Технологическая карта по русскому языку на тему Чередование звуков. Беглые гласные(5 класс)

УЧЕБНый ПРОЕКТ учителя
Моу «Крутовская сош»
Дмитриенко Ирины Владимировны

Класс: 5
Дата:
Предмет: русский язык
Тема урока: «Чередование звуков. Беглые гласные»
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания). Чудесное рядом с нами.
Вид урока: обучающий
Цели урока:
- формирование:
а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;
б) знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие:
а) умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
б) орфографической и пунктуационной грамотности;
в) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор и ноутбук.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности





























II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном.


































































III. Выявление места и причины затруднения




IV.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
































































































































V. Реализация построения проекта.











































VI. Первичное закрепление во внешней речи.















VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
































VIII. Включение в систему знаний и повторение.












































IХ.Рефлексия учебной деятельности.







- Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
- Ребята, на прошлых уроках вы изучали способы образования слов, а на последнем уроке писали изложение, результаты и анализ ошибок вы можете посмотреть на интерактивной доске (слайд). Надеюсь, вы сделаете вывод, и не будете совершать такие ошибки.
- Дома вы должны были подготовить вопросы, которые вы будете задавать друг другу. Сейчас мы будем по цепочке это делать. Для этого класс должен разделиться на четыре зоны (по расположению парт) 1-я зона задает 2-ой, и т. д.
- Какие части слова вы знаете?
- Как называются части слова?
- Какая морфема идет за приставкой?

-Какая морфема используется для образования форм слова?
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?

- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового?
- Какой способ повторения нашей темы выберем?
Комната - комнатный, въехал-поехал, новый - новость, строим-выстроим, орех-орешник.









- Предлагаю записать однокоренные слова к слову орех
-Пекарь-
-Выделите корень, что заметили?


- Правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова .
-Какой мы можем сделать вывод?



- Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов. Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.
- Какие изменения произошли в корне слов?
- Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте.
- Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?



- Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

- Посмотрим, как поработали ваши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом?

-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка»?
- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли?



- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Все ли названные орфограммы вам знакомы?







- Чем являются пары слов?
-Попробуйте объяснить орфограммы в данных словах.
- Почему вы не можете объяснить, куда убегает гласная при изменении слова? В чем заключается затруднение?

- Как называются эти слова?

-Какова же проблема?




-Какова же цель нашей дальнейшей работы?

- Подберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.
1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.


- А можно слово снег проверить словом снежок? Если да, то почему?


- Так, что, называется чередованием?


- Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок-(бочок), друг-(дружок),
Ухо-(уши), пух-(пушок),
Пишу-(писать), лечу-(летать)
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать!

- Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

- Запишите: золото – злато

(учитель записывает на доске)

- Что вы заметили интересного в формах этого слова?

- Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае.
- Понаблюдайте за формами следующих слов:
1- Берег, береговой - брег, прибрежный.
2-Ворота, подворотня – врата, вратарь.

3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный.

4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать.





Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые появляются, а потом «убегают» из корня, называются беглыми гласными.
- Как сформулируем тему нашего урока?

- Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации.

По толковому словарю Ожегова читает значение слова «беглый»,
( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова).
- Встречается ли это понятие в русском языке?
- Когда?


- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.
- Почему их называют беглыми?

Учебник С. 125.

- Где встречались нам беглые гласные?
- О чём мы с вами будем сегодня говорить?
- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

- Сегодня мы проведем лингвистическое исследование, и каждая зона выполнит часть общего задания на тему «Беглые гласные». Работать будем по зонам ( группам).
Задание для 1 зоны: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»
План работы:
1. Прочитайте самостоятельно статью.
2. Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных.
3. Поясните, что произошло.

2 зона: Какие гласные могут убежать?
План работы:
1.Сравните слова зоркий - зрение, полдень – полдня.
2. Назовите гласные, которые убегают.
3.Приведи свои примеры, используй материал учебника (беру - брать, ветер -ветра).
3-я зона:
В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
1. Рассмотрите примеры правила
2. Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными.
4-я зона.
С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?
План работы:
1. Понаблюдайте за склонением следующих слов: мешочек, ключик.
2. Выделите суффиксы в словах, подчеркните гласные
3. Какой вывод можно сделать о правописании гласной в суффиксах -ек, -ик?( при склонении –ик сохраняется, а –ик- становится беглой гласной.
- Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них. Послушаем, что он расскажет.























- В завершении урока мы с вами еще раз сформулируем вопросы по изученной теме и ответим друг другу по зонам. Так же ответим на мои вопросы.

- Откройте учебник на странице 99, упражнение 298.
-Прочитайте внимательно текст. О каком случае чередования звуков узнали?










-Ещё какие наблюдения вы провели?








-Отчего же зависит беглость гласных? Можно сделать вывод?

-- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- -Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да Нет


Пиши Е или О Пиши И

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение?




-Как определить беглую гласную в данных словах?

- Прочитайте на доске примеры: Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

- Какой вывод можно сделать?






-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?



