«Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» город Качканар Свердловской области
«Формирование изобразительной деятельности дошкольников посредством использования современных нетрадиционных техник рисования» (Опыт работы)
Выполнила: Лямина С.С.
воспитатель
Содержание работы
Введение
1. Актуальность работы.
2. Цели и задачи работы.
3. Ожидаемые результаты.
Глава 1. Понятие о нетрадиционных техниках рисования.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные материалы в рисовании.
2.2. Формы работы с детьми по нетрадиционному рисованию.
Заключение.
Список используемой литературы.
Актуальность работы
В образовательной деятельности с детьми особое место отвожу использованию нетрадиционной технике рисования. По наблюдениям знаю, что у детей часто возникает страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться, что получится некрасиво. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. В процессе работы ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающей действительности, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Объект работы: изобразительные умения и навыки дошкольников.
Предмет: нетрадиционные техники рисования как средство формирования изобразительных умений и навыков у детей.
Задачи работы:
- Формировать у детей технические навыки рисования.
- Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.
- Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов.
- Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, прививать навыки работы в группе и культуру труда.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дошкольники должны знать:
- названия основных цветов и элементарные правила их смешивания для получения оттенков;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- различные нетрадиционные техники рисования;
- название материалов и инструментов и их назначение.
Дошкольники должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, тычок, ватную палочку, поролон, печатку;
- рисовать предметы с использованием различных инструментов, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Глава 1. Понятие нетрадиционного рисования.
«Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет
душа художника.
Иначе говоря,
когда каждый будет находить
радость в своём труде».
Роден.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования развивает интерес к цвету, краскам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.
Одним из приёмов, используемых мной, является создание условий для творческого самовыражения ребёнка, организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования: хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость.
Глава 2. Применение нетрадиционных техник рисования в практической деятельности.
2.1. Нетрадиционные материалы в рисовании.
Для развития творческих возможностей, фантазии, интереса изобразительному искусству в группе мной создана богатая развивающая среда:
- сухие листья;
- тычок;
- гусиные перья;
- печатки;
- шаблоны;
- пенопласт;
- смятая бумага;
- ватные палочки;
- уголь;
- салфетки;
- восковые мелки;
- акварельные мелки;
- пробки;
- мыльные пузыри;
- нитки;
- зубные щетки.
Разнообразная развивающая среда позволяет детям делать выбор в рисовании, открывает возможность творить по-своему по-детскому, а не по указанному шаблону.
Используя на занятиях нетрадиционные техники и материалы, заметила, что дети с удовольствием и увлечением выполняют разного рода упражнения, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, сильными и уверенными. Рисунок сделанный руками детей - это успех от сознания того, что я могу сам!
2.2. Формы работы с детьми по нетрадиционному рисованию.
Формы работы с детьми:
Основной формой работы является:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- свободная.
С детьми младшего возраста использую техники:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками,
- рисование ладошками,
- рисование тычком (кисточка с поролоном);
- рисование поролоном.
С детьми среднего возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- отпечатки листьями,
- рисование ладошками;
- рисование тычком.
В старшем дошкольном возрасте детям предлагается освоить более сложные методы и техники:
- мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия обычная,
- монотипия пейзажная,
- пластилиновая живопись,
- витражными красками на стекле,
- граттаж,
- ниткой,
- использование смешанных техник.
Для активизации внимания детей использую:
- сюрпризный момент (приход героя, отправление в путешествие),
- просьба о помощи,
- музыкальное сопровождение,
- сказки, стихи, загадки.
Выделяю основные направления работы:
1. Создание в группе условий для творческого рисования.
2. Раскрытие творческого потенциала посредством нетрадиционных техник рисования.
3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования строила по следующему алгоритму:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Для реализации этих направлений создала соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное место для уголка рисования. В раздевальной комнате создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши другие инструменты. Учитывая возможности детей, продумала темы для работы, составила перспективный план.
В изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования развиваю у детей умение работать самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия.
Руководство изобразительной деятельностью детей осуществляла в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.
Совместную деятельность с использованием нетрадиционных техник проводила 1 раз в месяц. При применении нетрадиционных техник рисования старалась получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.
Познакомились с рисованием по сырой бумаге (например, «Небо», «Радуга»). Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям поэкспериментировать: дорисовать по желанию картину.
С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, деревья.
Каждое занятие удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге, размыванием краски, рисованием цветными кляксами рисованием с помощью оттиска, монотипии.
В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата.
Работа фантазии объединяла случайный набросок цветных клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальную задумку.
На занятиях с детьми я использую также способ нетрадиционной техники рисования – монотипию («Бабочка», «Стрекоза»). Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей («Деревья смотрят в воду») и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу.) В свободное время ребята сами занимаются творчеством, обсуждают свои работы, которые находятся на выставке.
Кроме этого, мы вместе готовим материал: разрезаем бумагу, оформляем работы в рамки, тонируем альбомные листы бумаги для занятий. Читаем стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумываем рассказы и к ним рисуем рисунки.
Родителей наша работа очень интересует. Некоторых мамы и папы заинтересовались нетрадиционными приёмами изображения. По каждой технике я даю им свои рекомендации. Они с удовольствием вечером дома ещё раз рисуют по этой же теме, тем самым закрепляя данную технику и вдохновляя детей на дальнейшее экспериментирование. Совместно с родителями и детьми мы создаём выставку работ, выполненных дома.
Заключение
В результате формирования изобразительной деятельности посредством современных нетрадиционных техник мной были выявлены следующие результаты работы:
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
-дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему работы по формированию изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт детей.
Список литературы:
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80с.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969.
Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.
Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» - М.: Классике Стиль, 2004.
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Изд.: Академия развития, 2007.