Программа организации изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования


Баяхметова А.Д.
методист
мини-центр при КГУ
«ОСШ №12 г. Темиртау»
Карагандинская область
Программа организации изобразительной деятельности
детей младшего дошкольного возраста
посредством нетрадиционных техник рисования
Одно из главных условий успеха обучения детей младшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования и развития их творчества - индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществит такой подход, необходимо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок, владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации. Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Актуальность программы обусловлена необходимостью воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать чувство художественно-эстетического вкуса, творческую активность и целеустремленность.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе изучения нетрадиционных техник является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству необходимо воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.
Изучение изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник является одним из важнейших средств эстетического воспитания детей. Это проявляется в содержании и построении методики работы с детьми: и в развитии умения видеть и понимать прекрасное, и в отборе содержания для изображения, и в развитии эстетических чувств на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, и в отборе материалов для занятий, позволяющих добиться наиболее выразительного изображения.
Практическое применение
Нетрадиционные методы рисования данной программы  можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт  рисования  различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему  рисования.
Воспитательный аспект
Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом. Необходимо с первых занятий по изобразительной деятельности учить детей наблюдать за окружающим, видеть расположение предметов в пространстве. Среди этих явлений, прежде всего надо обращать внимание на те, в которых ребёнок может заметить движение, это те явления, которые обладают временной последовательностью. Задания, включающие изображение данных явлений, можно назвать творческими, так как вводят ребёнка в образ, вызывают эмоциональный отклик. Занятия нужно проводить живо, интересно. Во время рисования воспитатель следит, как дети держат кисточку, набирают краску на ворс, затем вместе с ними любуется работами.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.
Занятие можно провести, используя метод сотворчества. Воспитатель изображает силуэт, дети завершают работу. Основное изобразительное средство, которое  дети передают – ритм мазков. Задания по двигательному ритму можно проводить в течение всего года, подбирая для этого различное
образное содержание. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. Задания по цвету, в которых главное внимание воспитатель обращает на контраст цветовых пятен, проводятся после того, как дети уже овладеют ритмом штрихов, мазков. Воспитатель подводит детей к передаче формы, похожую на округлую, удлиненную, с помощью заданий по линейному контуру. Он предлагает детям нарисовать линии разной протяженности, ассоциируя их с травкой-муравкой, цветами на поляне, веточками, цветными ленточками. Дети дорисовывают к флажку палочку, к шарику ниточку. Для формирования у детей младшего возраста чувства цвета, композиции, воспитателю нужно больше внимания уделять знакомству с произведениями искусства. На занятиях надо использовать образные выражения: красно солнышко, дождик-дождик, травушка-муравушка, солнышко-ведрышко и т.д. Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования. Можно повторять с воспитателем слова потешки.
 Существует и другая взаимосвязь: музыки и рисования. Они не только обогатят сенсорный опыт ребёнка, но и создадут у детей радостное настроение, вызовут желание передать эти явления в рисунке. Для показа приемов изображения, а также для развития у них самостоятельных действий используются различные наглядные пособия. Это могут быть картины-панорамы, фланелеграф, плоскостные изображения предметов, фигур, настольно-печатные игры. Чаще всего воспитатель показывает приёмы рисования на мольберте. В процессе освоения различных художественных материалов дети приобретают технические навыки и умения. Также воспитатель использует общий показ, приём пассивных движений, словесные напоминания. Овладевая способами самостоятельных действий, дети младшего возраста могут применять освоенные на занятиях способы в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены на формирование процессов восприятия, различения форм, цвета, их воспроизведение в рисунке. Методы и приёмы определяются также спецификой возраста и индивидуальными особенностями детей. Взаимосвязь музыки и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, создаёт условие для вхождения младшего дошкольника в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний.
Способность к творчеству с помощью нетрадиционных техник является специфичной особенностью ребенка, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей ребенка, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Созданные ими образы обладают большей выразительностью, зависящей от степени общего развития творческих способностей и приобретенных навыков в процессе изучения нетрадиционных техник в работе.
Цель программы: развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
2. Познакомить с разными жанрами живописи.
3. Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
4. Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
5. Побуждать детей экспериментировать с изоматериалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
6. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
7. Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.
8. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунке, используя различные техники рисования.
9. Развивать пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
10. Формировать навыки коллективного творчества.
11. Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
12. Способствовать развитию внимания и усидчивости.
Программа рассчитана на 1 год. Предусматривает организацию работы с детьми 1 раз в неделю с сентября по май. Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам (10 - 12 человек). Длительность занятия с детьми 3 - 4 лет составляет 10 - 15 минут. Общее количество занятий в год – 36.
