делаем проверку. Как найти уменьшаемое? Как найти вычитаемое?
Запишите эти выражения.
Тема урока.
- Разделите эти выражения на 2 группы:
73 +5 = 34 + 4 =
73 +9 = 73 + 8 =
34 + 3 = 73 + 6 =
34 + 7 = 34 + 9 =
- 1 столбик – сложение чисел без перехода через разряд
- 2 столбик – сложение с переходом через разряд
Устно найдите значение 1 столбца. (затем убираю)
- Запишите в тетради и найдите значение выражений 2 столбца.
К доске с объяснением идет 1 ученик.
73 + 9 =
34 + 7 =
73 + 8 =
34 + 9 =
- Что нужно сделать вначале? (Дополнить до круглых десятков)
- К 73 прибавим сначала 7, получим 80, затем прибавим оставшиеся 2 ед. и т. д.
- Еще раз повторим алгоритм сложения двузначных чисел и однозначных чисел.
Физминута
4 – столько сделаем наклонов
6 – столько сделаем прыжков
2 – столько раз ногами топнем
6 – столько раз в ладоши хлопнем
5 – столько раз потянись
1 – столько раз улыбнись

Решение четверок примеров:
У доски по 1 ученику с каждого ряда (дать карточки)
Работают с объяснением.
23, 20, Х 45, 50, Х 64, 5, Х
Остальные дети решают на карточках

Самостоятельная работа
Учебник с.97 № 291
- Прочитайте. Кто из них прав? Какое решение вам кажется более легким?
У доски ученик (по очереди решают примеры с объяснением)
75 + 7 = 62 + 9 = 29 + 6 =
84 + 9 = 39 + 4 = 78 + 8 =
63 + 8 = 57 + 5 = 86 + 7 =
Решение задачи. № 293
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче?
На остановке из автобуса вышли 3 мальчика и 4 девочки. Сколько пассажиров было в автобусе, если после этого в нем осталось 19 пассажиров?
- О чем говорится в задаче? Сколько девочек вышло? Сколько мальчиков вышло? Сколько пассажиров осталось?
- Выберите схему, которая соответствует задаче.
- Решите задачу по действиям.
1)3 + 4 = 7 (п.)
2) 19 + 7 =26 (п.)
Ответ: 26 п.
Геометрический материал
- Назовите лишнюю фигуру.
На доске: плакат с фигурами
Итоги урока.
- Что мы делали сегодня на уроке? Еще раз расскажите алгоритм сложения.
- Какое настроение у вас в конце урока? Поднимите карточки. Что можете пожелать друг другу?

Оценки за урок.
Домашнее задание: № 295, узнать больше про П.М. Эрдниева
15