Лекция на тему Финансы в рыночной экономике


Лекция 3. Финансы в рыночной экономике
ПЛАН
Основы финансовых отношений.
Финансовая политика государства, ее принципы.
Финансовый контроль, его принципы.
1
Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи.
Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.
Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.
Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.
И финансы, и кредит − результат развития денежных отношений и их часть. Но финансовые отношения — это более широкое понятие, чем кредитные, которые представляют собой структурную составляющую финансовых отношений. Взаимосвязь и взаимопроникновение финансовых и кредитных отношений проявляются в том, что кредитные организации могут получать прибыль и перераспределять ее, на счетах центрального банка хранятся и с них распределяются доходы госбюджета. Однако в отличие от финансовых, кредитные отношения обусловлены возвратностью, срочностью и платностью. Финансовые же отношения носят лишь целевой характер, что, кстати, характерно и для кредитных отношений.
Классификация финансовых отношений
Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).
2
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют:
1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;
2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:
1) специфику внутренней и международной обстановки;
2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
 Общими принципами формирования финансовой политики государства
являются:
1. Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.
2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Это осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.
3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.
4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма.
5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Она является способом финансового регулирования с использованием финансовых рычагов (налоги, таможенные сборы, тарифы, государственные расходы).
3
Финансовый контроль – это:
1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;
2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. 
Классификация видов финансового контроля:
1) по времени проведения:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий;
2) по субъектам контроля:
а) президентский;
б) органов представительной власти и местного самоуправления;
в) органов исполнительной власти;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный;
е) внутрихозяйственный;
ж) аудиторский;
3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;4) по форме проведения: обязательный; инициативный;
5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.
Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.  Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами.
Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством.
Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.
Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.
Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.
Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.
Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. 
Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информа-цию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает "качество информации", т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого - предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.