Методическая разработка урока математики на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.


Методическая разработка урока математики
по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
6 класс
Урок-путешествие
"По стране обыкновенных дробей"

Учитель математик И.К.Дружиненко.
2014г.
Цель урока: повторение и закрепление изученного материала по теме “Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей”, развитие математического мышления, активности учащихся на уроке, расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
-определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, сокращения дробей; - воспитание любознательности, дисциплинированности, усидчивости, взаимной ответственности и зависимости в группах;- развитие у детей логического мышления, интереса к урокам математики.
Оборудование к уроку:-компьютр;-проектор;- экран-школьная доска и мел;- презентация к уроку;
- рабочая тетрадь ученика
Ход урока.
1. Организационный момент. Вступительная беседа. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и мы проведем не обычный урок, а урок-путешествие. Обычно в начале путешествия экскурсовод проводит небольшой исторический экскурс по маршруту путешествия. И мы совершим экскурсию в историю обыкновенных дробей.
В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
2. Устная работа. Вступительное слово учителя:
Учитель:  - Ребята, а вы любите путешествовать?
-А на каком виде транспорта можно путешествовать? ( машина, автобус, поезд, самолёт, теплоход и др.)
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в страну занимательной математики - страну «Обыкновенных дробей». Конечная цель - дворец Царицы дробей.
Учитель:  Прежде чем отправится в путешествие мы проведём разминку. (Устная работа. За каждый правильный ответ ученик получает фишку определённого цвета).
Приведите дробь 611. к знаменателю 33; Приведите дробь 37. к знаменателю 49;
Приведите дробь к общему знаменателю 37 и 14; 14 и 316; 38 и 26;
Сократите дробь
Учитель:  Итак, разминка окончена, пришло время для путешествия. А путешествие мы совершим на кораблях . Два корабля сейчас спустятся на воду, каждая из  2-х команд займет свое место на одном из кораблей. А я буду адмиралом  нашей флотилии. ( команды формируются по цвету фишки)

Учитель:  Для  начала путешествия необходимо выбрать название своему кораблю. Поэтому вы сейчас возьмёте свои судовые журналы и выполните задания для испытания юнг. В журнале вам необходимо написать свою фамилию, дату отплытия и записывать только ответы, а затем с помощью дешифратора прочитать название своего корабля. Команды получают корабли с названием «Витязь 312» «Звезда 345»
1Найти значение выражения:
а) ½ + 5/8 = г) ¾ - ½ =
б) 5/7 – 3/14 = д) 5/9 – 5/18 =
в) 1/6 + 3/8 = е) 7/12 + 7/24 =
_________________________________________
а) 1/4 + 2/5 = г) 4/7 – 3/14 =
б) 3/5 – 4/7 = д) 7/10 – 3/5 =
в) ¾ - ½ = е) 5/9 – 5/27 =

Учитель:  Пожалуйста охарактеризуйте числовую часть названия своего корабля. Сформулируйте признаки делимости на 2, 5, 3, 9
Учитель:  как вы считаете на вашем корабле определился капитан? Ведь он в ответственную минуту взял командование (ответ) на себя?
Учитель:  Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки, если они возникли. В судовых журналах и на экране записаны примеры. Необходимо их решить, тем самым будут устранены неисправности корабля.

25 + 13 = 1115
512 - 16=21227 + 514=91425 + 13 =111527 + 514= 91434 - 25= 72025 + 13 = 1115
512 - 16 = 21227 + 514 = 91425 + 13 = 111527 + 514= 91434 + 25= 720
С помощью мультмедийного проектора осуществляется проверка решения и за правильное решение команда получает звезду
Учитель:  Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из гавани готовы.
Звуки взволнованного моря

Учитель:  На море поднимается шторм.

Чтобы проверить готовность капитанов к борьбе со стихией необходимо капитанам решить уравнение:
«Витязь»
(45 – х ) + 1320= 2530«Звезда»
23 - ( 79 - у ) =13.
Музыкальная заставка «Песенка про капитана»
 Капитаны на 2 частях доски решают уравнение, все остальные ученики решают в судовых   журналах. С помощью мультмедийного проектора осуществляется проверка решения и за правильное решение команда получает звезду.
Учитель:  Ребята, а кто обитает в морях, океанах.? Давайте выйдем на палубу и осмотрим окрестности моря. Нет  ли где опасности. На море спокойно и в дали кто-то плещется. Давайте узнаем кто это, ответив на следующие вопросы
. (Белуха)
Демонстрируется видеофильм о Белухе.
Учитель:  Свистать всех наверх! Внимание!. На горизонте появилась земля. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят наши корабли, а для этого необходимо преодолеть подводные рифы.
1. Какую из дробей нельзя представить в виде дроби со знаменателем 30?
А.     Б.     В.     Г.  
Учитель:  А вот и дворец Царицы дробей. Наше путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Благодарю  за хорошую службу флоту и математике. У кого 6–7 звездочек , получают оценку «5», у кого 5 звезд – оценку «4». Закрывайте судовые журналы. Капитаны соберите их и сдайте
Рефлексия.
В начале урока учитель раздаёт листы настроения. Цветным карандашом учащиеся закрашивают одну физиономию, которая соответствует их настроению в начале урока.

5.Итог урока.