Методы и приемы
Словесные методы:
- Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки.
Информационно – рецептивные методы:
- Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения.
Репродуктивные методы:
- Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод:
- Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу.
Формы работы
- Беседа.
- Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
- Знакомство с различными художественными материалами.
- Чтение стихов, загадок.
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Подвижные, дидактические игры.
- Дыхательная, пальчиковая гимнастика.
- Занятия по изобразительной деятельности.
Методы работы
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
Ожидаемые результаты освоения программы
- Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
- Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.
- Знание различных способов рисования.
- Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.
- Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.
Способы оценивания уровня достижений воспитанников
- Методика Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
- Диагностика уровня развития творческих способностей детей.
- Диагностика «Изучение рисунков детей».
- Диагностические задания.- Выставки детских работ.
Программное обеспечение
- методические пособия:
1. Емельянова Т. «Рисуем животных: от бабочки до динозавра»
2. Сопол Т.Ф. «Страна Рисования»
- интернет - ресурсы:
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http//ru/wikipedia.org/wiki2. Дошколенок. – Режим доступа: http//www. 4stupeni.ru
3. Педсовет.org.Интернет - педсовет. – Режим доступа: http//pedsovet.org
- описание нетрадиционных техник рисования: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, монотипия предметная, черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение и др.
- иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, репродукции картин известных художников;
- картотека дидактических игр;
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека физкультминуток;
- подборка стихотворений, потешек, загадок, сказок, рассказов;
- консультации для родителей;
- диагностика знаний, умений.
Материальное обеспечение
Акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктельные трубочки, палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, акриловые краски, цветные карандаши, пластилин, воск, уголь, соль, нитки, цветная бумага, маркеры, цветные мелки, точилки, клеенки, газеты, малярный скотч, простые карандаши, ластик, палитра, клей резных видов, линейки, стиплер, кнопки, бумага разного формата и цвета, тушь разноцветная, пастель, сангина, уголь, ванночки с поролоном, специальные краски для батика, ткани и др.
План занятий по изобразительной деятельности
с детьми младшего дошкольного возраста
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата Задачи
1. Свитер для куклы Айсулу 1 сентябрь Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пальчиками. Развивать инициативу. Закрепить знание цветов. Учить составлять элементарный узор.
2. Дождик, дождик 1 сентябрь Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - пальчиком. Показ приёма получения точек и коротких линий. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Развивать чувство ритма: побуждать рисовать капли дождя короткими штрихами. Воспитывать самостоятельность.
3. Нарисуем ежику колючки 1 сентябрь Учить детей рисовать колючки ежикам нетрадиционным способом - пальчиком. Учить внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3 - 4 слов. Обогащать и активизировать словарь по теме. Воспитывать заботливое отношение к животным.
4. Корзинка с малинкой 1 сентябрь Познакомить детей с нетрадиционным рисованием красками - способом примакивания пальцев к листу бумаги. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Формировать у детей представления о диких животных: медведе, его внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться с взрослыми и сверстниками.
5. Осеннее деревце 1 октябрь Продолжать учить рисовать детей нетрадиционному способу пальчиками – окунать в краску кончик пальцев и ставить отпечатки на листе бумаги. Вызывать интерес к созданию композиции «Осеннее дерево». Воспитывать интерес к красивым, ярким явлениям природы, аккуратность, желание доводить дело до конца.
6. Листопад, листопад 1 октябрь Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - оттиск поролоном. Закреплять знания о различных цветах (сенсорное развитие). Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
7. На яблоне созрели яблоки 1 октябрь Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пластилинография. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 - 10мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга. Формировать интерес к работе с пластилином. Закрепить знание цвета – красный, жёлтый, зелёный. Развивать мелкую моторику.
8. Кто это спрятался в травке? 1 октябрь Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования на бумаге. Развивать умения у малышей воплотить в рисунке характерные признаки зайчика, творчески дополнять изображение деталями, передавать цвет, пропорции между частями. Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к животным. Формировать желание рисовать и получать удовлетворение от выполненной работы. Научить ребенка создавать изображение при помощи ладошек и пальчиков, развивать фантазию. Учить формулировать на бумаге и словесно выражать свои эмоции и ощущения.
9. Белый гусь 1 ноябрь Создание образа гуся нетрадиционным способом рисования - методом «тычка». Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, продолжать  учить сочетать воедино действия со  словами  стихотворения. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
10. Ягодки и яблочки на тарелочке 1 ноябрь Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.
