Пояснительная записка к вариативной программе «Капелька» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей с 3-6 лет.


Пояснительная записка
к вариативной программе «Капелька»по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования
для детей с 3-6 лет.
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…….Э. Успенский
Уже с раннего возраста ребенок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведение искусства, богатство родной природы. Большое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественного творчества. Использование нетрадиционных способов рисования, может играть далеко не последнюю роль в развитии ребенка. Нетрадиционные техники рисования могут быть наиболее интересны и увлекательны для детей, так как предоставляют неограниченные возможности для выражения эмоций и впечатлений об окружающем мире.
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, например, каждому ребенку будет интересно рисовать собственной ладошкой, мыльными пузырями, ставить кляксы на бумаге и превращать их в забавные рисунки. Несомненно, полезны и приятны для ребенка тактильные ощущения, которые он получает при работе с крупой, семенами растений, песком, различными видами бросового материала.
Материал распределен с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и расположен от простого к сложному.
Программа рассчитана на 1год, проводится 1 раз в неделю в каждой возрастной группе. Предусматривает организацию работы с детьми с режимом проведения 1раз в неделю с сентября по май. Общее количество учебных часов – 36.
Актуальность программы :- Обусловлена необходимостью воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать чувство художественно- эстетического вкуса, творческую активность и целеустремленность.
Цель вариативной программы для второй младшей группы с 3-4 лет: 
Формировать у детей художественно - творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.Задачи:-Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике.-Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники; -Выявление способностей у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
Цель вариативной программы для детей средней группы с 4-5 лет:
Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных нетрадиционных техник и материалов.Задачи:- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.- Сформировать у детей технические навыки рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. -Формировать умение оценивать созданные изображения. -Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.Сложности некоторых техник нетрадиционного рисования:поэтапное объяснение и показ техники;проводить процесс работы индивидуально;следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;для личной гигиены ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Цель вариативной программы для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет:
- Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
-Обучать приемам и способам изображения с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.
-Научить детей работать с разнообразными нетрадиционными материалами для изобразительной деятельности.
-Научить создавать свой неповторимый образ в рисунке, используя различные техники рисования.
-Развивать пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
-Формировать навыки коллективного творчества.
-Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
-Способствовать развитию внимания и усидчивости.
Формы организации работы с детьми
• Беседа.
• Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
• Знакомство с различными художественными материалами.
• Чтение стихов, загадок.
• Прослушивание музыкальных произведений.
• Подвижные, дидактические игры.
• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.
• Занятия по изобразительной деятельности.
Предполагаемые результаты освоения программы :• Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.
• Знание различных способов рисования.
• Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.
• Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.
Перспективное планирование
вариативной программы «Капелька»
по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования для детей для детей 5-6 лет
месяц № Тема занятия Содержание занятия Колич часов
Сентябрь
1 «Знакомство с кляксой» Рисование в технике кляксография обычная.
Загадки про кляксу.
- Дидактическая игра «Волшебный стул»
- Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»
- Подвижная игра «Пузырь»
- Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»
Физкультминутка «Улыбнись» 1
2 «Превращение кляксы»
Рисование в технике кляксография с трубочкой.
- Стихи про кляксу
- Дидактическая игра «Подарок другу»
- Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы»
- Подвижная игра «Карлики и великаны»
- Дыхательная гимнастика «Волшебные слова»
- Физкультминутка «Упражненье повтори» 1
3 «Летний сад»
Изобразительная деятельность в технике пластилинография. - Стихи о лете
- Дидактическая игра «Посадим цветочки»
- Пальчиковая гимнастика «Уточка»
- Подвижная игра «Кто быстрее»
- Дыхательная гимнастика «Птичьи голоса»
- Физкультминутка «Удивляемся природе» 1
4 «На лесной поляне»
Аппликация из природного материала – листья, трава, семена растений.
