Информационная карта урока по математике на тему Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями


Информационная карта урока
ФИО учителя: Часова Елена Валерьевна
ОУ: МБОУ СОШ № 13 территориального образования: г. Мурманска
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Класс: 6, уровень: базовый
Количество часов: 1
Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты:
личностные: формировать умения
- ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
2) метапредметные: формировать умения самостоятельно
- понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- ставить цели;
- выбирать и создавать алгоритмы решения учебных математических задач;
3) предметные:
- научить выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
- умение работать с математическим текстом;
- научить применять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями при решении задач.
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
- использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении и вычислениях;
- строить логическую цепочку рассуждений.
Этапы урока Цель этапа Тип учебной ситуации Описание учебной ситуации Конструктор задач
(виды заданий, соответствующие уровням) Формируемые УУД
репродуктивному конструктивному творческому ознакомление понимание применение анализ синтез оценка 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности №1. Ситуация-проблема Составить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 1; 2 Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничестваПредметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии Подготовка обучающихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения 3; 4;5 Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничествеПознавательные: извлечение необходимой информации, установление соответствия, построение речевого высказывания, аргументация
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции
3. Выявление места и причины затруднения Выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднение, соотнести свои действия с используемым алгоритмом и зафиксировать во внешней речи причину затруднения 8 6; 7 Личностные: учебно-познавательный интерес, смыслообразованиеРегулятивные: саморегуляцияПознавательные: постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: учёт разных мнений
4. Построение проекта выхода из затруднения Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий 9 Личностные: самоопределение
Регулятивные: планирование, прогнозирование,
Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: формулирование своего мнения, понимание относительности мнений и подходов для решения проблемы
5. Реализация построенного проекта Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания 10 Личностные: учебно-познавательный интерес
Регулятивные:
волевая саморегуляцияПознавательные: определение основной и второстепенной информации, использование знаково-символьных средств, самостоятельное создание алгоритма деятельности
Коммуникативные: согласование общего решения, адекватное использование речевых средств
6. Первичное закрепление во внешней речи В форме коммуникативного взаимодействия решить типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма №2.
Действие по алгоритму.
Выполнение вычислений 11 Личностные: учебно-познавательный интерес
Регулятивные: контроль, коррекция
Познавательные: использование общих приемов решения задач, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств при решении коммуникативных задач7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельное пошаговое сравнение с эталоном, выявление и корректировка возможных ошибок №3.
Ситуация-тренинг. Выполнение экспресс-диагностики. 13 12 Регулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности, коррекция
Познавательные: сравнение, анализ, рефлексия способов и условий действия, использование знаково-символьных средств
8. Включение в систему знаний и повторения Выявление границ применяемости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривает как промежуточный шаг 15 14 16 Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержанияРегулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности
Познавательные: анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование)Коммуникативные: адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения
9. Рефлексия Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели деятельности Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности
Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Познавательные: рефлексия способов и условий действия,
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Репродуктивный уровень Конструктивный уровень Творческий уровень
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учебная ситуация №1: ситуация-проблема
1.Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. 2. Вспомните алгоритм нахождения НОК и приведения дробей к общему знаменателю Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
3. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями. 4. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между сложением дробей с разными знаменателями и НОК (Ответ: чтобы сложить дроби нужно привести их к общему знаменателю, а чтобы привести к общему знаменателю, необходимо найти НОК) 5. Приведите пример того, как найти сумму или разность дробей Выявление места и причины затруднения
6. Сформулируйте тему и цель урока. 7. Сформулируйте алгоритм сложения /вычитания дробей с разными знаменателями. 8. Найдите в пункте учебника подтверждение (или опровержение) вашему выводу. Построение проекта выхода из затруднения
9. Опишите способ вычисления дробей, если а) знаменатели взаимно простые числа; б) больший знаменатель делиться нацело на меньший. Реализация построенного проекта
10. Приведите три примеры сложения дробей (на каждый способ) Первичное закрепление во внешней речи
Учебная ситуация №2: действие по алгоритму
11. Выполните вычисления. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учебная ситуация №3: ситуация-тренинг
12. Выполните экспресс-диагностику: 4 ученика решают у доски, остальные в тетрадях, а потом проверяют решение 13. Какие способы вы использовали для решения? Включение в систему знаний и повторения
14. Найдите значение выражения, содержащего обыкновенные и десятичные дроби, заменив обыкновенную дробь десятичной. 15. Предложите другой способ решения (заменив десятичную дробь обыкновенной) + рассмотреть пример, когда получается периодическая десятичная дробь 16. Определите, какое из решений является наиболее рациональным и в каком случае?
Рефлексия
Что новое изучено на уроке?
Соотнесите цель, которую вы поставили и результат усвоения темы.
На каком этапе урока вы больше всего испытывали затруднений.
В чём вы испытывали затруднения (или назовите эти затруднения)?
Как можно их устранить?
Наметьте цель вашей дальнейшей работы по изучению темы урока.
Дифференцированное домашнее задание.