Программа интегрированного курса Культура добрососедства


ВВЕДЕНИЕ
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Структура и содержание курса соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на 34 часа.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами «культуры мира»;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты
Учащиеся познакомятся:
с историческими, природно-географическими, литературными, лингвистическими особенностями Крыма;
с культурами народов, населяющих полуостров;
Учащиеся научатся:
бережно относиться к духовным святыням, памятникам истории и культуры, своей семье, к своей родине - России;
Учащиеся получат возможность осознать целостность окружающего мира и его ценность.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства для их достижения;
использовать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Учащиеся получат возможность научиться
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учащихся;
реализовывать свой опыт в инициативах и проектах.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить ответы в тексте, иллюстрациях;
владеть действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
использовать различные способы поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать несложные исследования,
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
строить речевое высказывание в устной форме;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией других участников процесса обучения, корректно и аргументированно отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
Учащиеся получат возможность научиться
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
навыки объективного отношения к себе и другим;
положительная эмоционально-мотивационная установка по отношению к себе и окружающим;
навыки конструктивного взаимодействия в группах;
умения и навыки, содействующие осознанному выбору толерантных вариантов поведения относительно культурного, религиозного и этнического разнообразия группы.
гражданская идентичность как личности и гражданина, любящего свой край, свою Родину, её народ, историю и культуру.
Учащиеся получат возможность для формирования:
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
устойчивого интереса к познанию и расширению своего кругозора.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся
должны знать:
•названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
•как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
•5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
•5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
•5-6 названий национальных блюд;
•несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
•«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
•об экологии, о роли природы в жизни человека;
•об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
•о ремеслах, мастерах Крыма;
•о национальной одежде и кухне народов Крыма;
•о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
•о семейных святынях;
•о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
•рассказать, как готовится его любимое блюдо;
•одеть куклу в элементы национального костюма;
•вести диалог с товарищами;
•сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
•с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
•использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 2 КЛАССА
«МЕСТО, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ»
Содержание учебного материала Требования к уровню подготовки учащихся
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Крым — край, в котором мы живем Знать цели и задачи курса
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека
Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями
Раздел «История» (6 часов)
«Памятник» — от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев
Раздел «Традиционная и современная культура» (12 часов)
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии
Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища
Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. Уметь лепить из глины (теста, пластилина и т. д.) предметы домашней утвари. Иметь представление о различных видах керамики
Общегосударственные праздники (День народного единства, День России, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День воссоединения Крыма с Россией и др.) Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
Язык соседа (4 часа)
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы» Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях
Раздел «Аксиология» (2 часа)
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства
Памятники и святые места, которые нас объединяют Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий
Раздел «Конфликтология» (4 часа)
Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Итоговая проверочная работа проводится в форме конкурса «Знатоки родного края»
Литература
«Культура добрососедства». Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Республики Крым. Редактор-составитель:
М. А. Араджиони. «АнтиквА», Симферополь, 2006 г.
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по плану №
по
факту Тема
занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Дата
по плану по факту
1 Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве
Тетр.стр. 2 Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» Географическая среда (5 часов)
2 Природа в нашем окружении.
Тетр.стр. 70 Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека 3-4 Крымский лес.
Тетр.стр. 74 Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека 5 Что дают растения человеку. 
Тетр.стр. 78 «Зеленая аптека» в нашем регионе  Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать 6 Уголок природы в классе и дома.
Тетр.стр. 34 Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями История (6 часов)
7 «Памятник» — от слова «память».
Тетр.стр. 12 Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) 8 Представление о Крыме как о перекрёстке культур
Тетр.стр. 16 Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур 2 четверть
9 Где и как учились раньше дети в Крыму.
Тетр.стр. 58 Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители 10 Происхождение названия улицы, на которой находится школа.
Тетр.стр. 62 Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников  Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся 11 Что такое музей?
Тетр.стр. 64 Что такое музей? Какие бывают музеи? Знать, что такое музей, какие бывают музеи. Иметь представление о роли и значении музеев 12 Музей в нашей жизни Правила поведения в музее. Музеи родного города. Знать правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев. Знать какие музеи есть в родном городе. Традиционная и современная культура (12 часов)
13 Архитекту-ра Крыма.
Тетр.стр. 22 Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии 14-15 Строим город будущего.
Тетр.стр. 82, 28, Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека 3 четверть
16 Украшаем свой дом.
Тетр.стр. 30 Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом 17 Обряды различных этносов Крыма.
Тетр.стр. 16 Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища  Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища 18 Обряды различных этносов Крыма.
Тетр.стр. 38 Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища  Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища 19 Новоселье.
Тетр.стр. 42 Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья 20 Гостеприимство.
Тетр.стр. 46 Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях 21-22 Ремесла Крыма.
Тетр.стр. 66 Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.
Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 23-24 Государственные праздники
Тетр.стр. 50 Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.)  Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников Язык соседа (4 часов)
25-26 Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе.
Тетр.стр. 8 Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе 4 четверть
27 Учимся говорить на языке соседа.
Тетр.стр. 44 «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством 28 Национальный фольклор
Тетр.стр. 6 Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях Аксиология (2 часа)
29 Святые места
Тетр.стр. 14 Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства 30 Памятники и святые места, которые нас объединяют 
Тетр.стр. 20 Памятники и святые места, которые нас объединяют  Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий Конфликтология (4 часов)
31-32 Мы разные, но мы едины.
Тетр.стр. 4 Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 33-34 Всегда ли нам легко общаться.
Тетр.стр. 54 Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций