Методическая разработка урока по обществознанию Экономика и государство (11 класс)

Тема урока: «Экономика и государство». 11 класс. Бармина Мария Сергеевна
Цели изучении темы:
Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.
Обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, подоходный налог, государственный бюджет, функции государства в экономике.
Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений и процессов.

Ход урока

Примерный план изучения темы
Повтор материала прошлых уроков (экономические системы) 5 мин.
Экономические функции государства в условиях современной рыночной экономики.12мин.
Инструменты регулирования в экономике. 7 мин.
Денежно кредитная и бюджетно-налоговая политика. 10 мин.
Налоговая система
Подведение итогов урока. Ответ на вопрос, поставленный в начале урока: Нужна ли рынку помощь государства? 4 мин.
Тест из 6 вопросов для закрепления темы. 8 мин.

Какие экономические системы вам известны?
Должны ответить: рыночная, административно-командная, традиционная, смешанная (дать краткую характеристику)
Какая из экономических систем является более эффективнее и распространенной в наше время?
Должны ответить: смешанная экономическая система. 2. Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения подпункта экономические функции государства. Учащиеся должны заполнить следующую схему.








3. Инструменты регулирования в экономике.
Фиксальная и монетарная политика, правовое регулирование.
Методы воздействия на экономику – прямые и косвенные;
Методы государственного регулирования: правовое, финансово-кредитное, госзаказы, кредитно-денежная система, экономическое программирование.
4. Денежно кредитная и бюджетно-налоговая политика. Представители экономических школ кейнсианцы – Дж.Кейнс; монетаристы – Дэвид Юм, Милтон Фридмен (Фридман)
5. Налоговая система.
При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.




















Указываются и основные источники доходов государства:
налоги;
прибыль государственных предприятий;
средства от продажи государственных ценных бумаг,
доходы от приватизации.
6. Вопрос о денежно-кредитном регулировании рассматривается на основе учебника. Школьники читают последний раздел параграфа и отвечают на вопросы:
Каковы функции Центрального банка?
Как величина учетной ставки влияет на приток инвестиций?

Экономические функции государства


налоги

С продаж

С оборота

На наследство

На имущество

Таможенная пошлина

Акциз

На добавленную стоимость

На товары и услуги, включаются в их цену

Косвенные налоги

На прибыль

На доходы и имущество

Прямые налоги

Подоходный




15