- Чтение рассказа о лесе
- Прослушивание музыки «Звуки природы»
- Дыхательная гимнастика «Ветер в лесу»
- Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
- Подвижная игра «Изобрази животное»
- Физкультминутка «Сильный ветер сосны крутит» 1
Октябрь
5 «Красивые цветы»
Рисование в технике Фроттаж- Загадки о цветах
- Дидактическая игра «Собери ромашку»
- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»
- Подвижная игра «Веселый цветок»
- Дыхательная гимнастика «Душистый цветок»
- Физкультминутка «Руки тянем в потолок» 1
6 «Осенний сад»
Рисование в технике восковые мелки +акварель - Стихи о цветах
- Наблюдение за клумбой
- Пальчиковая гимнастика «В прятки пальчики играли»
- Дидактическая игра «Клумба»
- Дыхательная гимнастика «Сад- огород» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Рябинка» 1
7 «Козленок»
Лепка из пластилина с использованием природного материала – палочки, трава, семена растений - Загадки о животных
- Чтение стихов о козленке
- Дидактическая игра «Чей малыш? »
- Пальчиковая гимнастика «Долго, долго мы лепили»
- Физкультминутка «Мишка» 1
8 «Птичий двор»
Аппликация из природного материала – листья, семена растений.
. - Загадки о домашних птицах
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Дидактическая игра «Цветные поляны»
- Пальчиковая гимнастика «Круглый год»
- Дыхательная гимнастика «Гуси»
Физкультминутка «Скачет шустрая синица» 1
Ноябрь 9 «Золотая осень»
Рисование поролоном - Чтение стихов об осени
- Рассматривание картин
- Прослушивание музыкальных произведений
- Пальчиковая гимнастика «Друзья- садоводы»
- Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»
- Физкультминутка «Желтая песенка» 1
10 «По замыслу»
Рисование вдвоем
Чтение стихов
- Беседа «Ниши верные друзья»
- Подвижная игра «Карусель»
- Пальчиковая гимнастика «Овощи»
- Дыхательная гимнастика «Партизаны»
- Физкультминутка «Это легкая забава» 1
11 «Осень в лесу»
Пластилинография- Беседа о лесе
- Чтение стихов об осени
- Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»
- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
- Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»
- Физкультминутка «Листопад» 1
12 «Необычные цветы»
Аппликация – бумажные жгутики с использованием цветной бумаги или цветных салфеток.
Беседа о цветах
- Загадки о цветах
- Дидактическая игра «В мире растений»
- Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
- Дыхательная гимнастика «Насос» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Сказка про краски» 1
Декабрь
13 «Зима»
Рисование в технике свеча +акварель
Загадки о зиме
- Стихи о зиме
- Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»
- Дидактическая игра «Птичья столовая»
- Дыхательная гимнастика «Лыжник»
- Физкультминутка «Я мороза не боюсь» 1
14 «Снеговик»
Рисование в технике монотипия предметная - Стихи про снеговика
- Дидактическая игра «Живое- неживое»
- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»
- Подвижная игра «Сделай фигуру»
- Дыхательная гимнастика «Обними плечики» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Скок-скок-скок» 1
15 «Новогодняя елка»
Пластилинография- Беседа о новогоднем празднике
- Чтение стихов о новогоднем празднике
- Пальчиковая гимнастика «Елочка»
- Подвижная игра «Дед Мороз»
- Дидактическая игра «Сочиняем сказку»
- Физкультминутка «Белые елочки»
1
16 «Воробьи на дереве»
Коллективная аппликация с использованием крупы и семян растений. - Загадки про воробья
- Дидактическая игра «Экологическое лото»
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
- Дыхательная гимнастика «Дровосек»
- Физкультминутка «О чем пот воробушки» 1
Январь
17 «Заснеженная улица»
Рисование в технике монотипия пейзажная. Беседа о зиме
- Прослушивание музыкальных произведений о зиме
- Подвижная игра «Два мороза»
- Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
- Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой? »
- Физкультминутка «Белый пух» 1
18 «Зимний пейзаж- снежинки танцуют»
Рисование в технике Фроттаж.
- Чтение стихов о зиме
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Подвижная игра «Мы- веселые ребята»
- Пальчиковая гимнастика «Белка»
- Дыхательная гимнастика «Большой маятник» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Белая зима» 1
19 «Зимнее дерево»
Лепка из пластилина с использованием природного и бросового материала- палочки, песок, стаканчики из-под йогурта, целлофан. - Беседа о деревьях
- Чтение рассказов о зиме
- Дидактическая игра «Какие бывают растения? »
- Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
-Дыхательная гимнастика «Мы сегодня так играем» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «С неба падают снежинки» 1
20 «Елочка-красавица»
Аппликация с использованием лоскутков ткани и бросового материала.