11. Воздушные шарики 1 ноябрь Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним - ватными палочками. Учить ребенка правильно держать в руке кисть; рисовать круги. Формировать интерес к рисованию.
12. Веселый щенок 1 ноябрь Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования - тычком жесткой кистью. Учить правильно (чуть выше железного наконечника, тремя пальцами) держать кисть при рисовании, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Расширять представления о животных. Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.
13. Цыплёнок 1 декабрь Развивать интерес детей к нетрадиционной технике рисования – пластилинопластике. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
14. Экскурсия в зимний лес 1 декабрь Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования – ватными палочками. Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам. Отрабатывать интонационную выразительность речи, умение отгадывать загадки о животных. Формировать нравственные качества и уважительное отношение к растительности и животному миру природы.
15. Пушистое платье для ёлочки 1 декабрь Познакомить детей с нестандартным приемом рисования - «набивкой». Развивать мышление, мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. Воспитывать аккуратность, желание помочь.
16. Елочка - красавица 1 декабрь Закреплять у детей прием примакивания, рисование округлых форм нетрадиционным способом (ушными палочками), используя приемы тычка. Учить рисовать елочку крупно и белый снег пушистый. Развивать у детей наблюдательность, интерес к происходящему в природе зимой. Самостоятельно рисовать всем ворсом кисти и ее концом, располагая рисунок на всем листе.
17. Веселый снеговик 1 январь Упражнять детей в комбинировании двух различных нетрадиционных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков.
18. Загадочные струйки 1 январь Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление.
19. Волшебные узоры 1 январь Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. Учить детей делать простые выводы.
20. Снежок, снежок 1 январь Создание условий для мотивации детей дошкольного возраста к овладению нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой. Формирование представления об изобразительной деятельности как о творческом процессе. Развитие умения использовать ватную палочку как инструмент изобразительной деятельности. Развитие художественного вкуса, фантазии, мелкой моторики рук. Воспитание эмоциональной творческой отзывчивости на происходящее вокруг.
21. Зимний денёк 1 февраль Знакомство детей с нетрадиционной техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). Различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера. Продолжать знакомить с изобразительным искусством, учить самостоятельно различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету. Развивать творческие способности.
22. Сказочные снежинки 1 февраль Продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. Воспитывать у детей наблюдательность. Воспитывать умение видеть красоту снежинки,  любоваться её красотой.
23. Петушок 1 февраль Воспитывать у детей нравственно-эстетическое отношение через изображение животных в нетрадиционной технике рисования, заботливое отношение к петушку. Развивать чувство цвета, учить аккуратности. Закреплять знание о цвете (красный, жёлтый), умение правильно пользоваться кистью и гуашью. Продолжать развивать умение рисовать ладошкой и пальчиками.
24. Усатый – полосатый 1 февраль Учить детей передавать нестандартным способом образ в рисунке котенка. Закреплять умения изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. Развивать образное восприятие и воображение. Вызвать радость от созданного изображения.
Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.
25. Красивые бусы для мамы 1 март Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски. Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке. Создать радостное настроение – «подарить маме бусы».
26. Рыбки плавают в аквариуме 1 март Упражнять детей в нетрадиционной технике работы с гуашью. Упражнять в правильном в правильном держании кисти (не напрягая мышцы и не сжимая пальцы). Учить набирать краску на кисть аккуратно обмакивать всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса. Учить детей рисовать с помощью нестандартной техники. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы. Воспитывать любовь к комнатным животным. Воспитывать доброжелательность к людям, оказывать помощь людям.
27. Встреча с Колобком 1 март Продолжать развивать у детей интерес к нетрадиционному способу - бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными кусочками контурного изображения колобка). Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике. Учить обрывать бумагу разной жёсткости.
28. Весна - красна 1 март Совершенствовать умения и навыки детей в нетрадиционной технике оттиск печатками (картофель, поролон), рисование тычком жесткой кисти, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой. Развивать воображение, чувство композиции, ритма. Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
29. Солнышко 1 апрель Вызывать у детей эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
30. Звездное небо 1 апрель Обучение детей нетрадиционной технике рисования. Учить комкать бумагу. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
31. Лесная полянка 1 апрель Развивать у детей умение выразительно передавать образы из окружающего мира (весенняя полянка, трава, одуванчик, веснянки). Продолжать учить детей разбавлять основной, для получения оттенков (зеленый), смешивать зеленый с желтым, закрашивать лист в одном направлении, меняя оттенки зеленого. Развивать умение рисовать одуванчик нестандартной техникой рисования - «Сухой кистью», аккуратно наклеивать цветы веснянки, эстетически украшая свою работу.
