проект урока по теме Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через десяток


ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Проект урока по теме: «Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через десяток»
МАТЕМАТИКА
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ Спасская СОШ Спасского района
Горохова Мария Ивановна
Квалификационная категория 1
Н.Новгород
2014 год
Проект урока
Учебный предмет МАТЕМАТИКА
УМК Школа России
Тема урока: Вычитание из двузначного числа однозначное с переходом через десяток
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока:
Актуализировать знания состава чисел десятка.
Познакомить с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Закрепить изученные вычислительные приемы.
Совершенствовать умение решать текстовые задачи с новым приемом вычитания
Ожидаемые результаты
Предметные:
-формировать способность у учащихся к новому способу действия вычитания однозначных чисел из двузначных с переходом через разряд.
-формировать умение находить значение таких выражений, пользуясь алгоритмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Личностные:
- формировать способность к самооценке
Регулятивные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- искать и выделять необходимую информацию;
- строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в паре, группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование: учебник, тетради, карточки-помощницы, герои сказки Ш. Перро «Красная шапочка», музыка Шаинского «Вместе весело шагать»
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
-знание состава числа
Этапы урока и хронометраж
1.Организационный момент (1 мин)
2.Актуализация знаний (2 мин)
3.Подготовка к ознакомлению с новым материалом (2 мин)
4.Постановка целей и задач урока ( 2 мин)
5. Открытие нового материала (10 мин)
6. Первичное закрепление нового материала (15 мин)
7.Закрепление ранее изученного (8 мин)
8.Подведение итогов (3 мин)
9.Домашнее задание (2 мин)
Содержание урока

п/п Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся Теоретическое обоснование: формируемые УУД
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Организационный момент
Актуализация знаний
Подготовка к ознакомлению с новым материалом.
Постановка целей и задач урока
Открытие нового материала
Первичное закрепление
Закрепление ранее изученного
Подведение итогов
Домашнее задание.
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Сегодня к нам в гости пришла Красная Шапочка. Она идет к бабушке, чтобы угостить ее пирожками, но она добрая девочка и хочет нас то –же угостить.
Пирожки у нее не простые, они с секретом, на них написаны числа и, чтобы съесть пирожок вы должны показать состав чисел, которые написаны на пирожках. Приятного аппетита!
7, 6, 3, 8, 9,5
(Дети показывают состав чисел с помощью карточек
7 6 3 8 9 5
52 33 21 44 63 23 и другие варианты)
Учитель: Вы съели пирожки, а теперь мы вместе с Красной Шапочкой отправимся к ее бабушке и на пути к ней мы встретим еще много интересного. И так отправляемся в путь.
(Включается музыка Шаинского «Вместе весело шагать»)
(Дети подпевают песенку)
Учитель: Шла, шла наша Красная Шапочка по лесу и вдруг увидела зайчика. Он недавно пошел учиться в школу и никак не может решить примеры. Давайте ему поможем. Ребята, давайте посмотрим на доску.(На доске написаны примеры)
12-5=7
11-3=8
13-4=9
14-7=7
15-6=9
16-8=8
35-7=?
(Дети решают примеры устно, доходят до последнего возникает затруднение)
Учитель: Что случилось?
Дети: Мы не умеем решать примеры такого типа.
Учитель: Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?
Дети: Решать такие примеры мы должны познакомится с новым вычислительным приемом.
Учитель: Молодцы, верно. Давайте рассмотрим выражения. Чем они похожи?
Дети:Эти примеры на вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток.
Учитель: Где мы можем добыть новые знания?
Дети:В учебнике.
Учитель: Открываем учебник на странице 67 и посмотрим на рисунок.
(Дети открывают учебник и рассматривают рисунок)
Учитель: Прочитайте пример справа.
(Дети читают пример)
Учитель: Посмотрите на рисунок. Сколько десятков входит в число 35?
Дети: В число 35 входит 3 десятка.
Учитель: А сколько единиц?
Дети: В число 35 входит 5 единиц.
Учитель: Может быть кто – то уже догадался как как нам решить этот пример?
Дети: Мы будем вычитать число по частям. Сначала вычитаем столько, чтобы получился куглый десяток т.е. вычитаем сначала число 5. Далее вспомним состав однозначного числа 7 и определим сколько единиц осталось вычесть. Вычитаем оставшиеся единицы.
Учитель: Молодцы! Таня, повтори алгоритм решения.
(Таня повторяет)
Учитель: А записать это мы можем так (35-7)-2=28. Мы помогли зайчику решить примеры и познакомились с новым вычислительным приемом. Можем отправляться дальше.
Учитель: Наша Красная шапочка пошла дальше и остановилась у елочки, там выпал из гнезда птенец и чтобы помочь ему вернуться обратно в гнездо, мы должны закрепить наше умение и решить примеры устно с объяснением.
(На доске 42-6 54-9
42-2-? 54-?-?)
(Дети решают с объяснением)
Учитель:Мы много путешествовали и немножко устали давайте отдохнем.Если я назову двузначное число присядают мальчики, если однозначное – девочки.
Видишь,бабочка летает, 
(Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. 
(Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох,считать не сосчитать! 
(Прыжки на месте.)
.За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! 
(Считаем пальчиком.)
Учитель: Продолжаем урок. Наша Красная Шапочка пошла дальше и дошла до речки, а через речку лежит мостик из бревен. Чтобы перейти этот мостик вместе с Красной Шапочкой мы должны решить примеры, написанные на бревнышках. (На бревнышках написаны примеры из №1 первый и второй столбики)
Учитель: Кто хочет поработать у доски?
(Ребенок решает первых два примера с объяснением)
Учитель:Как ты считаешь, все ли у тебя получилось? Какую оценку ты заслуживаешь?
Ребенок: Я решал примеры на вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток с объяснением и не допустил ни одной ошибки. Я считаю, что заслужил 5.
Учитель:Следующие примеры решаем самостоятельно со взамопроверкой. Помогите друг другу если у вас возникли трудности.
(Дети работают в парах)
Учитель: Красная Шапочка пошла дальше и встретила белочку. Вчера белочка собрала 8 орешков, а сегодня 2 и еще 1. Белочка просит нас посчитать сколько всего орешков у нее в дупле.Давайте решим задачу и составить схему. (Учитель еще раз читает задачу).Сколько орешков белочка собрала в первый день?
Дети: В первый день белочка собрала 8 орешков.
Учитель:Давайте отметим это на схеме.
Сколько орешков собрала белочка во второй день?
Дети: Во второй день 2 да еще 1.
Учитель: Как обозначить это на схеме? Дима поги.
(Ребенок достраивает схему)
Учитель: Что нужно узнать в задаче?
Дети: Скоько орешков собрала белочка за 2 дня?
Учитель: Как обозначим на схеме?
Дети:Поставим дугу и знак вопроса.
Учитель: Какое число мы будем искать большее или меньшее?
Дети: большее
Розочки и колокольчики решают задачу самостоятельно, а ромашки по карточкам – помощницам.
Карточка- помощница