- Чтение стихов о елочке
- Прослушивание музыкальных произведений
- Подвижная игра «Лесные тропинки»
- Дидактическая игра «Мы сложили песенку»
- Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»
- Физкультминутка «Рыжая лисичка» 1
Февраль
21 «Метелица»
Рисование в технике свеча +акварель. Наблюдения за изменениями в природе в конце зимы
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Подвижная игра «Снежная карусель»
- Пальчиковая гимнастика «Разминка
- Дыхательная гимнастика «Ладошки» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «На дворе у нас мороз» 1
22 «Снегопад»
Рисование в технике точечный рисунок. Способ нанесения краски- снежинок – тонким концом кисточки или спички.
Чтение стихов
- Рассматривание рисунков воспитателя
- Подвижная игра «Зима надоела»
- Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
- Дыхательная гимнастика «Старший брат» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»
1
23 «Плывет, плывет кораблик»
Пластилинография- Чтение рассказов об армии и солдатах
- Дидактическая игра «Плоскостное конструирование Кораблик»
- Подвижная игра «Самый быстрый, самый ловкий»
- Пальчиковая гимнастика «Наша армия»
- Дыхательная гимнастика «Шаги» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Царь-горох» 1
24 «Моя любимая игрушка»
Аппликация из бросового материала + крупа.
- Чтение стихов «Игрушки»
- Рассматривание игрушек
- Рассказывание о любимой игрушке
- Дидактическая игра «Наряди Машу»
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
- Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» 1
Март
25 «Портрет любимой мамочки»
Рисование в технике восковые мелки +акварель. - Беседа о маме
- Рассматривание фотографий мам
- Стихи о маме
- Дидактическая игра «Придумай портрет»
- Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Физкультминутка «Оранжевая песенка» 1
26 «Букет для мамы»
Рисование в технике оттиск смятой бумагой - Чтение рассказа о маме
- Прослушивание музыкальных произведений
- Рассматривание альбомов «Цветы»
- Дыхательная гимнастика «Песенка колокольчика»
- Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся»
- Физкультминутка «На лугу растут цветы» 1
27 «Петушок»
Лепка из пластилина с использованием бросового материала – палочки, фантики, травка.
- Загадки о петушке
- Чтение стихов о петушке
- Рассматривание иллюстраций в книгах
- Дыхательная гимнастика «Петушок»
- Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
- Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука» 1
28 «Черепашка»
Объемная аппликация в технике смятая бумага Загадки о диких животных
- Рассматривание рисунков, фотографий
- Просмотр мультфильма «Львенок и черепаха»
- Дидактическая игра «Экологическая цепочка»
- Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
- Физкультминутка «А над морем мы с тобой» 1
Апрель
29 «Ветер по морю гуляет»
Рисование зубной щеткой. - Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижная игра «Морские обитатели»
- Пальчиковая гимнастика «Волна»
- Дыхательная гимнастика «Пароход»
- Физкультминутка «Что там чудится в тумане» 1
30 «Первоцветы»
Рисование ватными палочками Рисование ватными палочками.
- Чтение стихов о цветах
- Рассматривание альбомов, фотографий
- Дидактическая игра «Какие бывают растения»
- Пальчиковая гимнастика «Улитка»
- Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Видишь, бабочка летает» 1
31 «Весенний ковер»
Лепка из соленого теста.
- Чтение стихов о весне
- Рассматривание картин на тему «Весна»
- Прослушивание музыкальных произведений
- Дидактическая игра «Цветовое лото»
- Пальчиковая гимнастика «Встреча»
- Физкультминутка «Руки подняли и по качали» 1
32 «Расцвели тюльпаны»
Аппликация объемная с элементами оригами Загадки о цветах
- Наблюдение за цветами
- Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
- Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»
-Дыхательная гимнастика «Кошка»(А.Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Наши алые цветки» 1
Май
33 «Дождь»
- Загадки о явлениях природы
- Подвижная игра «Солнышко и дождик»
- Дидактическая игра «Четыре стихии»
- Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Дыхательная гимнастика «Спрятался в воду»
- Физкультминутка «Теплоход» 1
34 «Букет в вазе»
Рисование в технике коллаж (рисование мыльными пузырями, восковыми мелками, ватными палочками, фроттаж) - Беседа о цветах
- Рассматривание картин, рисунков
- Дидактическая игра «Собери букет»
- Пальчиковая гимнастика «Паучок»
- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»
- Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся» 1
35 «Майский день»
Пластилинография.