-- Я согласна с вами. Давайте выполним упражнение № 421учебника в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Сон - сна



2 вариант. Кубанец – кубанца





- -Продолжаем самостоятельно.
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?


- Вы уверены в своих умениях?

-Как проверить?





-Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.


Примеры
Пиши Е
Пиши О
Пиши
И

Дом..к


+

Песоч..к
+



Диванч..к


+

Кружоч..к
+
·°



Лап..ть

+


Ключ..к


+

Камеш..к
+



Ножич..к
+



Ребён..к

+


Зайч..к


+


-Задание для всех: Помогите вернуть беглые гласные, что для этого нужно сделать?

окно – окон
пушинка – пушинок
близкий – близок
громкий – громок
пёрышко – пёрышек
песня – песен
полотенце – полотенец
пятно – пятен

-Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу 7 минут.
- 7 минут истекли. Ваши следующие действия?

Эталон: I шаг.
- Кто допустил ошибки? Как поступить?


- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?





- К какой группе можно применить прием проверки звуков?

- Достаточно ли мы закрепили новое правило?

- Почему?





- Тогда работаем над следующим заданием:
1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова
2)Являются ли однокоренными данные пары слов? Опоздать – опаздывать, Влезть – влазить, Готовить - готовлю.
3) Являются ли однокоренными слова? Пень - пня. Флажок – флажка.
4)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара
5) Найдите слово с беглым гласным:
1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба,
4) птица.
6)Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?
1. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке)
3. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)
-Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.
Хорошо быть беглой гласной.
Неприсутствием блеснуть...
Обладать чудесным даром Беглой "Е" (ловец - ловца): Постояла под ударом И исчезла из словца. Лариса Миллер.
-"Беглыми" называются гласные, выпадающие при склонении: сон - сна; мешук - мешкб
- Чему был посвящен урок?

- В чем суть правописания данных слов?
-Какие затруднения мы испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?
Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!
Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !
Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из параграфа 71. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
2. Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких частях слова бывают беглые гласные
3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» и придумайте 5-6предложений по теме « В лесу».
4. Задания для умников и умниц!
Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.
Записать свои примеры слов с чередованиями. Осложненное списывание по дидактической карте.
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо, я вами довольна.















-Приставка, корень, суффикс, окончание.
-Морфемы.

- Корень.


- Окончание.

- Корень.







- С повторения, что знаем о морфемах.
-Разбор слов по составу.
(Выполнение морфемного разбора слов. Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке тему «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» и выделяют корни. (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
-Однокоренное - орешник, подорешник
-Печь.
- Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова.





- Значит в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных.




- Огурец - огурца, день – дня.
- Убежала гласная Е.
- Да, лексическое значение, заключённое в корне, одно.
-Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.

- Да, если проверяем гласную.


Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно».


- Материал усвоен на достаточном уровне.


-Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах.




- Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования. Мы не знаем с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец - огурца, сон - сна, день – дня.

- Формой слова.
(Вариантов объяснения нет.)
-Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных.

- Однокоренными словами с чередующимися звуками.

- Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова.


-Определить причину чередования звуков и беглости гласных.
Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных. ( круг-кружок г//ж, луг-лужок г//ж, снег-снежок г//ж).

- Да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж.
-Замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием.































(Каждой зоне раздаются карточки со словами)









Один ученик работает у доски:- Молодёжь, молодой – младенец, младший.








- Чередование звуков. Беглые гласные.

- Исчезающий, убегающий.















-Да.

-Когда мы говорим о беглом гласном.
-Две - О и Е.

-Чередуются с нулевым звуком.


- В корне слова.











































Выступление групп.













-На острове Слованск, когда-то очень давно, жили дружные гласные. Их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ – СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым, эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.







- Такие звуки называют «беглыми». Потому что они «убегают» при изменении слова, чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж.
Сон – сна, пень – пня, день – дня, отец – отца, кусок – куска, рот – рта, пёс - пса .
- Что беглые согласные появляются не только в корнях, но и в суффиксах. Такую особенность имеют только «круглые» о, е. А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.

- От изменения формы слова.
























- Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.

-Обратиться к эталону.



- Воспользуемся эталоном.

- Мы выполнили поставленную задачу, можем определить чередующиеся звуки и беглые гласные.


- Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.









-Беглая гласная О в корне , «убегает», если поставим слово в родительный падеж.
- -Беглая гласная Е в суффиксе, «убегает», если поставим слово в родительный падеж.



-Нет, мы с ним легко справились.


-Да.

-Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.




















- Изменить форму слова.
















- Проведем самопроверку по эталону.



- Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.



- Можем определить чередование звуков, правильно выделить корень и определить беглую гласную.
- К чередующимся.




- Нет.

- Мал объем практического применения нового знания.





Дрожит –дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а.

















































-Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных.
-Не всегда правильно выделяем корень слова.
- Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных.




Список используемой литературы:
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Русский язык, 5 класс (II ч.), М.: «Просвещение», 2014- 176с.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Поурочные планы к учебнику, М.: «Просвещение», 2014 – 411с.
3. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, «Оникс», 2010 -736с.

15