Дети самостоятельно оформляют решение задачи в тетрадях и записывают ответ.
8+2+1=11 (о)
Ответ: 11 орешков стало в дупле у белочки.
Учитель: Давайте проверим решение задачи.
(Дети зачитывают решение)
Учитель:Пошла Красная Шапочка дальше и зашла в лес, а в лесу ей встретился серый волк. Если решишь мне задачу с четырехугольниками, не буду тебя есть. Давайте спасать Красную Шапочку. Давайте разобъемся на группы по 4 человека. Кто готов отвечать складываем руки домиком.
(Дети работают в группах)
Учитель:Кто готов объяснить ешение задачи? Отвечает вторая группа.
(Дети показывают свои работы и объясняют)
Учитель:У кого есть другой вариант?
Дети: Нет
Учитель: Спасли Красную Шапочку от серого волка двигаемся дальше.Вот Красная Шапочка и добралась до домика бабушки, а дверь закрыта. Нам нужно разгадать код от замка на двери.
2 3 1
1 2 3
3 1 2
Задание нарисовано на доске, дети работают фронтально, учитель записывает ответы детей. Дверь открыта! Мы справились!
Давайте посчитаем сколько пирожков Красная Шапочка принесла своей бабушке. У нее было 23 пирожка, она угощала пирожками каждого встретившегося на пути зверька. Кого она встретила, давайте вспомним?
Дети:Красная Шапочка встретила зайчика, птенчика, белочку и волка.
Учитель:Сколько всего зверей?
Дети:Зверей было четверо.
Учитель: Помогите мне составить приме и решить его.
Дети: 23-4. Число 4 мы будем вычитать по частям. Сначала вычтим столько, чтобы получился круглый десяток т.е. 3, затем вспоминаем состав числа 4 и определяем сколько еще осталось вычесть. Вычитаем оставшиеся единицы.
Учитель: Молодцы, ребята, мы сегодня хорошо поработали я попрошу вас оценить свою работу поднимите тучки или солнышки. (оценка детьми своей деятельности на уроке)
Самым активным я поставлю оценки.
Учитель:Ребята, дома вы решите 2 столбика примеров из № 1 а так же 2 задачи на выбор №3 или №4 Коммуникативные УУД – умение слушать
Предметные УУД
Познавательное УУД –создание проблемы, анализ
Регулятивное УУД –действие целеполагания
Логическое УУД – действие сравнения
Предметные УУД-знакомство с новым вычислительным приемом
Коммуникативное УУД – умение слушать и понимать речь других
Коммуникативное УУД – умение слушать и понимать речь других
Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни
Регулятивные УУД -самооценка
Коммуникативные УУД- работа в парах- взаимоконтроль, взаимообучение
Регулятивное УУД-действие контроля
Предметные УУД
Познавательные УУД -моделирование
Дифференцированный подход
Познавательные УУД -моделирование
Индивидуальный подход
Регулятивные УУД -проверка
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в группах
Регулятивные УУД -проверка
Познавательные УУД –логические-анализ, моделирование
Предметные УУД-повтор нового материала
Регулятивные УУД -рефлексия