Загадки о весне
- Прослушивание музыкальных произведений
- Пальчиковая гимнастика «Пчелки»
- Дыхательная гимнастика «Блюдце с медом»
- Физкультминутка «Встали дети ровно в круг» 1
36 «Яблоня в цвету»
Пластилинография. - Чтение стихов
- Наблюдение за цветущим садом
- Рассматривание картин
- Дыхательная гимнастика «Душистая сирень»
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
- Физкультминутка «Пчелки в домиках сидят»
1

Итого 36 часов
Используемая литература:
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб. :КАРО. 2008.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. Дошкольное воспитание. 1991, №2
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М. : Просвещение, 1987.
Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.
Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М. : Айрис- прогресс. 2009.
Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. Москва АЙРИС ПРЕСС 2004.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012.
Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011, - 16с.
Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.
Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.
Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.  Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.Примерное планирование кружка «Весёлая кисточка»
Перспективное планирование
вариативной программы «Капелька»
по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей для детей 4-5 лет
№ месяц тема занятия оборудование количчасов1 сентябрь «Мой любимый дождик» (Рисование пальчиком)
цель:
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Два листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. 1
2 «Веселый мухомор» (Рисование пальчиком) 1занятие
цель:
Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора. 1
3 «Веселый мухомор» (Рисование пальчиком, оттиск печатками из листика) 2 занятие
Цель: Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами печати печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа) Тонированный лист А4, гуашь, мисочки для краски, кисть , сухие листья, салфетки. 1
4 «Воробушек» (Рисование ладошкой)
Цель: Учить изображать птиц, используя при этом кулачок, передавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук. ½ Лиса А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, кисть, иллюстрации. 1
5 октябрь «Ягоды и яблочки»
(Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины)Цель: Познакомить с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелочке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развитие чувства композиции. Круги из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, муляжи. 1
6 «Моя любимая игрушка» (Оттиск пробкой, рисование пальчиком)
Цель: Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.  Лист А4, гуашь, мисочки для краски, игрушки, эскизы. 1
7 «Ветка рябины» (Рисование пальчиком)
Цель:
Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство;
Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности;
Закрепить прием вливания одного цвета в другой;
Учить технике пальчикового рисования, развитие мелкой моторики рук. оборудование: альбомный лист, тонированный черным цветом, дополнительно ½ А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, фартук, гроздь рябины – натура или иллюстрация. 1
8 «Мы рисуем, что хотим» (Разные)
Цель:
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками) Все имеющиеся в наличии. 1
9 ноябрь
«Домашние животные» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т.е. использовать тычковую фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа. Вырезанные из бумаги фигурки животных, жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением животных. 1
10 «Ёжики» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Учить рисовать овальную форму, закрепление навыков рисования сухой жесткой кистью. Побуждать к использованию др., уже знакомых техник нетрадиционного рисования. Воспитывать аккуратность. жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением ежа. 1
11 «Украсим шарфик» (Печать по трафарету)
Цель: Познакомить детей с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции. Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь, трафареты цветов, поролоновые тампоны. 1
12 «Мы рисуем, что хотим» (Разные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью) Все имеющиеся в наличии. 1
13 декабрь «Зимний пейзаж» (Набрызг, рисование по мокрой бумаге)
Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой – набрызг и рисование по мокрой бумаге. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Лист бумаги, поролон, мисочка с водой, кисть, кусочек картона, гуашь. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа 1
14 «Снеговичок» (Обрывание бумаги)
Цель: Учить создавать объемное изображение снеговика, при помощи техники обрывания бумаги. Учить детей правильно наклеивать бумагу, не выходя за контур. ½ лист тонированной бумаги, кисть клеевая, клей салфетка, клеенка. 1
15 «Маленькой елочке холодно зимой» (Набрызг, оттиск печатками, рисование пальчиком)
Цель: Продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность. Лист А4 тонированный, кисть, гуашь, кусочек картона, печатки. 1
16 «Елочные игрушки» (Оттиск печатками)
Цель: Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка. Тонированный лист бумаги, гуашь, кисть, печатки различной формы( из пробки, картофеля, поролона). 1
17 январь «Кораблик в море» («Знакомая форма – новый образ»)
Цель: Знакомство детей с новой техникой рисования. Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение аккуратно раскрашивать акварелью. Развивать воображение. Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, акварель, иллюстрации 1
18 «Аквариум» (Восковые мелки + акварель)
Цель: Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие. Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы. 1
19 «Портрет зимы» (Восковые мелки + акварель)
Цель: Упражнять в рисовании деревьев восковыми мелками, украшать дополнительными деталями (снежинки – рис. пальчиком). Учить тонировать лист цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы. 1
20 «Котята» (Черно-белый гратаж)
Цель: Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – гратаж. Упражнять детей в рисовании при помощи трафарета. Учить передавать характерные особенности котенка. Учить рисовать в центре листа.