32. Ветка мимозы 1 апрель Учить детей нестандартной технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности.
Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета. Формировать навыки аппликационной техники. Развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.
33. Красивые цветы 1 май Поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать нестандартным приемом - ладошкой и пальчиком на листе бумаги. Закрепить знания красного и зеленого цветов. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.
34. Бабочки 1 май Уточнить представления детей о бабочках. Дать представление о нестандартной технике изображения - монотипии. Формировать умение использовать сочетание цветов при доработке готовых силуэтов для создания выразительного образа
35. Модная гусеничка 1 май Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц. Продолжать формировать интерес к нестандартной технике рисования - изображению предметов пластилином на плоскости. Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями. Оттягивать пальцами нужные части предметов. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.
36. Расцвели одуванчики 1 май Закрепить умение детей самостоятельно рисовать нестандартным методом тычка (большие и маленькие овалы). Находить для рисунка место на бумаге. Формировать умение тонкой кистью рисовать стебель и листья. Развивать эстетическое восприятие.

Конспекты занятий по изобразительной деятельности
с применением нетрадиционных техник рисования
Занятие №1 «Свитер для куклы Айсулу»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с техникой рисования пальчиками.
2. Развивать инициативу.
3. Закрепить знание цветов.
4. Учить составлять элементарный узор.
Словарная работа: свитер, одежда.
Оборудование: кукла, одежда для куклы, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.
Предварительная работа: беседа; рассматривание картинок об одежде.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Айсулу. Она рассказала о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем неинтересные, без рисунка, а ей бы хотелось носить яркие, разноцветные.
2. Дидактическая игра «Подбери одежду кукле Айсулу»
Правила игры: расскажите малышам, что кукла Айсулу не может выбрать себе платье. «Помоги, пожалуйста, кукле одеться». Кукла в ваших руках капризничает: «Я хочу желтое платье!». Попросите малышам найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» и т.д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложите ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.
3. Практическая часть
Воспитатель:
- Ребята, давайте украсим свитер для куклы Айсулу.
Воспитатель показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.
4. Анализ занятия
Воспитатель:
- Что вы узнали нового на занятии?
- Понравилось вам занятие или нет? Чем именно понравилось?
- Что мы раскрашивали на занятии?
В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклой Айсулу. Воспитатель благодарит детей за активное участие на занятии.
Занятие №2 «Дождик, дождик»
Программное содержание:
1. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиком.
2. Показ приёма получения точек и коротких линий.
3. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни.
4. Развивать чувство ритма: побуждать рисовать капли дождя короткими штрихами.
5. Воспитывать самостоятельность.
Словарная работа: капелька, ливень, тучка.
Оборудование: альбомные листы, зонтик, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за дождем; беседа о дожде, туче; чтение стихов о дожде; рисование в свободное время.
Ход занятия:
1. Организационная часть
Воспитатель входит в группу с зонтиком читает стихотворение:
Посмотрите-ка, ребята,
Что это за штучка?
Это в небе голубом
Появилась тучка.
Тучка плачет,
Дождик скачет –
Тоненькие ножки.
Оставляет за собой
Мокрые дорожки.
- Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно? (о дождике)
- А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?
Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.
- Да, ребята, наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли? (куртка, резиновые сапоги, зонтик)
2. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель:
- Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».
Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом с взрослым. (2-3 раза) 3. Практическая часть
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые?
Дети отвечают.
- Тогда давайте нарисуем, как из тучек идет дождик! Скорее занимайте свои места за столами.
Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования:
- Какой цвет надо выбрать для рисования дождика? Правильно, синий. Из тучки на землю падают капельки дождя. Нарисуем их короткими черточками сверху вниз, до самого нижнего края листа, вот так.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисуем и приговариваем: дождик скачет: кап-кап-кап – тоненькие ножки. В процессе рисования педагог побуждает рисовать больше капель дождя, чтобы капелькам было веселее падать на землю.
4. Анализ занятия
Воспитатель:
- Что вы узнали нового на занятии?
- Понравилось вам занятие или нет? Чем именно понравилось?
- Что мы рисовали на занятии?
Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение М. Пляцковского «Плаксы»:
Над рекою возле кручи
Собрались в кружочек тучи.
Посмотрели сверху вниз –
Дружно плакать принялись.
А чего они ревут?
Сами не поймут.
Воспитатель благодарит детей за активное участие на занятии.