Приготовленный лист для черно-белого гратажа, трафареты с изображением котенка, зубочистки. 1
21 февраль «Собачка» (Рисование ладошкой)
Цель: Учить изображать собачку, используя ладонь и запястье. Побуждать детей к самостоятельному выбору средств выразительности рисунка. Развивать творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук. Лист А4, гуашь, кисть, мисочка для краски. 1
22 «Подарок (открытка)» (Различные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.) Все имеющиеся в наличии. 1
23 «Любимые герои сказок» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Упражнять в технике тычка полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое ср-во выразительности, как фактура. Побуждать к использованию уже знакомых нетрадиционных техник. Лист А4, жесткая клеевая кисть, иллюстрации из сказок. 1
24 «Мимоза для мамы» (Скатывание и обрывание бумаги)
Цель: Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте. Лист цветного картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, эскизы. 1
25 март «Фруктовый натюрморт» (Трафареты, набрызг)
Цель: Знакомство с художественным жанром – натюрморт. Закреплять навыки детей в использовании шаблонов и трафаретов. Развитие цветовосприятия. Лист А4, трафареты и шаблоны фруктов, зубная щетка, гуашь, мисочки для краски 1
26 «Мое любимое домашнее животное» (Оттиск смятой бумагой )Цель: Учить детей рисовать животное, передавая его характерные особенности. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность. Лист А4 + ½ А4, акварель, гуашь, вода, мисочки для краски. Иллюстрации или фотографии домашних любимцев. 1
27 «Подснежники» (Различные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.) Все имеющиеся в наличии. 1
28 «Бабочка» (Монотипия, рисование ладонью)
Цель: Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации бобочек. 1
29 апрель «Веселые кляксы» (Кляксография)
Цель: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.Поощрять детское творчество, инициативу лист, размер А4;
дополнительный лист для тренировочного упражнения;гуашь;
набор фломастеров;
кисть;салфетка;
готовые работы по кляксографии для образца. 1
30 «Заколдованные цветы» (Кляксография, выдувание через трубочку)
Цель: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.Поощрять детское творчество, инициативу. лист, размер А4;
дополнительный лист для тренировочного упражнения;
гуашь;набор фломастеров;кисть;
салфетка;готовые работы по кляксографии для образца. 1
31 «Весенняя полянка» (Монотипия)
Цель:Продолжить упражнять детей в технике – монотипия. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации с весенним пейзажем. 1
32 «Салют» (Акварель + восковые мелки)
Цель: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Поощрять детское творчество, инициативу. Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы. 1
33 май «Одуванчики» (Акварель + восковые мелки, печатание печатками)
Цель: Совершенствовать умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции Лист А4, тонированный бледно- зеленым цветом восковые мелки, акварель, кисти, мисочки для краски, печатки треугольной формы, разных размеров, эскизы. 1
34-
35 «Моя любимая игрушка» (Различные)
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник. Все имеющиеся в наличии. 2
36 «Итоговая выставка рисунков за год» (Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.)Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка) 1
Итого 36 часов
Перспективное планирование
вариативной программы «Капелька»
по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей для детей 3-4 лет

№ Месяц Тема занятия (техника работы) Цель Колич. часов
1 сентябрь «Веселые мухоморы (1-е занятие)» Рисование пальчиками Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба. Закрепить умение ровно раскрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. 1
2 «Веселые мухоморы (2-е занятие)
Рисование пальчиками Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа). 1
3-
4 «Осеннее дерево» (коллективная работа). Рисование ладошками Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. 2
5 октябрь «Букет из осенних листьев» (Печатание листьями) Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. 1
6 «Рябинка» (1-е занятие) Рисование пальчиками
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. 1
7 «Рябинка» (2-е занятие)
Скатывание бумаги Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги.Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки.Развивать чувство композиции. 1
8 «Мы рисуем, что хотим» (Разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 1
9 ноябрь «Воздушные шары» (Оттиск пробкой, тампонирование.) Познакомить с новой техникой - оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность. 1
10 «Разноцветные колечки» (Рисование пальчиками) Закрепить умение рисовать пальчиками, наносить колечки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность. 1
11 «Пушистые животные» (занятие 1).( Тычок жесткой полусухой кистью) Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. 1
12 «Пушистые животные» (занятие 2) (Тычок жесткой полусухой кистью) Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью. Воспитывать аккуратность. 1
13 декабрь «Снежные комочки» (Рисование пальчиками, оттиск печатками.) Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. Воспитывать аккуратность. 1
14 «Мои рукавички» (Оттиск печатками, пробкой, рисование пальчиками.) Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. 1
15 «Маленькой елочке холодно зимой» (Рисование пальчиками, оттиск печатками.) Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа
( снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками. 1
16 «Веселый снеговичок» (Тычок жесткой полусухой кистью) Закрепить технику рисования тычком полусухой жесткой кистью - учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. 1
17-
18 январь «Я слепил снеговика»(занятие 1,2) (Скатывание бумаги ) Закрепить технику – сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт. Воспитывать аккуратность. 2
19 «Снежинки» (Свеча + акварель) Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. 1
20 «Елочка» (Восковые мелки + акварель) Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколькоцветов.
Воспитывать интерес, аккуратность. 1
21 февраль «Снежинки» (Свеча + акварель) Продолжать знакомство с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. 1
22-
23 «Кораблик» (2 занятия).( Скатывание бумаги) Закрепить технику- скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. 2
24 «Рисуем, что хотим» (Разные) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 1
25-
26 март «Цветы для мамы» (Рисование ладошками, пальчиками, печатками) Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность. 2
27 «Солнышко» (коллективная работа). Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к рисованию. 1
28 «Бабочка» (Рисование ватными пальчиками, тампонирование)
Выставка: Весеннее настроение. Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. 1
29-
30 апрель «Вот какие осьминоги!» (Рисование ладошками) Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Воспитывать аккуратность. 2
31 «Рыбки» (Рисование пальчиками, печатками)
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы. 1
32 Оформление коллажа «Подводное царство» Выставка: Подводное царство. Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. 1
33 май «Цветочки на лугу» (Восковые мелки + акварель.) Закрепить технику рисования восковыми мелками, умение наносить акварель на готовый рисунок. 1
34 «Божьи коровки» (Рисование пальчиками) Закрепить умение раскрашивать готовую картинку, умение рисовать пальчиками. Воспитывать аккуратность. 1
35 «Одуванчики» (Тампонирование) Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность. 1
36 «Рисуем, что хотим» (Разные)
Выставка: Улыбки весны. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 1
Итого 36 часов

СОГЛАСОВАНО
Экспертный совет ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Темиртау» ____________________
« »__________________2014 года УТВЕРЖДАЮ
И.о.руководителя ГККП «Ясли-сад № 21
«Самал» акимата города
Темиртау Отдела образования,
физической культуры и спорта
города Темиртау»
Бурибаева Т.М.____________
« »____________2014 года

Программа вариативного компонента
ГККП я/с № 21 «Самал»
на 2014-2015 учебный год
«Капелька»
(Художественно- эстетическое развитие через нетрадиционные техники рисования
для дошкольников 3-6 лет)
Темиртау 2014